URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кибрик А.Е. и др.; под ред.: Федорова О.В. (отв.ред.), Татевосов С.Г. (отв.ред.), Россяйкин П.О., Синицына Ю.В., Хомченкова И.А. Введение в науку о языке: лингвистика XXI века: I. Теория языка: Фонетика и фонология. Морфология. Синтаксис. Теория дискурса. Семантика и прагматика; II. Язык и познание: Лингвистика в контексте когнитивных наук. Психолингвистика. Усвоение родного языка. Усвоение второго языка. Нейролингвистика Обложка Кибрик А.Е. и др.; под ред.: Федорова О.В. (отв.ред.), Татевосов С.Г. (отв.ред.), Россяйкин П.О., Синицына Ю.В., Хомченкова И.А. Введение в науку о языке: лингвистика XXI века: I. Теория языка: Фонетика и фонология. Морфология. Синтаксис. Теория дискурса. Семантика и прагматика; II. Язык и познание: Лингвистика в контексте когнитивных наук. Психолингвистика. Усвоение родного языка. Усвоение второго языка. Нейролингвистика
Id: 314506
1057 р.

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ:
ЛИНГВИСТИКА XXI ВЕКА: I. ТЕОРИЯ ЯЗЫКА: Фонетика и фонология. Морфология. Синтаксис. Теория дискурса. Семантика и прагматика. II. ЯЗЫК И ПОЗНАНИЕ: Лингвистика в контексте когнитивных наук. Психолингвистика. Усвоение родного языка. Усвоение второго языка. Нейролингвистика. Т.1. Изд. 2, испр. и сущ. доп.

Введение в науку о языке: лингвистика XXI века: I. Теория языка: Фонетика и фонология. Морфология. Синтаксис. Теория дискурса. Семантика и прагматика; II. Язык и познание: Лингвистика в контексте когнитивных наук. Психолингвистика. Усвоение родного языка. Усвоение второго языка. Нейролингвистика URSS. 2024. 552 с. ISBN 978-5-9710-9973-4.
Типографская бумага

Аннотация

Книга представляет собой второе, исправленное и дополненное издание учебника для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика». В нем освещается широкий диапазон вопросов в области теоретической, прикладной и компьютерной лингвистики, взаимодействие языкознания и когнитивной науки, вопросы языкового разнообразия и языкового родства, а также история языкознания.

В первом томе представлены... (Подробнее)


Содержание
top
От pедакторовv
Как пользоваться учебникомxi
Язык1
Часть I. Теория языка11
Глава 1. Фонетика и фонология11
1.1. Фонетика
1.1.1. Введение12
1.1.2. Артикуляторная фонетика13
1.1.2.1. Артикуляция. Строение речевого аппарата13
1.1.2.2. Артикуляторные признаки речевых звуков14
1.1.2.3. Артикуляторные возможности гортани21
1.1.2.4. Коартикуляция23
1.1.2.5. Инструментальные методы исследования артикуляции23
1.1.3. Акустическая фонетика25
1.1.3.1. Звуковые колебания в речи25
1.1.3.2. Акустические свойства основных классов звуков. Форманты29
1.1.3.3. Спектральное представление звуков речи31
1.1.4. Перцептивная фонетика37
1.1.4.1. Слуховой аппарат человека37
1.1.4.2. Экспериментальные методы исследования восприятия38
1.1.4.3. Психоакустические шкалы39
1.1.5. Супрасегментная фонетика41
1.1.5.1. Ударение41
1.1.5.2. Слоговые тоны42
1.1.5.3. Фразовая просодия42
1.1.6. Фонетическая транскрипция45
1.2. Фонология49
1.2.1. Введение: что такое фонология и зачем она нужна49
1.2.2. Фонология и морфология. Правила, уровни представления51
1.2.3. Порядок правил58
1.2.4. Единицы фонологии62
Ответы и решения71
Глава 2. Морфология77
2.1. Эмпирическая область морфологии78
2.1.1. Морфологические единицы78
2.1.2. Морфологические операции89
2.1.2.1. Аффиксация89
2.1.2.2. Словосложение95
2.1.2.3. Клитизация100
2.1.3. Морфологические контрасты103
2.2. Морфологические модели111
2.3. Морфология и другие лингвистические дисциплины122
2.3.1. Морфология и фонология122
2.3.2. Морфология и синтаксис127
2.3.3. Морфология и семантика133
Ответы и решения136
Глава 3. Синтаксис139
3.1. Синтаксис и другие языковые модули140
3.1.1. Уровневая, генеративная и параллельная архитектура грамматики140
3.1.2. Синтаксис и морфология146
3.1.3. Синтаксис и семантика147
3.1.4. Синтаксис и фонология149
3.2. Специфика синтаксических объектов и структура синтаксической модели153
3.2.1. Свойства синтаксических объектов: бесконечное количество, рекурсия, контекстная свобода153
3.2.2. Общая структура синтаксической модели164
3.2.3. Модель зависимостного синтаксиса165
3.2.4. Модель непосредственных составляющих169
3.3. Основные синтаксические домены175
3.3.1. Глагольная область176
3.3.2. Область функциональной структуры клаузы179
3.3.3. Область типирования клауз181
3.3.4. Именная группа183
Ответы и решения185
Глава 4. Теория дискурса191
4.1. Введение192
4.2. Краткая история и современные направления теории дискурса195
4.3. Таксономия дискурса203
4.3.1. Модус203
4.3.2. Жанр211
4.4. Структура дискурса216
4.4.1. Глобальная структура218
4.4.2. Локальная структура223
4.4.3. Теория риторической структуры как интерфейс между локальной и глобальной структурой227
4.5. Дискурсивные факторы относительно мелких языковых явлений (грамматика, лексика, просодия, жесты)231
4.6. Когнитивное и социальное измерения дискурса237
Ответы и решения241
Глава 5. Семантика и прагматика243
5.1. Значение и его типы245
5.1.1. Знаки, их классификация и структура245
5.1.2. Типы значений знаков языка по характеру заключенной в них . информации248
5.2. Лексическая семантика253
5.2.1. Лексическое vs. грамматическое значение253
5.2.2. Лексическое значение vs. понятие255
5.2.3. Системные семантические отношения между словами257
5.2.4. Методы выявления и представления значения слова259
5.2.5. Лексико-синтаксическая информация262
5.2.5.1. Семантические валентности слова262
5.2.5.2. Сочетаемость слова266
5.2.6. Лексическая многозначность268
5.2.6.1. Виды неоднозначности270
5.2.6.2. Когнитивные механизмы появления у слова нового значения272
5.3. Лексикография275
5.3.1. Типология словарей275
5.3.1.1. Словари, различающиеся по типу описываемых единиц языка275
5.3.1.2. Типы словарей, различающиеся по характеру информации, сообщаемой в них о единицах словаря277
5.3.1.3 Типы словарей, выделяемые по их адресату281
5.3.2. Структура словаря282
5.3.3. Связь лексикографии с фундаментальными лингвистическими дисциплинами284
5.4. Семантика словосочетания284
5.5. Семантика предложения-высказывания286
5.5.1. Пропозициональный компонент значения предложения286
5.5.2. Коммуникативный компонент значения предложения289
5.6. Прагматика291
5.6.1. Введение291
5.6.2. Теория речевых актов293
5.6.2.1. Три аспекта речевого акта294
5.6.2.2. Перформативные предложения296
5.6.2.3. Классификация иллокутивных актов298
5.6.2.4. Иллокутивная функция высказывания как кластер условий его успешности301
5.6.3. Теория импликатур П. Грайса305
5.6.3.1. Составляющие смысла высказывания306
5.6.3.2. Принцип сотрудничества и максимы П. Грайса309
5.6.3.3. Вычисление коммуникативных импликатур311
5.7. Формальная семантика315
5.7.1. Семантика на маленьком примере315
5.7.2. Означаемое, домены, логические типы, функции316
5.7.3. Интерпретация и композициональность325
5.7.4. Дальнейшие действия328
Ответы и решения336
Часть II. Язык и познание 357
Глава 6.Лингвистика в контексте когнитивных наук357
6.1. «Когнитивная революция»358
6.2. Основные подходы в когнитивной науке361
6.2.1. Символьный подход361
6.2.2. Модульный подход363
6.2.3. Коннекционизм365
6.3. Методология когнитивной науки368
6.4. Междисциплинарное взаимодействие: случай рабочей памяти369
Ответы и решения371
Глава 7. Психолингвистика373
7.1. Введение374
7.2. Методология психолингвистики374
7.2.1. Исследовательский цикл375
7.2.2. Методы психолингвистики376
7.2.3. Дизайн эксперимента377
7.2.4. Валидность и надежность эксперимента378
7.3. История психолингвистики380
7.3.1. История по Лефельту: дохомскианская эра380
7.3.2. История после «когнитивной революции»382
7.3.3. Современность. Две традиции по Кларку382
7.4. Порождение речи. Модель В. Лефельта384
7.5. Понимание речи389
7.5.1. Восприятие и распознавание речи389
7.5.2. Основные этапы понимания речи392
Ответы и решения400
Глава 8. Усвоение родного языка403
8.1. Вопрос о врожденности языка404
8.1.1. «Природа или воспитание». Современные концепции усвоения языка404
8.1.2. Дети-маугли и гипотеза критического периода405
8.1.3. Речь, обращенная к ребенку. Проект Деба Роя408
8.1.4. Различия между нативистским и конструктивистским подходами410
8.2. Этапы усвоения языка410
8.2.1. Пренатальный период413
8.2.2. Доречевой период413
8.2.3. Речевой период414
8.3. Методология изучения детской речи417
8.4. История изучения детской речи419
8.4.1. Западная история изучения детской речи419
8.4.2. Отечественная история изучения детской речи422
Ответы и решения423
Глава 9. Усвоение второго языка425
9.1. Введение426
9.2. Критический период в усвоении второго языка426
9.3. Этапы процесса усвоения второго языка и их характеристики431
9.3.1. Промежуточный язык и фоссилизация433
9.4. Могут ли люди, изучающие второй язык, достичь уровня компетенции носителя?435
9.4.1. Гипотеза интерпретируемости435
9.4.2. Исследование индивидуальных различий436
9.5. Методология изучения усвоения второго языка437
9.6. Современность и направления будущих исследований438
Глава 10. Нейролингвистика441
10.1 История нейролингвистики442
10.2. Патология речи447
10.2.1. Афазиология447
10.2.2. Аутизм и другие психические расстройства456
10.3. Межполушарная асимметрия459
10.4. Открытия и направления XXI века466
10.4.1. Ген языка и специфические нарушения развития речи466
10.4.2. Зеркальные нейроны467
Ответы и решения470
Именной указатель471
Указатель языков474
Литература478
Сведения об авторах507
Источники иллюстраций524

ОТ РЕДАКТОРОВ
top

Об этой книге

Читатель держит в руках первый том второго издания учебника «Введение в науку о языке». Он подготовлен коллективом авторов и редакторов, в который входят сотрудники и выпускники отделения теоретической и прикладной лингвистики (ОТиПЛ) филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова — старейшего профильного отделения по этой специальности в нашей стране.

Идею учебника придумал Александр Евгеньевич Кибрик (1939-2012), возглавлявший отделение и одноименную кафедру с 1992 года до своей кончины. Она выросла из курса «Введение в специальность», который он много лет читал первокурсникам. В последние годы жизни Александр Евгеньевич начал работу над книгой, но завершить ее не успел. Это сделали его ученики и коллеги в 2019 году, когда было опубликовано первое издание.

Содержание и структура книги в большой степени определяется содержанием и структурой образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» на ОТиПЛе. Эта программа, формирование которой продолжается с момента основания отделения и которая практически одновременно с первым изданием учебника претерпела радикальное обновление, отражает наши представления о существе высшего профессионального лингвистического образования.

Это прежде всего фундаментальная теоретическая подготовка по всем дисциплинам, образующим сумму знаний об основных модулях языка — фонетике и фонологии, морфологии, синтаксисе, дискурсе и семантике. Успешное усвоение программы требует ознакомления со всеми имеющимися в современной лингвистике направлениями теоретизирования и приемами описания и объяснения языковых фактов. Программа не предполагает ориентации на ту или иную теоретическую систему в качестве единственно верной. Напротив, у студентов есть возможность ознакомиться с разными системами, оценить аргументы за и против каждой из них и добиться осознанного теоретического самоопределения. Поэтому главы этой книги, посвященные теории языка, — центральные в этом учебнике.

Это, далее, междисциплинарная ориентация программы, которая в первую очередь предполагает изучение дисциплин, где языкознание соприкасается с когнитивной наукой. Язык — важнейшая когнитивная система, которой его носители обладают в силу принадлежности к биологическому виду Homo sapiens и которая тесно взаимодействует с другими когнитивными системами.

Изучению этого аспекта языка и в программе ОТиПЛа, и в этой книге отводится исключительно важная роль; ему посвящены сразу несколько дисциплин — от усвоения языка до нейролингвистики.

Это, кроме того, представление о лингвистике как об эмпирической науке, которая генерирует новое знание, исследуя данные конкретных языков, обнаруживая в этих данных закономерности и предлагая им объяснение. Такой подход требует наличия двух взаимодополняющих компонентов образовательной программы, которые также нашли отражение в нашем учебнике. Во-первых, студент должен составить представление об эмпирической сложности и многообразии предмета — естественного языка. Этой цели служат дисциплины, описывающие языковое разнообразие, исторические аспекты существования языка, его функционирование в социальной среде. Во-вторых, важнейшее значение приобретает освоение методологии лингвистики как эмпирической науки, которой необходимы выверенные процедуры работы с данными, принципы моделирования исследуемого объекта и экспериментальные приемы проверки теоретических гипотез.

Наконец, это ориентация на изучение современных приложений лингвистической науки, которые позволяют исследовать язык как объект математического моделирования, разрабатывать технологии его автоматической обработки и многое другое. Эта область лингвистики образует естественное целое с соответствующими областями математики, которые традиционно играют ключевую роль в подготовке специалистов рассматриваемого профиля (теория множеств, математическая логика, теория вероятностей, статистика, теория алгоритмов, основы программирования, машинное обучение и т. д.). Ей также посвящены самостоятельные главы учебника.

Таким образом, программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика», введение в которую предлагает настоящий учебник, стремится охватить все существенные аспекты современного языкознания и обеспечить студента необходимыми знаниями и навыками для плодотворной научной и практической деятельности.

О втором издании

После первого издания, опубликованного весной 2019 года, прошло четыре с лишним года. За это время опыт практического использования учебника позволил составить более ясное представление как о его сильных сторонах, так и о том, что нуждается в дополнении и усовершенствовании.

Перечислим, что изменилось во втором издании.

Во-первых, все главы были существенно обновлены, а многие, кроме того, расширены и дополнены. Лингвистика — динамично развивающаяся дисциплина, и мы стремимся к тому, чтобы и само изложение и упоминаемая в тексте литература отвечали современному состоянию науки.

Во-вторых, в структуре учебника появился новый элемент — справки. Это небольшие — до одной страницы — блоки текста, в которых излагается материал о языковом явлении, лингвистической теории или биографии ученого, дополняющий основное изложение. Мы надеемся, что это новшество сделает материал учебника более содержательным, а его чтение — более интересным и познавательным.

В-третьих, в новом издании теперь есть отсутствовавшие прежде вопросы и упражнения. Мы надеемся, что они, с одной стороны, помогут студенту закрепить представленный в тексте материал, а с другой — сделать первые самостоятельные шаги в анализе многообразных языковых явлений.

Благодаря всем перечисленным дополнениям и изменениям объем издания значительно вырос. Учебник перестал помещаться в единственный том, и мы решили разделить его на части. Это предисловие открывает первый том второго издания, состоящий из двух частей — «Теория языка» и «Язык и познание».

Часть I «Теория языка» содержит описание «уровневых» языковых явлений — звуковой стороны языка и речи (глава 1 «Фонетика и фонология»), различных аспектов внутренней структуры слова (глава 2 «Морфология»), правил образования языковых единиц, больших, чем слово, — словосочетаний и предложений (глава 3 «Синтаксис»), свойств дискурса и его частей (глава 4 «Теория дискурса»). Глава 5 «Семантика и прагматика» посвящена описанию того, как при помощи естественного языка осуществляется передача информации.

Часть II «Язык и познание» объединяет пять глав, которые описывают когнитивное измерение языка. Глава 6 «Лингвистика в контексте когнитивных наук» знакомит читателя с областью междисциплинарных исследований познания, понимаемого как совокупность процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами. Глава 7 «Психолингвистика» посвящена описанию процессов порождения и понимания речи. Механизмы усвоения языка рассматриваются в главах 8 и 9 — «Усвоение родного языка» и «Усвоение второго языка». В главе 10 «Нейролингвистика» описываются мозговые механизмы речевой деятельности.

Учебник, впервые увидевший свет накануне 80-летия Александра Евгеньевича Кибрика в 2019 году, посвящается его памяти.


Об авторе
top
photoКибрик Александр Евгеньевич
Крупный российский лингвист. Член-корреспондент РАН, иностранный член Британской академии, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Окончил отделение классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в 1961 г. В течение всей жизни работал на кафедре теоретической (ранее структурной) и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ; с 1992 г. заведовал этой кафедрой. Вся жизнь А. Е. Кибрика была связана с Московским университетом, он является учителем многих поколений лингвистов.

А. Е. Кибрик был признанным лидером в области отечественной полевой лингвистики, он разработал и внедрил метод коллективной полевой работы. С 1967 г. руководил лингвистическими экспедициями МГУ; под его руководством исследовались 45 языков бывшего СССР (Кавказ, Памир, Тува, Камчатка); при его ключевом участии были созданы грамматики семи миноритарных языков, а также двухтомное сопоставительное исследование лексики и грамматики 23 языков Дагестана. А. Е. Кибрик является создателем научной школы, занимающейся полевым и типологически ориентированным исследованием языков Кавказа и других ареалов.

В сферу интересов и исследований А. Е. Кибрика входили общая теория языка, типология, когнитивно-ориентированный подход к языку, прикладная лингвистика. Он является автором более 300 научных работ, в числе которых 40 монографий.