URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Соколов-Ремизов С.Н. Изобразительное искусство Китая: Словарь-справочник Обложка Соколов-Ремизов С.Н. Изобразительное искусство Китая: Словарь-справочник
Id: 312257
579 р.

Изобразительное искусство Китая:
Словарь-справочник. Изд. стереотип.

URSS. 2024. 160 с. ISBN 978-5-9519-4348-4.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Эта книга — краткий словарь-справочник по изобразительному искусству Китая, от древности до наших дней. Принципы построения, отбора и характера подачи материала соответствуют целевой направленности издания, предполагающей две основных функции. Первая — информационно-справочная, диктующая предельную сжатость и конкретность текста изложения без «растекания» в рассуждения, оценки и анализ (справочник-словник, используемый для справки). Вторая —... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Словарь
 1.Живопись и графика
 Мэйшу – изобразительное искусство
 Чжунгохуа – китайская традиционная живопись
 Баньхуа – гравюра; мукэ – ксилография
 Бихуа – стенопись (настенная живопись)
 Вэньжэньхуа – живопись интеллектуалов
 Гунби – тщательная кисть и се-и – выражение (письмо) сути (идеи)
 Дандай цзю-дацзя – девять корифеев нашего времени
 Жэнь'у (хуа) – живопись жанра "люди"
 Лидай чжунгохуа шиэр дацзя – двенадцать крупнейших мастеров китайской традиционной живописи разных периодов
 Линь-мо – повторение и копирование
 Линнань хуапай – Линнаньская (Гуандуньская) живописная школа
 Лючао сыдацзя – четыре корифея периода Шести династий (229–589)
 Наньбэйцзун, наньбэй хуапай – Южная и Северная школы (направления) в китайской традиционной живописи
 Няньхуа – новогодняя картинка, лубок
 Синьань хуапай – Синьаньская (пров. Аньхуй) живописная школа
 Сюй-хуан, Сюй Си хуапай, Хуан Цюань хуапай
 Сы-ван – четыре Вана
 Сы цзюньцзы – "четыре совершенных"
 Умэньпай – Умэньская (Сучжоуская) живописная школа
 Фангу – "в подражание классике (древним)"
 Хайшан хуапай – Шанхайская живописная школа
 Хуаншань хуапай – Хуаншаньская (пров. Аньхуй) живописная школа
 Хуаняо (хуа) – живопись в жанре "цветы-птицы"
 Цзяньби или люеби – лапидарная кисть
 Цинчу сы-гаосэн – "четыре высокочтимых буддийских монаха начала династии Цин"
 Чанчжоу хуапай – Чанчжоуская живописная школа, или "Юнь пай" – "школа Юня"
 Чжитоухуа (чжихуа) – живопись пальцем
 Чжуанбяо гэши – строение формы картины традиционной китайской живописи, ее монтировка и оформление
 Чжэпай (чжэцзян хуапай) – Чжэцзянская живописная школа
 Шаньшуй (хуа) – живопись в жанре "горы-воды"
 Шуймохуа – монохромная живопись (черной) тушью
 Шэсэхуа доцайхуа (или чжосэхуа – полихромная, многокрасочная живопись
 Юаньсыдацзя – четыре корифея Юаньской эпохи
 Цзяньчжи – бумажная вырезка
 Цихуа – лаковая живопись
 Юхуа – масляная живопись
 Янчжоу багуай – восемь чудаков из Янчжоу
 2.Скульптура
 Дяосу – скульптура
 Линму дяосу – монументальная скульптура при могильных курганах и погребальных комплексах
 Сымяо дяосу – храмовая скульптура
 Сяосин чжуанши дяосу (аньтоудяосу, шиюнчжуанши) – мелкая декоративно-прикладная скульптура
 Хуасянчжуань – рельефы на кирпичах
 Хуасянши – рельефы на каменных плитах
 Чуньдяосу (шинэй д. с., дасин шивай д. с.) – станковая и новая монументальная скульптура
 Шику дяосу – монументальная скульптура скально-пещерных монастырей
 Юн – погребальная скульптура
 3.Каллиграфия
 Шуфа – каллиграфия
 Бифа, юньби, юнби – правила работы кистью
 Бихуа – графические элементы (черты, графемы) конструкции иероглифического знака
 Бишунь (бисюй) – порядок наложения черт (графем) при конструировании (написании) иероглифа
 Вэньфан сыбао – четыре драгоценности кабинета интеллектуала (ученого, литератора, художника, каллиграфа)
 Гу – "кости" ("костяк"), жоу – "мясо" ("плоть"), цзинь – "мышцы", сюе – "кровь"
 Линь-мо – воспроизведение и копирование образцов классической каллиграфии (фашу, фате)
 Цзяньцзя (цзецзы, цзети, цзегоу) – принципы композиционного построения иероглифического знака
 Чжанфа (буцзюй, бубай) – построение, композиционная организация каллиграфического текста
 Чжуанькэ – резная чжуань
 Чжибифа – способы держания кисти
 Шути – каллиграфический почерк, сытишу – четыре основных почерка китайской каллиграфии, утишу – пять почерков калллиграфии
Китайское изобразительное искусство в отечественном искусствознании
Именной указатель
Основные термины и понятия

Об авторе
top
photoСоколов-Ремизов Сергей Николаевич
Искусствовед, специалист по искусству Китая и Японии; доктор искусствоведения. В 1957–1961 гг. работал в Государственном музее восточных культур (ныне Государственный музей искусства народов Востока), в 1961–2023 гг. — в Государственном институте искусствознания. Тема кандидатской диссертации — «К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи» (1972), докторской — «От Средневековья к Новому времени. Из истории и теории живописи Китая и Японии конца XVII–XIX вв.» (1995).

В круг научных интересов С. Н. Соколова-Ремизова входили «живопись интеллектуалов» (вэньжэньхуа; бундзинга) и каллиграфия (шуфа; сёдо). Особое место занимали тема «четырех совершенных» (сыцзюньцзы; бамбук, орхидея, дикая слива, хризантема) монохромной тушью и резная каллиграфия на так называемых «свободных, досужных печатях» (сяньчжан; юин). Наряду со статьями разных лет по каллиграфии и живописи Китая и Японии им были опубликованы монографии: «Литература. Каллиграфия. Живопись»; «От Средневековья к Новому времени»; «Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в.»; «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим» (М.: URSS); «Гармония мироздания. Японский художник Томиока Тэссай»; словарь «Изобразительное искусство Китая: Словарь-справочник» (М.: URSS); имеющая концептуальное значение статья «Мой Рёкан» в сборнике «Россия—Япония. На путях взаимопонимания культур» (М.: URSS), где он выступил как редактор-составитель и автор прокомментированного перевода статьи Оно Тадасигэ «Об искусстве Востока и Запада». К наиболее значительным своим работам он относил также статью «Размышления о сакральном в приложении к творческому процессу создания и восприятия художественного произведения на примере китайской резной каллиграфии на печатях» (в сб. «Искусство Востока. Сохранность и сакральность»).