URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чернявская В.Е., Хохлова М.В. Дискурсивный анализ текста и корпусные методы Обложка Чернявская В.Е., Хохлова М.В. Дискурсивный анализ текста и корпусные методы
Id: 314845
899 р.

Дискурсивный анализ текста и корпусные методы

URSS. 2024. 224 с. ISBN 978-5-00237-062-7.
Белая офсетная бумага

Аннотация

С позиций современной лингвистики текста, лингвистики дискурса и корпусной лингвистики представляются ключевые принципы работы с лингвистическими данными, обеспечивающие оптимальное формулирование содержания и полноценное понимание и извлечение информации из текста, выделение ключевых тем. Обоснованы основные принципы лингвистического анализа дискурса в сопоставлении с принципами текстового анализа, представлены объяснительные возможности... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение7
Глава 1. На пути к текстовым данным9
1. Информационное общество и цифровая среда9
2. Поле знаний: информация, данные, знания11
Выводы16
Глава 2. Текст в решении задач структурирования и извлечения информации17
1. Текст: к определению понятия17
2. Виды текстов по семиотическому коду19
3. Текст как объект лингвистики20
4. От предложения к тексту: подходы к делимитации и идентификации текста в лингвистике22
4.1. Формально-ориентированный подход к определению текста23
4.2. Семантико-ориентированный подход к определению текста24
4.3. Функционально-ориентированный подход к определению текста24
4.4. Текст в коммуникативной ситуации28
5. Стандарты текстуальности30
6. Прототипический характер текстуальности32
Выводы35
Глава 3. Связность на уровне формы текста36
1. Фонетические и графические средства когезии36
2. Лексические средства создания когезии36
3. Грамматико-синтаксические средства когезии39
Выводы42
Глава 4. Содержательно-смысловая связность на когнитивном уровне43
1. Когнитивные аспекты текстовой структуры43
2. Контекстуализация и инференция в установлении когерентности47
3. Когерентность и ее выраженность в тексте51
4. Когерентность в перспективе автора и в перспективе адресата текста53
Выводы54
Глава 5. Информативностьи тематическая структура текста56
1. Тема-рематическая структура текста57
2. Макроструктура и микроструктура текста59
Выводы63
Глава 6. Интертекстуальные связи текста64
1. Типологическая интертекстуальность64
2. Интертекстуальность как содержательно-смысловая соотнесенность текстов65
Выводы68
Глава 7. Типология текстов70
1. Жанр текста как единица типологического анализа71
2. Тип текста как единица типологического анализа73
3. Функция текста и типология текстов75
3.1. Информативная функция и информативные тексты76
3.2. Апеллятивная функция и апеллятивные тексты77
3.3. Облигаторная функция и облигаторные тексты возложения обязательств79
3.4. Контактоустанавливающая функция и контактоустанавливающие тексты81
3.5. Декларативная функция и декларативные тексты82
3.6. Речевое воздействие и персуазивные тексты83
4. Тематический аспект типологизации текстов85
5. Гибридные тексты87
6. Текстотипологическая/жанровая компетенция88
Выводы91
Глава 8. Дискурсивный анализ текста92
1. Дискурс в социально- ориентированных концепциях93
1.1. Дискурс как архив знания в теории М. Фуко93
1.2. Дискурс, власть, идеология97
2. Дискурс как лингвистический объект100
2.1. Критическая лингвистика100
2.2. Социальная семиотика102
2.3. Критический анализ дискурса104
3. Лингвистика дискурса111
3.1. Дискурсивная семантика112
3.2. Дискурс как корпус текстов118
3.3. Корпусно-ориентированный анализ и анализ, направляемый корпусом120
3.4. Дискурсивный анализ и корпусный анализ: объяснительные возможности и ограничения120
4. Дискурс, функциональный стиль и жанр: соотношение понятий122
Выводы126
Глава 9. Корпусы текстов: основные понятия128
1. Типология корпусов129
2. Национальный корпус русского языка и возможности дискурсивного анализа, направляемого данными131
2.1. Корпусный анализ жанров137
3. Квантитативный анализ текста139
4. Исследование сочетаемости: коллокации141
5. Тематически значимая лексика143
6. Корпусы на основе Интернета146
Выводы150
Глава 10. Практика дискурсивного анализа: методы и языковые средства151
1. Методы дискурсивного анализа151
2. Языковые средства в дискурсивном анализе текста: примеры152
3. Интертекстуальный уровень анализа163
4. Дискурсивный анализ, направляемый корпусом: на примере анализа текстов миссии университета165
Заключение173
Контрольные задания по изученному материалу175
Ответы для самопроверки по контрольным заданиям180
Практикум корпусно-ориентированного дискурсивного анализа189
1. Национальный корпус русского языка189
2. Возможности сервиса Google books Ngram Viewer194
3. Создание и анализ пользовательских корпусов текстов197
3.1. Система BootCaT197
3.2. Корпусный менеджер AntConc206
3.3. Программа Voyant Tools211
Библиография218

Введение
top

Книга предлагает содержательную основу для курсов, рассматривающих теоретические и прикладные аспекты дискурсивного анализа текстов в современной коммуникации. Книга написана с теоретико-методологических позиций лингвистики текста, лингвистики дискурса и корпусной лингвистики. Современные системы образования и науки развиваются в условиях информационного общества и общества знаний. Ключевое значение имеет способность человека работать с различными источниками информации в моно- и полиязычной языковой среде, способность структурировать и извлекать информацию и знания из различных источников. Основным средством оформления, структурирования и передачи информации является естественный язык. Информация структурируется в тексте. Поэтому технологии извлечения информации и формирования знаний должны опираться на методы анализа текстов. Представления о методах работы с текстами должны лежать в основе продуктивной компетенции лингвистов, переводчиков, специалистов, создающих техническую документацию (технических писателей). Основная цель книги состоит в описании ключевых принципов работы с текстовыми данными, представлении специальных знаний и практических подходов работы с текстом, обеспечивающих, во-первых, оптимальное формулирование содержания, и во-вторых, полноценное понимание и извлечение информации из текста, выделение ключевых тем, в том числе скрытых смыслов.

Объяснительные возможности современного лингвистического анализа и достижение его доказательности и объективности связываются с сочетанием качественных и количественных методов. Качественные методы дискурсивного анализа показывают взаимосвязь языкового выражения и исторически, социально, политически, интертекстуально нагруженных контекстов использования языковых форм и структур. В развитии языкознания вообще возможно зафиксировать определенные периоды и точки подъема исследовательского интереса в сторону теорий и подходов, объясняющих язык как встроенный в социальные и культурные процессы. В лингвистике всегда сосуществовали походы к языку как структуре, формализованные методы изучения языковых явлений по образцу естественных наук и интуитивные интерпретативные подходы, рассматривающие язык вместе с говорящим на нем человеком. Структурализм, противопоставляемый функционально ориентированному подходу, давал формализованные, но ограниченные в своих объяснительных возможностях результаты. Широкий интерпретативный взгляд на язык и текст в ситуации может оборачиваться субъективностью постановки исследовательских задач, их ориентированностью на предзаданный поиск языковых характеристик. Современные возможности цифровых технологий и ресурсов в изучении языка обеспечивают его доказательность и статистическую достоверность.

Данная работа не представляет обзор всех публикаций, с которыми в большей или меньшей степени связано поступательное развитие науки о тексте и дискурсе в XX и XXI в. Книга строится не с опорой на хронологически сменяющие друг друга точки зрения и этапы развития лингвистики текста с 1960-х гг. до настоящего времени, но с преимущественным вниманием к той современной исследовательской ситуации, когда задачи и перспективы лингвистики текста обсуждаются в связи с дискурсивным анализом. Дискурс, в самом общем приближении — это совокупность тематически соотнесенных текстов. Дискурс объединяет интертекстуально соотнесенные между собой тексты и систему когнитивных, коммуникативно-прагматических целеустановок автора, взаимодействующего с адресатом в условиях данной коммуникативной ситуации. Систематизация и сравнительный анализ различных сложившихся подходов к дискурсу целесообразны прежде всего в связи с традиционными категориями и принципами анализа текста. Становление лингвистики дискурса и дискурсивного анализа в блоке языковедческих наук рассматривается как результат расширения исследовательского интереса лингвиста, выходящего сначала за границы предложения и, далее, текста. В книге показываются основные принципы лингвистического анализа дискурса в сопоставлении с принципами текстового анализа. Базовые положения науки о тексте представляются как необходимая составляющая и предпосылка для осмысления нового взгляда на методологические возможности дискурсивного анализа текстов вообще и корпусно-ориентированного дискурсивного анализа в том числе.

При этом в представлении теоретических положений реализуется объяснительный принцип от «знаю-что» к «знаю-как» и «знаю-зачем».

Книга снабжена заданиями для самостоятельного анализа.


Об авторах
top
photoЧернявская Валерия Евгеньевна
Российский лингвист, специалист в теории и методологии исследований текста и дискурса, в области социальной семиотики, мультимодальности, теории перевода. Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Автор книг «Лингвистика текста. Лингвистика дискурса» (URSS), «Текст в медиальном пространстве» (URSS), «Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема» (URSS), «Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия», «История в дискурсе политики» (URSS; в соавт. с Е. Н. Молодыченко) и других.
photoХохлова Мария Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой математической лингвистики Санкт-Петербургского государственного университета. Специалист в области автоматической обработки языка, статистических методов, машинного обучения и корпусной лингвистики. Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности (2020, 2022).