Введение | 3
|
1. Уравнения движения самолетов и вертолетов | 12
|
1.1. Уравнения движения самолета | 14
|
1.2. Уравнения движения вертолетов | 19
|
1.2.1. Уравнения движения соосного вертолета | 19
|
1.2.2. Уравнения движения одновинтового вертолета | 24
|
2. Модели аэродинамических характеристик самолетов и вертолетов | 30
|
2.1. Аэродинамические характеристики самолетов | 33
|
2.1.1. Аэродинамические коэффициенты в продольном движении | 33
|
2.1.2. Аэродинамические коэффициенты в боковом движении | 36
|
2.1.3. Линеаризованные аэродинамические характеристики самолета | 37
|
2.1.4. Нелинейные аэродинамические характеристики самолета | 39
|
2.2. Аэродинамические характеристики линеаризованной модели вертолета | 42
|
2.3. Нестационарные явления в аэродинамических характеристиках | 43
|
3. Уравнения движения и модели аэродинамических характеристик дирижабля | 48
|
3.1. Уравнения продольного движения дирижабля | 50
|
3.1.1. Балансировка дирижабля в установившемся горизонтальном полете | 52
|
3.1.2. Информационно-измерительная система дирижабля в продольном движении | 55
|
3.2. Линеаризованные уравнения продольного возмущенного движения дирижабля | 56
|
3.3. Уравнения бокового движения дирижабля | 59
|
3.3.1. Информационно-измерительная система дирижабля в боковом движении | 60
|
4. Практическая локальная идентифицируемость параметров линеаризованных моделей Л А | 61
|
4.1. Постановка задачи | 63
|
4.2. Точность оценивания параметра | 64
|
4.3. Условия практической локальной идентифицируемости параметра | 65
|
4.4. Идентифицируемость параметра в эксперименте с конечным временем | 69
|
4.5. Практическая идентифицируемость аэродинамических коэффициентов самолета в летных испытаниях | 71
|
5. Информационно—измерительная система и тестовые маневры в летных экспериментах | 76
|
5.1. Измеряемые переменные в летных испытаниях | 77
|
5.2. Типовые тестовые маневры | 80
|
5.3. Оптимальные тестовые сигналы в задаче идентификации линейных динамических систем | 81
|
5.3.1. Постановка задачи планирования тестовых сигналов | 82
|
5.3.2. Критерии оптимальности тестовых сигналов и допустимые управления | 83
|
5.3.3. Точность оценивания параметров | 86
|
5.3.4. Решение задачи оптимизации тестовых сигналов | 88
|
5.3.5. Численные алгоритмы оптимизации тестовых сигналов | 90
|
5.3.6. Планирование управления в летном эксперименте | 92
|
5.4. Планирование гармонических тестовых сигналов в задаче идентификации динамических систем | 94
|
5.4.1. Постановка задачи планирования тестовых сигналов | 95
|
5.4.2. Допустимые входные и выходные сигналы | 96
|
5.4.3. Точность оценивания параметров на допустимых тестовых сигналах | 98
|
5.4.4. Решение задачи планирования гармонических тестовых сигналов | 100
|
5.4.5. Планирование тестового гармонического закона управления в летных испытаниях | 101
|
5.5. Планирование специальных идентифицирующих тестовых сигналов в линейных динамических системах | 104
|
5.5.1. Постановка задачи планирования тестовых сигналов | 106
|
5.5.2. Допустимые тестовые сигналы | 107
|
5.5.3. Точность оценивания на допустимых тестовых сигналах | 109
|
5.5.4. Свойства матриц Dkl | 111
|
5.5.5. Решение задачи планирования тестовых сигналов | 112
|
5.5.6. Численный алгоритм вычисления тестового сигнала | 113
|
5.5.7. Планирование закона управления в летном эксперименте | 115
|
6. Методы идентификации постоянных параметров динамических систем | 118
|
6.1. Метод наименьших квадратов | 119
|
6.1.1. Аналитическое вычисление оценки метода наименьших квадратов | 121
|
6.1.2. Свойства МНК-оценки ϴ | 121
|
6.1.3. Метод дифференциальной аппроксимации | 122
|
6.2. Метод максимального правдоподобия | 124
|
6.2.1. Свойства оценок максимального правдоподобия | 125
|
6.2.2. Оценивание параметров динамических систем методом максимального правдоподобия | 126
|
6.3. Идентификация параметров частотно-временным методом | 128
|
6.3.1. Идентификация параметров в частотной области | 130
|
6.3.2. Оценивание параметров и запаздываний в измерениях состояния линейных систем | 135
|
6.3.3. Идентификация нелинейной динамической системы | 139
|
7. Адаптивная идентификация переменных параметров динамических систем | 146
|
7.1. Адаптивная идентификация переменных параметров на основе функции Ляпунова | 147
|
7.1.1. Алгоритмы адаптивной идентификации динамических систем | 148
|
7.1.2. Пример адаптивной идентификации динамической системы | 154
|
7.2. Эвристический анализ задачи идентификации динамической системы с переменными параметрами | 157
|
7.3. Адаптивное оценивание переменных параметров линейного сумматора | 160
|
7.3.1. Постановка задачи | 162
|
7.3.2. Алгоритмы адаптивного оценивания переменных весов линейного сумматора | 165
|
8. Проверка совместимости измерений и восстановление полетных данных | 173
|
8.1. Кинематические уравнения | 174
|
8.2. Восстановление данных | 176
|
9. Идентификация аэродинамических моделей Л А в имитационных экспериментах | 182
|
9.1. Имитационные эксперименты и тестирование алгоритмов идентификации | 183
|
9.2. Идентификация аэродинамического гистерезиса на самолете Cessna 172SP | 186
|
9.3. Идентификация эффективности воздушного тормоза планера ASK-21 | 188
|
9.4. Идентификация аэродинамических характеристик самолета Ан-2 | 191
|
9.5. Идентификация аэродинамических моментов соосного вертолета в боковом движении | 194
|
10.Идентификация моделей аэродинамических характеристик дирижабля | 199
|
10.1. Идентификация аэродинамических производных дирижабля в продольном движении | 200
|
10.2. Идентификация коэффициентов продольного движения дирижабля в приращениях | 210
|
Заключение | 214
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А | 220
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В | 223
|
Литература | 224
|
2) перечня характеристик, параметров и т.д., которые необходимо определить, подтвердить или опровергнуть;
3) информационно-измерительной системы и дополнительного научного оборудования, размещенного на борту летательного аппарата и/или вне летательного аппарата (на земле, подвижных измерительных комплексах, ИСЗ);
В монографии рассматриваются в качестве летательных аппаратов: самолет, вертолет и дирижабль. Каждый из этих летательных аппаратов имеет свои характерные особенности. Особенностью дирижабля как летательного аппарата, его отличие от самолета и вертолета заключается в том, что на него в полете помимо силы веса, силы тяги и аэродинамической силы действует еще одна сила — аэростатическая, влияние которой на динамику дирижабля, характеристики его устойчивости и управляемости, зависит от скорости полета и на различных скоростях проявляет себя по разному, иногда приводящей к противоположным эффектам. Кроме того, дирижабль может быть как легче, так и тяжелее воздуха. Это свойство дирижабля существенно отражается на всех этапах подготовки и проведения натурного эксперимента.
Обработку результатов натурных испытаний или летных экспериментов с целью определения аэродинамических характеристик Л А и их составляющих будем называть задачей идентификации аэродинамических характеристик по полетным данным.
Особенностями этой задачи является то, что ЛА — динамическая система и его аэродинамические характеристики зависят от переменных движения, управляющих сигналов и в целом являются нелинейными по траектории полета. Поэтому задача идентификации аэродинамических характеристик может быть поставлена и решена, если имеется возможность проведения активного летного эксперимента на специальных тестовых режимах полета, на которых влияние аэродинамических характеристик ЛА на траекторные переменные наиболее сильное.