Предисловие |
Первый том |
Второй том |
Рыцарство |
Новый этап в развитии литературы |
Как понимали "Дон Кихот" |
Гений испанской литературы |
За пределами Испании |
Искусство прославляет Дон Кихота |
Дон Кихот сегодня |
"Дон Кихот" был написан Сервантесом в начале XVII века. За эти
четыре столетия герой не умирал и по-своему сопровождал
человечество. Рожденный в Испании, он стал достоянием мировой
культуры. Его издавали и переиздавали, переводили на все языки
мира, делали варианты для детей, писали на его сюжет симфонии,
рисовали иллюстрации, создавали пьесы на сюжет романа.
Восприятие романа менялось, а фигура главного героя
поворачивалась разными сторонами.
Это тем более удивительно, что создатель этого образа ставил
перед собой весьма скромную цель.
Жизнь Сервантеса, бурная и противоречивая, никак не сулила ему
литературного успеха. Жизнь эта резко делилась на два периода.
Первая половина его жизни -- поездка в Италию в качестве
камерария (нечто среднее между камердинером и секретарем),
солдатская служба, участие в знаменитом морском бою при Лепанто,
скитания и подвиги, алжирский плен и героическая борьба
за освобождение из плена -- все это овеяно романтикой Ренессанса.
После возвращения на родину -- жизнь бедного литератора
и комиссара по скупке продуктов в Андалузии, невозможность
заплатить долги и тюремное заключение в Севилье, бесконечные
житейские бедствия на грани нищеты -- все это уже вплетено
в прозу испанской жизни. И вот, находясь в тюрьме, этот безрукий
инвалид задумал написать пародию на рыцарские романы,
своеобразные лубочные книги, имевшие широкое распространение
в Испании.
В них изображались приключения рыцарей, необычайные подвиги,
борьба с волшебниками и колдунами, и вера в истину этих
приключений и подвигов приобретала удивительный накал.
Достаточно вспомнить анекдотический рассказ о дворянине, который
застал свою семью в слезах, и на вопрос о том, что случилось,
получил ответ: "Синьор, умер Амадис!"
Рыцарские романы пережили в Испании расцвет на три века позже,
чем во Франции и Англии. Первый и самый знаменитый рыцарский
роман "Амадис Галльский" появился в начале XVI века.
Схема его типична для большинства рыцарских романов. Амадис
служит не родине, не королю, а своей даме. Образ рыцаря строится
на контрасте между смелым и мужественным воином и галантным,
трепетно почтительным любовником.
Успех "Амадиса" породил многочисленные продолжения
и подражания. Появился роман о сыне Амадиса Эспландиане, его
племяннике Флорисандо, его внуке Лисуарте, словом, употребляя
выражение Сервантеса, "народилась целая семья "Амадисов"".
Появились книги и о других героях-рыцарях.
Сервантес ставил перед собой весьма скромную цель -- высмеять эти
романы и уничтожить их влияние. Сам замысел Сервантеса не вполне
оригинален. Незадолго до "Дон Кихота" кто-то сочинил
"Интермедии о романсах", в которых высмеял увлечение
романсами. Из такого скромного замысла и родился великий роман
Сервантеса.
Но Томас Манн когда-то справедливо заметил, что все великие
произведения родились из скромного замысла.
Мы хотим разобраться -- в чем причина не умирающего интереса
к роману Сервантеса, почему Дон Кихот живет и будет вечно жить
в сознании людей, что он говорит современному человеку. Для этого
внимательно рассмотрим роман и его отражение в сознании
людей.