|
|
Предисловие к первому изданию | 3
|
Введение | 5
|
Мотивация сложных форм поведения животных | 9
|
Групповое поведение. Реакция на сигналы о состоянии других особей. Исследовательская активность как самостоятельная форма поведения животных
|
Потребности как основа и движущая сила человеческого поведения | 25
|
Репрезентация потребностей в мышлении, эмоциях и воле. Классификация потребностей. Значение раннего детства для формирования личности. Социальное наследование и социальный отбор. Информационный генез духовных потребностей. Изучение потребностей — центральная задача комплекса наук о человеке
|
Мотивация ориентировочных реакций | 46
|
Ориентировочный рефлекс — родовое понятие для двух типов поведения: превентивно-оборонительного и исследовательского. Электрофизиологические и вегетативные корреляты двух разновидностей ориентировочных реакций. Биологическая определенность (значимость) высоких степеней формальной неопределенности: новизна и неожиданность как оборонительный сигнал
|
Удовлетворение потребностей с помощью целенаправленных действий. Механизмы научения | 54
|
Врожденные и условнорефлекторные основы целенаправленных действий. Оценка вероятности событий и выбор тактики реагирования. Физиологические механизмы внимания. Действие как поиск способов реализации ранее сформированной программы. Санкционирующая роль подкрепления («закон эффекта»)
|
Церебральное моделирование действий в мышлении. Механизмы творчества | 69
|
Объективно регистрируемые проявления мыслительной деятельности. Неосознаваемые компоненты мыслительного процесса. Формирование понятий. Диалектика требований задачи и искомого в акте творческого мышления. «Психический мутагенез» и отбор как основные этапы творчества. Поэтическая рифма-модель «психического мутагенеза»
|
Генез эмоциональных состояний. Роль эмоций в организации поведения | 82
|
Анатомо-физиологическая самостоятельность представительства потребностей, действий и эмоций в мозгу. Врожденные и условнорефлекторные механизмы активации нервного аппарата эмоций. Прогнозирование вероятности удовлетворения потребности — основополагающий принцип информационной теории эмоций. Объективно регистрируемые признаки различных эмоциональных состояний. Индивидуальные (типологические) особенности эмоциональной сферы. Последствия активации нервного аппарата эмоций. Участие эмоций в процессе подкрепления условных рефлексов
|
Филогенетические предпосылки воли | 114
|
Воля — активность, обусловленная потребностью в преодолении преграды. Ее дополнительность по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Конкурирующие мотивы как внутренние помехи. Участие осознания необходимости действия в активации механизмов воли. Острое угашение павловского «рефлекса свободы» — физиологическая основа гипнотизации
|
Прикладные аспекты изучения непроизвольных реакций человека | 123
|
Эмоции и эффективность трудовой деятельности. Объективный контроль за степенью эмоционального напряжения. Инструментальное обнаружение сигналов, эмоционально значимых для субъекта. Непроизвольные реакции в качестве управляющих команд: новый тип систем «человек и машина»
|
Сценическое искусство как модель для анализа поведения человека в социальной среде | 136
|
Механизмы эмоциональных реакций актера и зрителя в свете информационной теории эмоций. Трансформация сверхзадачи актера в мотивы поведения изображаемого им лица. Эвристическое значение сценического искусства для науки о высшей нервной деятельности человека
|
Заключительные замечания | 144
|
Литература | 149
|
Симонов Павел Васильевич Советский и российский психофизиолог, биофизик и психолог. Доктор медицинских наук, профессор, академик АН СССР, академик РАН. Заслуженный профессор Московского университета. Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР. Окончил Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в 1951 г. В 1951–1960 гг. — научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного клинического госпиталя имени Н. Н. Бурденко. В 1961–1962 гг. — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР. С 1962 г. работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета Московского университета с 1996 г.
Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественно-научное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность, эмоция, воля, сознание. Он также был главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова», членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь», председателем редколлегии серии изданий РАН «Классики науки».
Сеченов Иван Михайлович Выдающийся российский физиолог и естествоиспытатель-материалист, создатель отечественной физиологической школы, член-корреспондент (1869) и почетный член (1904) Петербургской академии наук. Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский факультет Московского университета (1856). В 1860 г. успешно защитил докторскую диссертацию в Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1871–1876 гг. заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876–1888 гг. — профессор физиологии Петербургского университета. С 1889 г. приват-доцент, с 1891 г. — профессор физиологии Московского университета. В 1901 г. вышел в отставку, но продолжал экспериментальную работу и преподавательскую деятельность.
С именем И. М. Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. Он ввел в лекционную практику метод демонстрации эксперимента, что способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой. В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) И. М. Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, изучаемые объективными методами.
|
|
|
|