URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи Обложка Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи
Id: 315343
785 р.

Коммуникативные стратегии и тактики русской речи Изд. 9, доп.

URSS. 2024. 320 с. ISBN 978-5-9519-4602-7.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге представлено описание коммуникативных стратегий и тактик современной русской речи. Рассматриваются процессы речевого планирования и контроля, приемы вариативной интерпретации действительности. На основе анализа речевого взаимодействия разработаны лингвометодические принципы обучения коммуникативным стратегиям и тактикам.

Книга адресована филологам, культурологам, психологам-практикам, а также всем интересующимся проблемами эффективного общения.... (Подробнее)


Содержание
top
ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТОМУ ИЗДАНИЮ5
ПРЕДИСЛОВИЕ8
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ13
1.1. Феномен жизни — в фокусе лингвистических исследований конца XX века13
1.2. Проблемы речевого воздействия в аспекте речевых стратегий20
1.2.1. Типология речевого воздействия22
1.2.2. Коммуникативные стратегии подчинения (по материалам американских исследований)26
1.2.3. Языковые «инструменты власти»32
1.2.4. Когнитивные категории базового уровня как инструмент речевого воздействия41
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КАК РЕАЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ51
2.1. основные предпосылки изучения речевых стратегий51
2.2. что такое речевая стратегия? (первое приближение)54
2.3. речевые стратегии и различные теории речевого общения и обработки знаний56
2.3.1. Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения56
2.3.2. Теория речевого общения и речевые стратегии62
2.3.3. Речевые стратегии в аспекте исследования «единиц общения»70
2.3.4. Стратегический подход и когнитивные исследования дискурса81
ГЛАВА 3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ: ПРИНЦИПЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА93
3.1. Два кита речевой стратегии: прогнозирование и контроль93
3.2. Гибкость как конституирующий признак речевой стратегии100
3.3. Речевые стратегии на фоне других речевых действий102
3.4. типология речевых стратегий104
3.5. Речевая стратегия и речевая тактика109
3.6. Речевая тактика и коммуникативные ходы114
3.7. Языковые показатели речевых тактик130
ГЛАВА 4. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ РУССКОЙ РЕЧИ: ОБРАЗЦЫ И КОММЕНТАРИИ139
4.1. Семантический тип речевых стратегий. Стратегия и тактики уговаривания141
4.1.1. Уговоры, просьба, убеждение: критерии разграничения тактик141
4..2. Признаки и правила уговаривания146
4.1.3. Комплексный анализ уговоров как речевой тактики156
4.2. Семантический тип речевых стратегий: стратегия и тактики дискредитации160
4.2.1. Оскорбление, издевка, обвинение: специфика тактик160
4.2.2. Чубайс как протеже старика Хоттабыча, или Речевая тактика оскорбления162
4.2.3. «Правила» и условия успешности оскорбления164
4.2.4. Коммуникативные ходы реализующие тактику оскорбления и издевки167
4.3. Прагматический тип речевых стратегий. Эмоционально настраивающие тактики: комплимент177
4.3.1. Коммуникативная цель речевой тактики комплимента и ее отличие от целей смежной речевой тактики — похвалы178
4.3.2. Когнитивные предпосылки, позиции сторон и условия успешности комплимента180
4.3.3. Классификация комплиментов185
4.3.4. Некоторые особенности формальной организации коммуникативных ходов в тактике комплимента187
4.3.5. Инициативные речевые ходы в тактике комплимента188
4.3.6. Последовательность ходов в речевой тактике комплимента190
4.3.7. Комплимент как компонент других речевых тактик191
4.4. Прагматический тип речевых стратегий. Стратегия самопрезентации (на материале политической риторики)193
4.4.1. Имидж: к истории понятия194
4.4.2. Имидж политика. Вводные замечания197
4.4.3. Структура речевого имиджа. Доминанта имиджа и ее языковые маркеры198
4.4.4. Семантическая категория "свой круг"202
4.4.5. Категория персонификации в аспекте создания имиджа205
4.5. Диалоговый тип речевых стратегий: контроль над инициативой206
4.5.1. Метатекстовые показатели воздействия собеседников на ход диалога211
4.5.2. Естественный порядок смены ролей в диалогической речи213
4.5.3. Перераспределение инициативы в диалоге214
4.5.4. Сохранение инициативы в диалоге219
4.5.5. Тактика завершения разговора225
4.6. Риторический тип речевых стратегий. Рекламная речевая тактика перераспределения межличностного пространства228
4.6.1. Модель личности в аспекте речевого воздействия229
4.6.2. Понятие «своей территории» в межличностной коммуникации230
4.6.3. Коммуникативный контекст и социальные конвенции в аспекте речевого взаимодействия231
4.6.4. Речевая тактика рекламной экспансии232
ГЛАВА 5. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ235
5.1. Формирование представлений о речевой стратегии и тактике — основа для выработки навыков вариативного поведения237
5.2, фреймирование и рефреймирование240
5.3. модель речевой тактики как схема планирования речевых действий246
5.4. речевые действия в потенциально конфликтных ситуациях: такт и тактики255
ГЛАВА 6. ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННЫХ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИКАХ259
6.1. речевые стратегии в аспекте лингвокреативной деятельности259
6.2. игровые стратегии в «общении на дорогах»262
6.3. меню как игровой текст266
выводы270
ЗАКЛЮЧЕНИЕ272
ИСТОЧНИКИ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА275
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ277
ПОСЛЕСЛОВИЕ297
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ307

Предисловие к 6-му изданию
top
12 лет под зонтиком коммуникативных стратегий

О времени выхода первого издания этой книги прошло 12 лет. Публикация первой монографии схожа с рождением первого ребенка: от тревоги по поводу твоей "материнской состоятельности" ты переходишь к более спокойному периоду наблюдения. Ребенок растет, развивается и в какой-то момент начинает жить самостоятельной жизнью. Но нет такой матери, которая бы не мечтала о том, чтобы эта жизнь оправдала ее ожидания.

Какие ожидания может лелеять автор? Наверное, чтобы круг читателей книги был шире, чем ближайшие родственники, дождавшиеся окончания титанического труда, и благодарные ученики, в пылу написания дипломов и курсовых затирающие ее нетленные страницы. Вероятно, автор надеется, что его опус окажется полезным некоторым представителям научного сообщества, которые оценят выбор проблемы, предлагаемую методику или даже небезынтересный комментарий к конкретному примеру. Скорее всего, вменяемый автор не задумывается о том, каков будет индекс цитирования у создаваемой им книги (это все равно как во время беременности планировать политический рейтинг будущего ребенка). И уж точно создатель научного труда не предполагает, что однажды на конференции к нему подойдет немолодой ученый и скажет: – Боже мой, как я рад, что встретил вас! (тут он осечется, но вы доскажете: живым!) Ведь мы учились по вашей книге!

К счастью или удивлению, но все предположения автора (как и его непредположения) воплотились в жизнь. Описание речевого поведения в терминах коммуникативных стратегий и тактик за последнее десятилетие стало одним из наиболее популярных лингвистических маршрутов. Нелепо было бы считать это заслугой отдельного автора и конкретной книги. Понятие стратегии, заимствованное многими гуманитарными науками (не только лингвистикой) из военной сферы, оказалось необыкновенно востребованным в тех областях, где речь идет о достижении долговременных результатов, требующих эффективного планирования и контроля за его осуществлением. По мнению маркетологов-практиков, это "динамический образец организационных действий, которому менеджеры придают законченный вид, называя их в совокупности стратегией. То есть ситуация развивается как бы сама по себе, но в конце концов кто-то предпринимает попытку ее осмыслить и представить отдельные тактические действия как факты проявления общей стратегии. Другими словами, делается попытка отыскать своего рода зонтик, под защитой которого якобы все последовательно и происходит" [Смит, Бэрри, Пулфлорд 2001:100]

Поиск подобного зонтика происходит и в лингвистике. Чем больше современный носитель языка задумывается об эффективности своих речевых действий (будь то сфера политики, бизнеса, культуры, науки, межличностного общения), тем более актуальным становится стратегический подход, объясняющий способы достижения желаемого результата. В связи с этим автор надеется, что новое издание книги найдет своего читателя. Книга дополнена главой, посвященной игровым стратегиям, без которых, как представляется, спектр целей говорящего и предоставляемых ему языком возможностей был бы неполным.

Благодарю всех моих аспирантов и соискателей, защитивших за прошедшие 12 лет диссертации по проблематике, которая нас объединила не только в научный, но и в дружеский круг: П.О.Миронову, И.В.Коноваленко, П.В.Токареву, О.Г.Никонорову, Э.В.Акаеву, О.А.Плотникову, Е.В.Фроїлову, Н.А.Тюленеву, М.Х.Рахимбергенову, Т.С.Глушкову, А.Г.Квят, В.Ю.Варавкину. И надеюсь, что это "стратегическое" сообщество будет расширяться.


Об авторе
top
photoИссерс Оксана Сергеевна
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Автор более 300 работ в области коммуникативной лингвистики, политического, рекламного, масс-медийного дискурсов, теории речевого воздействия, в том числе монографии «Дискурсивные практики нашего времени» (URSS), учебного пособия «Речевое воздействие»; ответственный редактор коллективной монографии «Новые медиа в России: Активные процессы в языке и коммуникации» (URSS).

Заслуженный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Работала в качестве приглашенного исследователя и профессора в университетах США, Финляндии, Германии, Эстонии, Латвии, Казахстана. Стипендиат программы Фулбрайта. Лингвист-эксперт.