URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии: Нейролингвистический анализ Обложка Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии: Нейролингвистический анализ
Id: 315819
739 р.

КЛИНИЧЕСКИЕ проблемы АФАЗИИ:
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ анализ. Изд. 3

Клинические проблемы афазии: Нейролингвистический анализ 2024. 232 с.

Аннотация

Настоящая книга, автор которой — доктор медицинским наук, профессор Е.Н.Винарская, стала первой монографией, написанной клиницистом по нейролингвистике — новой пограничной науке, возникшей в наше время на стыке невропатологии и лингвистики, дисциплин биологического и гуманитарного профилей.

Книга направлена на обсуждение прежде всего клинических проблем афазии. Благодаря нейролингвистическому подходу открываются новые возможности в решении... (Подробнее)


Содержание
top
Введение6
Глава 1. Что такое афазия?8
1.1. Из истории развития понятия «афазия»8
1.2. Концепция афферентной моторной афазии; ee неразработанные и спорные стороны29
1.3. Перспективы нейролингвистического исследования афферентной моторной афазии35
Глава 2. Методика нейролингвистического исследования больных с афферентной моторной афазией42
2.1. Методика исследования первичного расстройства речи42
2.2. Методика исследования актов речевого общения48
2.3. Схема нейролингвистического исследования больного50
Глава 3. Клиническая характеристика обследованных больных с афферентной моторной афазией52
3.1. Нейролингвистическое исследование I54
3.1.1. Исследование первичного расстройства речи54
3.1.2. Исследование актов речевого общения54
3.2. Нейролингвистическое исследование II63
3.2.1. Исследование первичного расстройства речи63
3.2.2. Исследование актов речевого общения64
Глава 4. Нейролингвистическое исследование первичного расстройства речи у больных с афферентной моторной афазией72
4.1. Функциональный уровень первичного расстройства речи72
4.2. Качественная характеристика первичных расстройств речи74
4.2.1. Методика статистической обработки материалов нейролингвистического исследования75
4.2.2. Избирательное первичное расстройство гностико-праксического функционального уровня76
4.2.3. Избирательное первичное расстройство символического языкового уровня84
4.3. Значение нейролингвистического исследования первичного расстройства речи при афферентной моторной афазии93
Глава 5. Нейролингвистическое исследование актов речевого общения у больных с афферентной моторной афазией97
5.1. Приспособительное значение актов речевого общения97
5.2. Собственная речь98
5.3. Понимание речи111
5.4. Повторение120
5.5. Письмо132
5.6. Чтение137
5.7. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения147
Глава 6. Клинические проблемы афазии в свете проведенного нейролингвистического исследования151
6.1. Апраксические, агностические и афазические расстройства речи151
6.1.1. Уровневая неоднородность выделяемых в клинике афазических синдромов151
6.1.2. Артикуляторная апраксия и моторная афазия156
6.1.3. Слуховая речевая агнозия и сенсорная афазия159
6.1.4. Афазия — расстройство языкового уровня речевой функциональной системы161
6.2. Афазия как расстройство приспособительной речевой деятельности165
6.2.1. Вероятностное прогнозирование в актах речевого общения165
6.2.2. Спонтанные компенсаторные перестройки целостной речевой функциональной системы при афазии169
6.2.3. Негативные и позитивные симптомы афазических синдромов173
6.3. Проблема локализации речевых функций и клинико-анатомические корреляции афазии176
6.3.1. Системно-вероятностный принцип соотношений функциональных и структурных единиц в речевой деятельности176
6.3.2. Клинико-анатомические корреляции афазических синдромов178
6.4. Вопросы диагностики афазий187
6.4.1. Синдромологический диагноз афазии188
6.4.2. Патогенетический диагноз афазии189
6.4.3. Топический диагноз афазий194
6.4.4. Классификационные схемы афазий196
Глава 7. Проблема кинестезий200
Приложение Краткий словарь специальных терминов216
Литература222

Об авторе
top
photoВинарская Елена Николаевна
Доктор медицинских наук, профессор. Работала в области диагностики расстройств речи и мышления при очаговых поражениях мозга, а также в таких смежных с клинической невропатологией сферах, как теоретическая неврология, нейропсихология, нейролингвистика, психофизиология и бионика. Столь разнообразный профессиональный опыт был интегрирован автором под углом зрения злободневных проблем нашего времени в ряде публикаций, среди которых важное место занимает книга «Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка» (М.: URSS). В этой работе отразилось творческое мышление Е. Н. Винарской, ее умение выдвигать оригинальные научные гипотезы, синтезировать полидисциплинарные факты в свете функционально-системных идей, подтверждая их при этом примерами из своего богатого практического опыта.

Е. Н. Винарская является также автором книг: «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии» (М., 1987), «Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения» (М., 1994), учебных пособий: «Выразительные средства текста (на материале русской поэзии)» (М., 1989) и «Возрастная фонетика» (в соавт. с Г. М. Богомазовым; М., 2005); ее научные статьи опубликованы в научных журналах и сборниках.