URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Малинин С.Н. Русские инженеры. История инженерных школ и научных прорывов: XVII–XX вв. Механика. Теплотехника. Гидравлика. Электротехника. Радио и связь Обложка Малинин С.Н. Русские инженеры. История инженерных школ и научных прорывов: XVII–XX вв. Механика. Теплотехника. Гидравлика. Электротехника. Радио и связь
Id: 314458
609 р.

Русские инженеры.
История инженерных школ и научных прорывов: XVII–XX вв. Механика. Теплотехника. Гидравлика. Электротехника. Радио и связь. Кн.3

URSS. 2023. 264 с. ISBN 978-5-397-08037-8.
Типографская бумага

Аннотация

Книга посвящена истории инженерной науки в России с XVII по XX столетие. В неё вошли девяносто биографий русских инженеров: инженеров-строителей, инженеров-механиков, военных инженеров, авиа- и судостроителей, инженеров-электриков и т. д. Среди них есть значительное число незаслуженно забытых выдающихся личностей. Все они шли трудной дорогой к славе, и их жизнь может быть примером для многих молодых инженеров.

Издание состоит... (Подробнее)


Содержание
top
ВВЕДЕНИЕ7
Глава 1. МЕХАНИКА — НАУКА ТОЧНАЯ9
1. Михаил Васильевич Остроградский: Великий учитель9
2. Харлампий Сергеевич Головин: Военный инженер16
3. Виктор Львович Кирпичёв: Отец русских инженеров21
4. Владимир Григорьевич Шухов: Инженер с большой буквы31
5. Феликс Станиславович Ясинский: Такая короткая жизнь42
6. Андрей Григорьевич Гагарин: Опальный князь51
7. Борис Григорьевич Галёркин: Метаморфозы судьбы учёного57
8. Степан Прокофьевич Тимошенко: Русский американец62
9. Леонид Самуилович Лейбензон: Многогранный талант73
Глава 2. ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН. ДЕТАЛИ МАШИН81
1. Александр Степанович Ершов: Третий директор81
2. Пафнутий Львович Чебышёв: Член семи академий89
3. Иван Алексеевич Вышнеградский: Творец автоматики100
4. Леонид Владимирович Ассур: «Генетика» машин109
5. Пётр Кондратьевич Худяков: Король сопромата115
6. Анатолий Иванович Сидоров: Выдающийся машиностроитель125
7. Александр Павлович Гавриленко: Главный технолог132
Глава 3. ТЕПЛОТЕХНИКА И ГИДРАВЛИКА138
1. Василий Игнатьевич Гриневецкий: Основоположник138
2. Алексей Несторович Шелест: Тепловоз — локомотив прогресса148
3. Леонид Константинович Рамзин: Трудная судьба155
4. Иван Иванович Куколевский: Мэтр гидравлики161
Глава 4. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. РАДИО. СВЯЗЬ169
1. Василий Владимирович Петров: Загадки вольтова столба169
2. Павел Львович Шиллинг: И гений, парадоксов друг176
3. Борис Семёнович Якоби: Король электротехники185
4. Александр Григорьевич Столетов: Тернистый путь учёного193
5. Николай Николаевич Бенардос: Инженер-бессребреник203
6. Николай Гаврилович Славянов: Драма жизни учёного211
7. Владимир Николаевич Чиколев: Светить всегда, светить везде!219
8. Павел Николаевич Яблочков: Русский свет226
9. Александр Николаевич Лодыгин: Гори, огонь, гори!233
10. Александр Степанович Попов: Покоритель расстояний242
11. Владимир Козьмич Зворыкин: Отец телевидения250

Введение
top
Слово инженер, введённое в русский язык Феофаном Прокоповичем при Петре Великом, восходит к латинскому ingenium — способности, дарования, ум, изобретательность, розмысл. Инженеры, изобретатели с самых древних времён развития человечества почитались как особая каста, как элита. И само инженерное искусство сакрализовалось. Так, например, могучий и искусный оружейник Гефест-Вулкан обожествлялся греками и римлянами. А в число титулов римских императоров со времён Юлия Цезаря входил и титул «Pontifex maximus» (Великий понтифик), что означало и «верховный жрец», и «мостостроитель». Но при всём почитании этой профессии понятия, одинакового по значению с русским словом «розмысл», до появления слова «инженер» не было ни в одном языке. У англичан людей, создававших новую технику, называли капитанами, у французов — мэтрами, у немцев — мейстерами. Таким образом, русское слово «розмысл» предвосхитило то понимание роли руководителя в разрешении технических задач, которое установилось в гораздо более позднюю эпоху в XIX веке.

Инженерная наука в нашей стране имеет давнюю традицию и крепкие корни. К сожалению, немного сведений дошло до нас о самых первых творцах русской техники. Мы имеем только обрывочные сведения о жизни созидателей первых храмов, воздвигших такие шедевры, как церковь Покрова на Нерли, древние соборы Владимира, Суздаля, Великого Новгорода. Немного известно о деятельности нашего соотечественника Ефима Никонова, плотника из подмосковного села Покровское, который в 1718 году подал челобитную на имя Петра I с предложением построить «потаённое судно», прообраз подводной лодки. Не много мы знаем и о создателе первой «самобеглой» коляски Леонтии Шамшуренкове, и о крепостном изобретателе Артамонове, построившем первый цельнометаллический велосипед.

Намного больше сведений имеется об инженерах и техниках XIX столетия, творивших в эпоху бурного развития науки и техники. Самые общие основы инженерного дела в России заложил Пётр Великий. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжили и укрепили начатое Петром дело. Николай I в преддверии серьёзных социальных изменений в России создал фундамент современной российской высшей технической школы. Достаточно упомянуть только три основанных им инженерных вуза: Санкт-Петербургский технологический институт (1828 г.), Императорское Московское техническое училище (1830 г.) и Институт гражданских инженеров в Петербурге (1842 г.), которые вместе с созданными ранее Петербургским горным (Екатерина II, 1773 г.), Лесным (Александр I, 1803 г.) и Путейским (Александр I, 1809 г.) институтами полностью охватили все известные тогда инженерные специальности.

Уже в XIX веке авторитет русских инженеров в мире был чрезвычайно высок. «До революции русские инженеры считались едва ли не лучшими в мире, — писал известный физик Е. Л. Фейнберг, — их ценили наравне с бельгийскими. Были и более детальные оценки: лучшие конструкторы — бельгийцы, русские, французы; лучшие технологи — немцы; лучшие путейцы, вне сомнения — выпускники Петербургского института путей сообщения. Не случайно именно они строили Великий Сибирский путь и всю обширную сеть железных дорог».

Секрет успеха русской инженерной школы заключался в том, что с момента её становления она принципиально основывалась на единстве триады: образование — наука — промышленность при ведущей роли её промышленной компоненты. На этих принципах были построены техническое образование и организация науки в СССР.

Именно благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования в России стало возможным создание железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах XX века. Эти два технологических прорыва обеспечили вхождение России в число промышленных стран-лидеров, а также внесли огромный вклад в построение той технической среды, в которой человечество живёт сегодня.


Об авторе
top
photoМалинин Сергей Николаевич
Родился в Москве. В 1971 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) по специальности «инженер-механик». Работал в Научном автомоторном институте (НАМИ), преподавал механику и сопротивление материалов в техникуме и в Московском автомеханическом институте (МАМИ). С 1990-х гг. начал серьёзно заниматься русской историей, изучая документы в библиотеках и архивах (в том числе около 7 лет в военно-историческом архиве). С выходом на пенсию начал публиковать статьи по русской истории, истории русской науки и техники в журналах «Сын Отечества», «Родина», «Ларец Клио», «Наша школа», «Московский журнал», «Техника — молодёжи» и др. Всего им было опубликовано более 200 статей. В 2016 г. вышла его первая книга «Надёжность. Прочность. Красота», посвящённая истории науки о прочности (переиздаётся в издательстве URSS).