Книга предлагает содержательную основу для курсов, рассматривающих теоретические и прикладные аспекты дискурсивного анализа текстов в современной коммуникации. Книга написана с теоретико-методологических позиций лингвистики текста, лингвистики дискурса и корпусной лингвистики. Современные системы образования и науки развиваются в условиях информационного общества и общества знаний. Ключевое значение имеет способность человека работать с различными источниками информации в моно- и полиязычной языковой среде, способность структурировать и извлекать информацию и знания из различных источников. Основным средством оформления, структурирования и передачи информации является естественный язык. Информация структурируется в тексте. Поэтому технологии извлечения информации и формирования знаний должны опираться на методы анализа текстов. Представления о методах работы с текстами должны лежать в основе продуктивной компетенции лингвистов, переводчиков, специалистов, создающих техническую документацию (технических писателей). Основная цель книги состоит в описании ключевых принципов работы с текстовыми данными, представлении специальных знаний и практических подходов работы с текстом, обеспечивающих, во-первых, оптимальное формулирование содержания, и во-вторых, полноценное понимание и извлечение информации из текста, выделение ключевых тем, в том числе скрытых смыслов. Объяснительные возможности современного лингвистического анализа и достижение его доказательности и объективности связываются с сочетанием качественных и количественных методов. Качественные методы дискурсивного анализа показывают взаимосвязь языкового выражения и исторически, социально, политически, интертекстуально нагруженных контекстов использования языковых форм и структур. В развитии языкознания вообще возможно зафиксировать определенные периоды и точки подъема исследовательского интереса в сторону теорий и подходов, объясняющих язык как встроенный в социальные и культурные процессы. В лингвистике всегда сосуществовали походы к языку как структуре, формализованные методы изучения языковых явлений по образцу естественных наук и интуитивные интерпретативные подходы, рассматривающие язык вместе с говорящим на нем человеком. Структурализм, противопоставляемый функционально ориентированному подходу, давал формализованные, но ограниченные в своих объяснительных возможностях результаты. Широкий интерпретативный взгляд на язык и текст в ситуации может оборачиваться субъективностью постановки исследовательских задач, их ориентированностью на предзаданный поиск языковых характеристик. Современные возможности цифровых технологий и ресурсов в изучении языка обеспечивают его доказательность и статистическую достоверность. Данная работа не представляет обзор всех публикаций, с которыми в большей или меньшей степени связано поступательное развитие науки о тексте и дискурсе в XX и XXI в. Книга строится не с опорой на хронологически сменяющие друг друга точки зрения и этапы развития лингвистики текста с 1960-х гг. до настоящего времени, но с преимущественным вниманием к той современной исследовательской ситуации, когда задачи и перспективы лингвистики текста обсуждаются в связи с дискурсивным анализом. Дискурс, в самом общем приближении — это совокупность тематически соотнесенных текстов. Дискурс объединяет интертекстуально соотнесенные между собой тексты и систему когнитивных, коммуникативно-прагматических целеустановок автора, взаимодействующего с адресатом в условиях данной коммуникативной ситуации. Систематизация и сравнительный анализ различных сложившихся подходов к дискурсу целесообразны прежде всего в связи с традиционными категориями и принципами анализа текста. Становление лингвистики дискурса и дискурсивного анализа в блоке языковедческих наук рассматривается как результат расширения исследовательского интереса лингвиста, выходящего сначала за границы предложения и, далее, текста. В книге показываются основные принципы лингвистического анализа дискурса в сопоставлении с принципами текстового анализа. Базовые положения науки о тексте представляются как необходимая составляющая и предпосылка для осмысления нового взгляда на методологические возможности дискурсивного анализа текстов вообще и корпусно-ориентированного дискурсивного анализа в том числе. При этом в представлении теоретических положений реализуется объяснительный принцип от «знаю-что» к «знаю-как» и «знаю-зачем». Книга снабжена заданиями для самостоятельного анализа.
Чернявская Валерия Евгеньевна
Российский лингвист, специалист в теории и методологии исследований текста и дискурса, в области социальной семиотики, мультимодальности, теории перевода. Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Автор книг «Лингвистика текста. Лингвистика дискурса» (URSS), «Текст в медиальном пространстве» (URSS), «Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема» (URSS), «Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия», «История в дискурсе политики» (URSS; в соавт. с Е. Н. Молодыченко) и других.
Хохлова Мария Владимировна Кандидат филологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой математической лингвистики Санкт-Петербургского государственного университета. Специалист в области автоматической обработки языка, статистических методов, машинного обучения и корпусной лингвистики. Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности (2020, 2022).
|