Оглавление | 3
|
Введение | 6
|
Глава 1. Отношения человека с биосферой и техносферой | 9
|
1. Биосфера и техносфера: актуальные противоречия | 9
|
2. Сочетание «Биосфера — Человек — Техносфера» | 20
|
Глава 2. Жизненные ресурсы человека | 30
|
1. Природные ресурсы — материальные источники хозяйственной деятельности | 31
|
2. Здоровье человека — геоэкологическое явление | 34
|
3. Геоэкологические ресурсы — физиологическое обеспечение человека | 42
|
Глава 3. Геоэкологическая картина мира | 70
|
1. Концепция геоэкологической картины мира | 70
|
2. Геоэкологическое видение солнечно-земной действительности | 75
|
3. Геоэкологическая выраженность морфофункциональных особенностей населения под воздействием естественной среды обитания | 81
|
4. Геоэкологическое влияние окружающей среды на здоровье человека | 85
|
5. Научные подходы к геоэкологическому изучению здоровья человека | 90
|
Глава 4. Геоэкологическая процессность — проявление окружающей среды | 97
|
1. Природная геоэкологическая процессность | 99
|
2. Геотехноплагенная геоэкологическая процессность | 114
|
3. Геотехногенная геоэкологическая процессность | 119
|
4. Способы геоэкологического познания здоровья человека | 139
|
Глава 5. Геоэкологические воздействия на человека | 146
|
1. Геоэкологическое воздействие воздушной среды на здоровье человека | 147
|
2. Геоэкологическое воздействие водной среды на здоровье человека | 154
|
3. Геоэкологическое воздействие биопочвенной среды на здоровье человека | 164
|
4. Геоэкологическое воздействие геотехноморфологической среды на здоровье человека | 172
|
5. Геоэкологическое воздействие геологической среды на здоровье человека | 174
|
6. Геоэкологическое воздействие геофизической среды на здоровье человека | 178
|
7. Геоэкологическое воздействие геохимической среды на здоровье человека | 185
|
8. Геоэкологическое воздействие аномалий озона на человека | 190
|
Глава 6. Геоэкологизация российского законодательства об окружающей человека среде | 197
|
1. Геоэкологическая проблематика закона «Об охране окружающей среды» | 198
|
2. Геоэкологическое содержание Экологической доктрины Российской Федерации | 207
|
3. Геоэкологические смыслы новой редакции Конституции Российской Федерации | 223
|
Глава 7. Геоэкологическое ресурсопользование | 233
|
1. Направляемое геоэкологическое ресурсопользование | 233
|
2. Геоэкологическое ресурсопользование и метеопогодные аномалии | 242
|
Глава 8. Геоэкологические интересы России | 258
|
1. Ценности геоэкологического ресурсопользования | 259
|
2. Оздоровление окружающей среды | 287
|
3. Благоприятная среда, окружающая человека | 295
|
4. Геоэкологическая безопасность | 299
|
5. Образовательная дисциплина «Конституция России» | 310
|
6. Геоэкологические компетенции для всех | 316
|
Заключение | 321
|
Послесловие | 329
|
Литература | 334
|
Предметный указатель | 357
|
Contents | 361
|
Розанов Леонид Леонидович Окончил географо-биологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1959). Кандидат географических наук (1970). Доктор географических наук (1999). Профессор кафедр общей физической географии и охраны природы, общей и региональной геоэкологии географо-экологического факультета Московского государственного областного университета (2007–2016). Действительный член Русского географического общества (1963).
Область научных интересов: теоретические проблемы общей географии, геоэкологии, геотехноморфологии, флювиальной и структурной геоморфологии, географическое и геоэкологическое образование. Л. Л. Розанов создал новое научное направление в географии — геотехноморфологию, заложил теоретический фундамент изучения технолитоморфогенной трансформации окружающей среды, разработал концепцию геотехнопространства, учение о геотехнопространственной процессности, учение о геотехноморфогенезе, учение о геоэкологических процессах, концепцию геоэкологических ценностей, представление о рельефоидах, рельефидах. Опубликовал 335 научных, научно-методических и научно-популярных работ, в том числе 9 монографий, 3 сборника статей («Избранные труды», 2012, 2017, 2022), 12 учебных и учебно-методических пособий для средней и высшей школы.