Введение | 5
|
Часть 1. Моделирование в науке. Моделирование интеллекта | 9
|
Глава 1. Моделирование как метод научного исследования | 9
|
§ 1. Природа научного моделирования | 9
|
§ 2. Структура акта моделирования | 28
|
Глава 2. Моделирование в структуре научного мышления | 42
|
§ 1. Модельный эксперимент и его роль в науке | 42
|
§ 2. Моделирование и проблема научного описания | 47
|
§ 3. Роль моделирования в теоретическом исследовании | 56
|
§ 4. Предсказательная функция модели | 83
|
§ 5. Критериальная функция модели | 93
|
Глава 3. Методология познания и научные когнитивные репрезентации | 102
|
§ 1. Познание и когнитивное моделирование | 102
|
§ 2. Когнитивное соответствие и репрезентирование | 110
|
§ 3. Атрибутивные процессы и репрезентирование | 115
|
§ 4. Формы и структура когнитивных репрезентаций | 120
|
§ 5. Человеческий интеллект, его модели и репрезентирование | 134
|
§ 6. Internet и перспективы когнитивного моделирования | 144
|
Заключение | 154
|
Литература | 160
|
Часть 2. Информационное моделирование | 162
|
Глава 1. Моделирование в информатике | 162
|
Глава 2. Методология современных информационных технологий | 186
|
§ 1. Репрезентации научного познания и информатика | 186
|
§ 2. Понятие информации и содержание информатики | 189
|
§ 3. Общие проблемы философии и развитие информатики | 198
|
§ 4. Познание и прогресс информатики | 205
|
§ 5. Информатика и развитие системных представлений | 220
|
§ 6. Информатика и исследование систем управления | 225
|
§ 7. Структура информационного моделирования | 234
|
§ 8. Моделирование и научное предвидение | 245
|
Литература | 251
|
Приложение. Методология научного познания: полезный обзор | 252
|
§ 1. Предмет методологии науки | 252
|
§ 2. Концепция научного знания К. Поппера | 254
|
§ 3. Подход к эволюции научного знания Т. Куна | 257
|
§ 4. Концепция развития науки И. Лакатоса | 260
|
§ 5. «Личностное знание» М. Полани | 263
|
§ 6. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда | 266
|
§ 7. «Новый рационализма» Г. Башляра | 268
|
§ 8. Историконаучная концепция А. Койре | 270
|
§ 9. «Тематический анализ» науки Дж. Холтона | 271
|
§ 10. «Человеческое понимание» Ст. Тулмина | 272
|
§ 11. «Новый диалог человека с природой» И. Пригожина | 274
|
§ 12. «Этос науки» Р. Мертона | 275
|
§ 13. Когнитивная наука как современная научно-исследовательская программа | 279
|
§ 14. Эволюционная эпистемология | 282
|
§ 15. Теория социальных представлений С. Московиси | 293
|
Литература | 302
|
Баксанский Олег Евгеньевич Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г.