В данной книге по обучению решению олимпиадных задач – что предполагает становление творческой личности – материал переработан и использован с ориентацией на особенности возраста младших школьников. Впервые обучение учащихся рассматривается не только с учетом общего младшего школьного возраста, но и внутри возрастного разграничения – кризисного и стабильного возраста. В современном социальном обществе, характеризующемся рыночными отношениями, преуспевающими становятся люди, которые умеют творчески мыслить. Они в состоянии нестандартно решить проблему и прийти к оптимальному заключению. В настоящее время российское образование нацелено на становление творческой личности. Любой школьник, научившись решать олимпиадные задачи, не только сможет подойти к этапу "озарения" (озарение же будет зависеть от его способностей), но и, по большому счету, по-новому будет воспринимать мир, оценивать происходящее вокруг, предвидеть наиболее успешный план решения проблемы. Специфика излагаемого материала заключается в том, что: – изложение проблемы обучения решению нестандартных задач происходит с ориентацией на современные установки рыночной экономики; – глубокое раскрытие данного вопроса с теоретических позиций основано на научных исследованиях, которые обосновывают, изменяют и углубляют обучение в аналитико-синтетическом направлении мышления; – направление методики предполагает формирование и развитие умений младших школьников мыслить неординарно и, решая нестандартные задачи, чувствовать себя уверенно в жизни; – дается решение ряда проблем, которые возникают в процессе обучения решению нестандартных задач младших школьников; – предлагаются обобщенные, испытанные на практике рекомендации, приемы, советы, системы; – классифицируется обучение решению нестандартных задач по изучаемым разделам математики и по уровням сложности в соответствии с возрастом учащихся. Мы старались употреблять простой, легкодоступный язык. Применяя какое-либо специфическое понятие, здесь же, в контексте, давали ему пояснение. Ряд терминов часто используется во многих значениях. Определимся с основополагающими понятиями, которые задействованы в книге. 1. Задача – это поставленная цель, которую стремятся достигнуть (в широком смысле слова). 2. Математическая задача – это вопрос, требующий решения на основе определенных знаний и размышлений. 3. Олимпиадной задачей называют определенное задание из какой-либо области знаний, данное учащимся для соревнования на лучшее его выполнение (первая математическая олимпиада школьников состоялась в 1934 г. в Ленинграде). 4. Нестандартной задачей является задача, содержащая в себе нечто оригинальное, творческое. После изложения определенного куска теоретического материала, раскрывающего ту или иную суть проблемы, помещены стержневые вопросы, на которые следует ответить с целью более глубокого осознания прочитанного. Даны рекомендации, являющиеся прямыми указаниями к действию. Рекомендация 1 Творчество весьма важно для людей любого возраста: его значимость ощущается на любом жизненном этапе, как при создании ценностей, так и в повседневной жизни. От его наличия зависит, по большому счету, судьба человека, но оно не дается в готовом виде, ему надо учить – и чем раньше, тем лучше. Книга будет полезна для всех, кто имеет дело, непосредственно или опосредованно, с младшими школьниками. Она является полным курсом по обучению решению нестандартных задач данного возраста. Дрозина Валентина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета, член Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ (Челябинское отделение), руководитель научно-исследовательской лаборатории. Основатель нового направления в изучении проблемы творчества — синоптического синтеза. Автор множества учебно-методических и научных работ.
Дильман Валерий Лейзерович
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой математического анализа и методики преподавания математики Южно-Уральского государственного университета. Автор двух монографий и более 200 научных публикаций по математике и ее приложениям: дифференциальным и интегральным уравнениям, комплексному анализу, теории пластичности и прочности, математическому моделированию, методике преподавания математики. Автор около 30 учебных пособий по различным разделам математики и технологии преподавания математики студентам и школьникам. Среди его учеников — победители и призеры Всероссийской математической олимпиады школьников.
Дрозин Дмитрий Александрович Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной математики и программирования Южно-Уральского государственного университета.
|