Введение | 6
|
Глава 1. Что такое афазия? | 8
|
1.1. Из истории развития понятия «афазия» | 8
|
1.2. Концепция афферентной моторной афазии; ee неразработанные и спорные стороны | 29
|
1.3. Перспективы нейролингвистического исследования афферентной моторной афазии | 35
|
Глава 2. Методика нейролингвистического исследования больных с афферентной моторной афазией | 42
|
2.1. Методика исследования первичного расстройства речи | 42
|
2.2. Методика исследования актов речевого общения | 48
|
2.3. Схема нейролингвистического исследования больного | 50
|
Глава 3. Клиническая характеристика обследованных больных с афферентной моторной афазией | 52
|
3.1. Нейролингвистическое исследование I | 54
|
3.1.1. Исследование первичного расстройства речи | 54
|
3.1.2. Исследование актов речевого общения | 54
|
3.2. Нейролингвистическое исследование II | 63
|
3.2.1. Исследование первичного расстройства речи | 63
|
3.2.2. Исследование актов речевого общения | 64
|
Глава 4. Нейролингвистическое исследование первичного расстройства речи у больных с афферентной моторной афазией | 72
|
4.1. Функциональный уровень первичного расстройства речи | 72
|
4.2. Качественная характеристика первичных расстройств речи | 74
|
4.2.1. Методика статистической обработки материалов нейролингвистического исследования | 75
|
4.2.2. Избирательное первичное расстройство гностико-праксического функционального уровня | 76
|
4.2.3. Избирательное первичное расстройство символического языкового уровня | 84
|
4.3. Значение нейролингвистического исследования первичного расстройства речи при афферентной моторной афазии | 93
|
Глава 5. Нейролингвистическое исследование актов речевого общения у больных с афферентной моторной афазией | 97
|
5.1. Приспособительное значение актов речевого общения | 97
|
5.2. Собственная речь | 98
|
5.3. Понимание речи | 111
|
5.4. Повторение | 120
|
5.5. Письмо | 132
|
5.6. Чтение | 137
|
5.7. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения | 147
|
Глава 6. Клинические проблемы афазии в свете проведенного нейролингвистического исследования | 151
|
6.1. Апраксические, агностические и афазические расстройства речи | 151
|
6.1.1. Уровневая неоднородность выделяемых в клинике афазических синдромов | 151
|
6.1.2. Артикуляторная апраксия и моторная афазия | 156
|
6.1.3. Слуховая речевая агнозия и сенсорная афазия | 159
|
6.1.4. Афазия — расстройство языкового уровня речевой функциональной системы | 161
|
6.2. Афазия как расстройство приспособительной речевой деятельности | 165
|
6.2.1. Вероятностное прогнозирование в актах речевого общения | 165
|
6.2.2. Спонтанные компенсаторные перестройки целостной речевой функциональной системы при афазии | 169
|
6.2.3. Негативные и позитивные симптомы афазических синдромов | 173
|
6.3. Проблема локализации речевых функций и клинико-анатомические корреляции афазии | 176
|
6.3.1. Системно-вероятностный принцип соотношений функциональных и структурных единиц в речевой деятельности | 176
|
6.3.2. Клинико-анатомические корреляции афазических синдромов | 178
|
6.4. Вопросы диагностики афазий | 187
|
6.4.1. Синдромологический диагноз афазии | 188
|
6.4.2. Патогенетический диагноз афазии | 189
|
6.4.3. Топический диагноз афазий | 194
|
6.4.4. Классификационные схемы афазий | 196
|
Глава 7. Проблема кинестезий | 200
|
Приложение Краткий словарь специальных терминов | 216
|
Литература | 222
|
Винарская Елена Николаевна Доктор медицинских наук, профессор. Работала в области диагностики расстройств речи и мышления при очаговых поражениях мозга, а также в таких смежных с клинической невропатологией сферах, как теоретическая неврология, нейропсихология, нейролингвистика, психофизиология и бионика. Столь разнообразный профессиональный опыт был интегрирован автором под углом зрения злободневных проблем нашего времени в ряде публикаций, среди которых важное место занимает книга «Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка» (М.: URSS). В этой работе отразилось творческое мышление Е. Н. Винарской, ее умение выдвигать оригинальные научные гипотезы, синтезировать полидисциплинарные факты в свете функционально-системных идей, подтверждая их при этом примерами из своего богатого практического опыта.
Е. Н. Винарская является также автором книг: «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии» (М., 1987), «Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения» (М., 1994), учебных пособий: «Выразительные средства текста (на материале русской поэзии)» (М., 1989) и «Возрастная фонетика» (в соавт. с Г. М. Богомазовым; М., 2005); ее научные статьи опубликованы в научных журналах и сборниках.