Слово инженер, введённое в русский язык Феофаном Прокоповичем при Петре Великом, восходит к латинскому ingenium — способности, дарования, ум, изобретательность, розмысл. Инженеры, изобретатели с самых древних времён развития человечества почитались как особая каста, как элита. И само инженерное искусство сакрализовалось. Так, например, могучий и искусный оружейник Гефест-Вулкан обожествлялся греками и римлянами. А в число титулов римских императоров со времён Юлия Цезаря входил и титул «Pontifex maximus» (Великий понтифик), что означало и «верховный жрец», и «мостостроитель». Но при всём почитании этой профессии понятия, одинакового по значению с русским словом «розмысл», до появления слова «инженер» не было ни в одном языке. У англичан людей, создававших новую технику, называли капитанами, у французов — мэтрами, у немцев — мейстерами. Таким образом, русское слово «розмысл» предвосхитило то понимание роли руководителя в разрешении технических задач, которое установилось в гораздо более позднюю эпоху в XIX веке. Инженерная наука в нашей стране имеет давнюю традицию и крепкие корни. К сожалению, немного сведений дошло до нас о самых первых творцах русской техники. Мы имеем только обрывочные сведения о жизни созидателей первых храмов, воздвигших такие шедевры, как церковь Покрова на Нерли, древние соборы Владимира, Суздаля, Великого Новгорода. Немного известно о деятельности нашего соотечественника Ефима Никонова, плотника из подмосковного села Покровское, который в 1718 году подал челобитную на имя Петра I с предложением построить «потаённое судно», прообраз подводной лодки. Не много мы знаем и о создателе первой «самобеглой» коляски Леонтии Шамшуренкове, и о крепостном изобретателе Артамонове, построившем первый цельнометаллический велосипед. Намного больше сведений имеется об инженерах и техниках XIX столетия, творивших в эпоху бурного развития науки и техники. Самые общие основы инженерного дела в России заложил Пётр Великий. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжили и укрепили начатое Петром дело. Николай I в преддверии серьёзных социальных изменений в России создал фундамент современной российской высшей технической школы. Достаточно упомянуть только три основанных им инженерных вуза: Санкт-Петербургский технологический институт (1828 г.), Императорское Московское техническое училище (1830 г.) и Институт гражданских инженеров в Петербурге (1842 г.), которые вместе с созданными ранее Петербургским горным (Екатерина II, 1773 г.), Лесным (Александр I, 1803 г.) и Путейским (Александр I, 1809 г.) институтами полностью охватили все известные тогда инженерные специальности. Уже в XIX веке авторитет русских инженеров в мире был чрезвычайно высок. «До революции русские инженеры считались едва ли не лучшими в мире, — писал известный физик Е.Л. Фейнберг, — их ценили наравне с бельгийскими. Были и более детальные оценки: лучшие конструкторы — бельгийцы, русские, французы; лучшие технологи — немцы; лучшие путейцы, вне сомнения — выпускники Петербургского института путей сообщения. Не случайно именно они строили Великий Сибирский путь и всю обширную сеть железных дорог». Секрет успеха русской инженерной школы заключался в том, что с момента её становления она принципиально основывалась на единстве триады: образование — наука — промышленность при ведущей роли её промышленной компоненты. На этих принципах были построены техническое образование и организация науки в СССР. Именно благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования в России стало возможным создание железнодорожной отрасли в 40–80-х годах XIX века и атомной и ракетно-космической отраслей в 40–80-х годах XX века. Эти два технологических прорыва обеспечили вхождение России в число промышленных стран-лидеров, а также внесли огромный вклад в построение той технической среды, в которой человечество живёт сегодня.
Малинин Сергей Николаевич Родился в Москве. В 1971 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) по специальности «инженер-механик». Работал в Научном автомоторном институте (НАМИ), преподавал механику и сопротивление материалов в техникуме и в Московском автомеханическом институте (МАМИ). С 1990-х гг. начал серьёзно заниматься русской историей, изучая документы в библиотеках и архивах (в том числе около 7 лет в военно-историческом архиве). С выходом на пенсию начал публиковать статьи по русской истории, истории русской науки и техники в журналах «Сын Отечества», «Родина», «Ларец Клио», «Наша школа», «Московский журнал», «Техника — молодёжи» и др. Всего им было опубликовано более 200 статей. В 2016 г. вышла его первая книга «Надёжность. Прочность. Красота», посвящённая истории науки о прочности (переиздаётся в издательстве URSS).
|