Формирование многополярного мира происходит в сложных условиях, когда нарастает разобщенность мирового сообщества, увеличивается число конфликтов, используются протекционистские меры и торговые войны, вводятся односторонние санкции, возрастает угроза международного терроризма и наркопреступности, обостряются экологические проблемы. Изменение геополитических условий оказывает серьезное влияние на очертания нового глобального миропорядка, где теоретически должны приниматься в расчет интересы всех стран мира, где речь должна идти о равной и неделимой безопасности для всех, однако мы наблюдаем, что объемы военных бюджетов ряда стран кратно увеличиваются, а это не содействует укреплению мира и росту взаимного доверия. Неутихающие конфликты в ряде стран Африки, военная операция России на Украине по защите русскоязычного населения, кризис на Ближнем Востоке и многое другое наглядно показывают, что система разрешения противоречий, справедливого урегулирования тлеющих конфликтов, которая формировалась после Второй мировой войны, оказывается неэффективной. В таких условиях необходима совместная конструктивная работа в рамках существующей универсальной организации — ООН, укреплении ее авторитета, защите норм международного права, которые ряд стран стремятся подменить порядком или правилами. Встают задачи по совершенствованию миротворческой деятельности ООН, устранению явного дисбаланса в составе и деятельности Совета Безопасности ООН. Как отмечал министр иностранных дел России С. В. Лавров, реалии многополярного мира требуют поиска такой формулы, которая расширяла бы представленность стран Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее приемлемыми кандидатурами в постоянные члены СБ ООН, по мнению России, на данный момент являются Бразилия, Индия и ЮАР. Бразилия, признанный лидер латиноамериканского региона, в основу своей внешней политики положила принципы уважения суверенитета и территориальной целостности государства, миролюбия, мирного разрешения споров, приложила много усилий для развития норм международного права как в отношениях между странами Латинской Америки, так и с США, что нашло отражение в ряде принятых доктрин. После Первой мировой войны страна вошла в состав Лиги наций и направила свою деятельность на политику разоружения и предотвращения конфликтов между странами. После Второй мировой войны Бразилия принимает активное участие в формировании основ нового мироустройства, уделяет значительное внимание составлению Устава ООН, предлагает важные направления для деятельности Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, содействует развитию специализированных учреждений ООН. Бразилия крайне озабочена эффективностью деятельности ООН, Советом безопасности, где она уже в одиннадцатый раз была избрана непостоянным членом, выступает за справедливое реформирование ООН, обосновывает необходимость расширения Совета Безопасности и продвигает свою кандидатуру в Совет. Бразилия всегда проявляла активность в деятельности Генеральной Ассамблеи, в специализированных учреждениях и комиссиях ООН, в работе миротворческих миссий. Эта страна предложила много актуальных проблем для обсуждения в ООН, осуществила ряд конкретных программ по содействию развитию, по борьбе с голодом, по решению продовольственной проблемы, переосмыслению миротворчества и процесса миростроительства. Сама Бразилия активно реализует на своей территории цели, предложенные этой глобальной организацией для достижения устойчивого развития (ЦУР). С приходом к власти президента Луиса Инасиу Лула да Силва внешняя политика страны активизировалась: Лула посетил 21 страну с момента прихода к власти в январе 2023 г. в рамках усилий по восстановлению международной репутации Бразилии после четырех лет, в течение которых крайне правый экс-президент Ж. Болсонару резко снизил роль своей дипломатической службы, настроил против себя ключевых партнеров, включая Китай, США и ЕС, приводил в ярость ближневосточных партнеров и отказался от позиции лидера в борьбе с климатическим кризисом . В 2023 г. бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва в выступлении на открытии 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН задал серьезный тон, и ему неоднократно аплодировали во время 20-минутного выступления, в котором он позиционировал себя как упорного и рационального защитника глобального Юга и провозгласил: «Бразилия возвращается». «Бразилия восстанавливает связь с собой, с регионом и со всем миром». Он отметил растущее неравенство мира, поднял вопрос о проблемах равноправия и защиты женщин, проблемах климата, раскритиковал Совет Безопасности ООН. Он считает, что мировому сообществу нужно имеющее вес и силу для принятия решений институциональное учреждение. Бразилия выступает против попыток разделить мир на зоны влияния и вернуться к логике холодной войны. «Мы будем критически относиться к любым попыткам разделения мира на зоны влияния и возрождения холодной войны», — сказал президент. По его мнению, Совет Безопасности ООН в нынешнем виде утрачивает доверие в том числе из-за его неспособности разрешить многолетние конфликты и использования постоянными членами этого органа силовых решений для достижения своих целей. Вместе с тем он также заявил о недопустимости использования односторонних санкций, которые «не только не приводят к заявленным результатам, но и затрудняют посреднические усилия, предотвращение конфликтов и их мирное разрешение» . Для Бразилии, которая стремится к многосторонности, позитивным отношениям со всеми странами, реформа ООН представляется важным шагом в сохранении ее центральной роли и авторитета перед лицом многочисленных и сложных проблем, стоящих перед международным миром и безопасностью в XXI веке, включая финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения.
Борзова Алла Юрьевна
Доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов. Автор более 80 публикаций по внешней политике стран Латинской Америки, по дипломатии и дипломатической службе Бразилии, Бразилии и ФАО, Бразилии в ООН.
Да Коста Сантос Джонатан Кандидат исторических наук, автор более 20 работ по внешней политике Бразилии, миротворческим операциям Бразилии, по проблемам беженцев. Сотрудник Центра исследований по проблемам перемещенных лиц (NEPDA) в Государственном университете Параиба (Бразилия), член исследовательской группы по изучению проблем мира, конфликтов и безопасности (PCECS) в Бразилии. Является внешним научным сотрудником по вопросам глобального управления в Фонде глобального управления и устойчивого развития (FOGGS) в Брюсселе (Бельгия).
|