URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности: Автокоммуникация как основа саморегуляции, самоуправления, самопрограммирования; как залог умения личности хорошо различать, оценивать жизненные смыслы и конструировать новые Обложка Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности: Автокоммуникация как основа саморегуляции, самоуправления, самопрограммирования; как залог умения личности хорошо различать, оценивать жизненные смыслы и конструировать новые
Id: 311693
833 р.

ОБЩЕНИЕ С СОБОЙ:
Начала психологии АКТИВНОСТИ. Изд. стереотип.

Общение с собой: Начала психологии активности: Автокоммуникация как основа саморегуляции, самоуправления, самопрограммирования; как залог умения личности хорошо различать, оценивать жизненные смыслы и конструировать новые 2024. 336 с.
Типографская бумага

Аннотация

Автор, известный психофизиолог, вводит читателей в круг проблем, связанных с пониманием природы и механизмов общения с собой (автокоммуникации). При этом внимание акцентируется на наиболее часто встречающихся "трудных" состояниях психики человека (стрессы, фобии, фрустрации, монотония), методах и методиках их коррекции и профилактики --- психосоматической регуляции, медитации, самогипнозе, аутотренинге и др. Книга является своеобразным... (Подробнее)


Содержание
top
Введение3
I. Человек в человеке10
«Обработка» самого себя — психологическая особенность человека11
Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций16
Непрерывный внутренний диалог как форма общения с собой20
II. Взгляд в прошлое27
Эволюция психических особенностей человека30
Магия и религия как механизмы саморегуляции35
Самоочеловечивание личности и гуманистические религии40
Межполушарная асимметрия мозга — механизм совершенствующейся саморегуляции46
Особенности психофизиологических механизмов общения с собой53
III. Анатомия самосознания63
Начало рефлексии — восприятие человеком своей внешности65
Развитие и совершенствование рефлексии как индивидуального «психического зеркала»71
Общение с собой — необходимое условие самоформирования «Я»84
Общение с природой — специфическая форма автокоммуникации95
IV. Трудные состояния104
Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма107
Стресс
Доминантные состояния112
Фрустрация115
Тревога119
Состояния, связанные с пониженным тонусом нервной системы123
Монотония123
Одиночество128
«Ночная психика»138
Скука143
Астения145
«Болезненная праздность»151
Предневротические фиксации неблагоприятных реакций154
Фобии155
Навязчивые мысли и навязчивые действия156
Нарушения в сфере личностной мотивации157
«Кризис мотивации»160
«Кризис середины жизни»162
V. Рычаги саморегуляции164
Общение в памяти165
Регуляция уровня психической активности организма за счет информационно-энергетического притока167
Реакция «отреагирования»169
Катарсис170
Саморегуляция посредством изменения притока нервной импульсации173
Ритуальные действия175
Эмоционально-волевой уровень саморегуляции жизнедеятельности177
Самоисповедь178
Самоубеждение182
Самоприказ183
Самовнушение184
Самоподкрепление186
Саморегуляция мотивационных составляющих жизнедеятельности личности190
Непосредственная мотивационная саморегуляция194
Опосредованная регуляция мотивации199
Самокорректировка личности205
Самоорганизация206
Самоутверждение207
Самодетерминация214
Самоактуализация217
Самосовершенствование «мистического сознания»220
VI. Условия саморегуляции224
Общение с собой в состоянии бодрствования227
Обретение душевного равновесия по Дейлу Карнеги249
Саморегуляция на фоне измененных состояний сознания256
VII. Неотложная аутопсихотерапия272
Предпосылки возникновения274
Психотехника самовоздействий278
Заключение284
Приложение292
Первоначальный курс аутогенной тренировки292
Аутогенная тренировка с элементами медитации310
Аутогенная тренировка для улучшения зрения (аутоофтальмотренинг)318
Самогипноз322
Упражнения в медитации326

Введение
top

Не только быть действующим
по отношению к самому себе,
но и бытие свое сохранять
и совершенствовать через самого себя.
Иоанэ Петрици

Положение о том, что человек стал человеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными, не подлежит сомнению. Достаточно многочисленны примеры того, как маленькие дети, которые по трагическому стечению обстоятельств вынуждены были расти и "воспитываться" в обществе животных, теряли при этом способность к последующему развитию полноценной речи и к нормальному общению с людьми. Более того, в силу каких-то биологических сдвигов в организме они, даже оказавшись среди людей, не могли адаптироваться и к дальнейшей жизни в человеческом сообществе. Следовательно, систематическое общение с людьми с первых дней рождения – обязательное условие полноценного развития личности. Оно способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости.

Более того, общение в детстве обязательно должно включать в себя элементы положительного эмоционального отношения – признание, приветливость, любовь. Любовь и признание имеют громадное значение и в жизни взрослого человека.

Еще один фактор, имеющий теснейшую связь с общением, – это интенсивность внешних впечатлений и не в последнюю очередь от межличностных контактов. Скудость, недостаток таких контактов, да еще на фоне однообразных бытовых воздействий, приводит к так называемому сенсорному голоду, что субъективно проявляется как скука, тоска, надрыв. Вот почему человек систематически ищет новых впечатлений доступным ему образом: в путешествиях, в новых знакомствах, в искусстве, литературе, в работе и т.д. Для творческих натур богатство человеческих контактов и жизненных впечатлений имеет еще большее значение: именно таким способом стимулируются и творчески трансформируются запечатлевшиеся в памяти образы окружающей действительности. Да и люди с более скромными художественными задатками тоже не могут строить полноценную здоровую жизнь без постоянного общения с себе подобными.

Однако эта книга не об общении как таковом. Она – об общении человека с самим собой (автокоммуникации). Это посильный труд по организации доказательств того, что такого рода явление существует, что оно не только реальное, но и прогрессивно развивающееся качество человеческой психики.

Имеются веские основания полагать, что общению с собой филогенетически предшествовало развитие межличностного общения. Последнее же часто предвосхищалось его внутренним представлением или же мысленно продолжалось после окончания реальной беседы. Постепенно воображаемое или воспоминаемое общение стало привычным, со временем закрепилось в естественный психический процесс предварительного моделирования предстоящего межличностного общения. Важно, что моделирующий общение человек сам обычно является одним из участников предполагаемого диалога.

Одна из главных функций межличностного общения – выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость. Общение училось выполнять роль способа разумного разрешения "неразрешимых" конфликтов посредством рационализации отношений и поведения людей. Этот последний пункт мы считаем очень важным для понимания всего существа проблемы, обсуждаемой в этой книге.

Надо полагать, что психологические механизмы и навыки, выработанные межличностным общением, постепенно начали включаться в процесс купирования тех внутренних конфликтов личности, которые издревле продуцируются двойственностью ее природы и отражающие нередко противоречивые интересы духа и тела. Став с течением времени неотъемлемым атрибутом психической деятельности человека, автокоммуникация начала выполнять высшие функции социальной адаптации, саморегуляции и самосовершенствования – важнейших атрибутов психологии активности.

Но, переводя разговор в практическое русло, заметим при этом, что общение с собой – это, бесспорно, то, чему нас никто и нигде не учит. Нам по мере возможности прививают навыки общения с другими людьми, манеры поведения в семье, обществе. Но мы и понятия не имеем о правилах общения с самим собой даже в самых элементарных ситуациях. Более того, многие и не подозревают, что такой вид общения существует и в том или ином виде является обязательным условием нормальной психической деятельности человека, во многом определяет нашу работоспособность, настроение, самочувствие, а нередко и состояние здоровья.

Пока мы молоды, сильны и здоровы, наше внимание большей частью занято окружающими событиями и объектами. Молодости свойственно интенсивное межличностное общение, а измерение ценности собственного "Я" производить исключительно посредством мнения окружающих, пусть даже ошибочного.

Будучи постоянно устремленными во внешний мир, мы зачастую не знаем, что делать с собой, когда остаемся в одиночестве, кстати, полезном и даже необходимом для нормальной жизнедеятельности состоянии, особенно в наш век избыточности внешних воздействий. Именно в рационально используемом одиночестве посредством мечтаний, грез, прожектов, да и с помощью обычных логических доводов происходит сознательное и бессознательное программирование организма для будущей деятельности, а также его предстоящего состояния и самочувствия. Но привычно избегая благотворного одиночества, мы нередко бездумно разделяем его с примитивной "продукцией" телевизора, оглушаем себя низкопробной музыкой, томим рассеянным бездельем. Но рано или поздно приходит время, когда складывающаяся ситуация: возраст, болезнь, житейские невзгоды, – вынуждают нас обратить внимание на самих себя, разобраться в собственных ощущениях, мыслях, переживаниях. И здесь мы нередко впадаем в другую крайность: теряем всякий интерес к окружающей действительности, полностью замыкаемся в скорлупе собственных проблем. Естественно, что слишком продолжительный и, если можно так выразиться, крайне интенсивный уход в себя также не облегчает ни собственного субъективного состояния, ни настроения окружающих, так как нарушается необходимый для здорового организма уровень самообладания.

Нервная система человека представляет совершеннейший саморегулирующийся механизм. Сущность же многообразных невротических нарушений состоит в том, что при более или менее правильном отражении окружающей действительности (в отличие от психически больных) в этих случаях нарушается тот высший уровень саморегуляции, который характеризуется как самоконтроль, самообладание, самоуправление. И часто это происходит потому, что человек не обладает элементарными знаниями и практическими навыками общения с собой.

Следовательно, полный уход в себя – также крайняя и неконструктивная позиция выведенного из психического равновесия человека. Ведь ощущение полноценной жизни и устойчивого здоровья исходит от сознания живых и непосредственных связей с окружающей действительностью. Подобные крайности исключаются или, во всяком случае, значительно сглаживаются под воздействием процессов автокоммуникации. Именно этот процесс позволяет достаточно эффективно производить своевременную коррекцию и настройку психики и всего организма на решение актуальных жизненных проблем, устранять состояния неуверенности, тревоги, депрессии, а в необходимых случаях и решать сложнейшие задачи на уровне аутопсихотерапии.

Задача этой книги и состоит в том, чтобы на основе конкретно-научных и исторических данных исследовать те социально-психологические условия, которые формировали явления аутокоммуникации как новую и биологически целесообразную функцию человека. Специально рассматриваются и те наиболее часто встречающиеся состояния, которые могут быть скорректированы собственными усилиями посредством общения с самим собой. И конечно же, подробно излагаются методы коррекции пограничных и трудных состояний, и эти методы следует характеризовать как своеобразный арсенал аутопсихотерапии. В определенном смысле эта книга является продолжением изданной ранее (Резервы человеческой психики. М., 1987, 1989), так как она развивает проблему психологии активности как специфической, находящейся в стадии становления отрасли психологической науки. В предыдущей книге давалось развернутое описание основных психических явлений, ответственных за формирование сознательной жизнедеятельности человека. Это обстоятельство нашло свое отражение в подзаголовке книги – "Введение в психологию активности".

Новая книга имеет подзаголовок – "Начала психологии активности". Этим хотелось подчеркнуть, что в данном случае делается существенный поворот от анализа теоретических проблем психологии активности к чисто практическим ее аспектам, нашедшим свое первичное выражение и реализацию в феномене общения человека с самим собой.

Внимание на эту проблему, конечно же, было обращено не вчера. Интерес к ней возникал в связи с исследованием различных сопредельных с ней вопросов: управления трудными состояниями, профилактики стресса, лечения неврозов и т.п. Систематическое изучение особенностей общения с собой в его различных формах успешно осуществлялось спортивными психологами уже более тридцати лет тому назад. Было установлено, что в трудных спортивных ситуациях (при овладении техникой физических упражнений, при решении сложных тактических задач) спортсмены общаются с собой, то есть "говорят про себя, пользуются внутренней речью". Причем самой распространенной формой внутренней речи у спортсменов являются самоприказы, которые проявляются всякий раз при наличии трудностей, независимо от того, каков их источник и характер. Накопленные научные данные с несомненностью свидетельствуют, что функция общения с собой характерна для человека и выполняет важнейшую регулятивную роль. Можно полагать, что ослабление этой функции приводит к тем или иным нарушениям жизнедеятельности. Современные люди, констатирует известный немецкий социолог-гигиенист Карл Гехт, боятся оставаться наедине с собой. И боятся этого потому, что, когда они остаются одни, им не с кем поговорить о своих проблемах. Они больше не разговаривают сами с собой о себе самих. Внутренний диалог является важнейшей предпосылкой и для разговора, для общения с другими. Теряя его, человек теряет и основное побуждение к межличностному общению. Такие люди молча отдаляются друг от друга и остаются в одиночестве. Кроме того, у этих людей ослабляется деятельность психологических механизмов, стимулирующих активность для преодоления внешних и внутренних трудностей на пути к осуществлению поставленных целей.

Общение с собой теснейшим образом связано с таким психологическим явлением, как переживание, понимаемое не как особая форма созерцания, рефлексии, а как форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, на "производство смысла" в жизни. Нарушение же нормального хода этого вида деятельности проявляется различными личностными дефектами и даже функциональными заболеваниями.

К сожалению, пока лишь в единичных работах исследуются последствия для личности нарушений нормального хода автокоммуникации. Так, к примеру, установлено, что для психопатий характерны нарушения рефлексии как таковой, когда теряется способность смотреть на себя со стороны, и потому бывает трудно оценить размеры усилий, предпринимаемых для купирования трудной ситуации.

Продуктивное общение с собой предполагает, что личность способна хорошо различать и оценивать жизненные смыслы, принятые в данной социальной среде, и в случае необходимости конструировать новые. Оказалось, что у больных шизофренией нарушены механизмы произвольного управления собственной мотивацией, механизмы жизненного смыслообразования.

Сложные изменения возможностей общения с собой имеются у больных неврозами, и лежат они непосредственно в сфере рефлексии. Для этой группы больных наиболее общей особенностью являются нарушения устойчивости уровня самооценки, дестабилизация представлений о себе и иерархии шкал самооценивания. Кроме того, у них выявлено существенное расхождение между непосредственно переживаемыми смыслами, определяющими реальное поведение, и смыслами, выступающими в качестве осознаваемых.

Извращают нормальную рефлексию в данном случае механизмы так называемой психологической защиты, стремящиеся увести сознание личности от трезвой и объективной оценки реальных трудностей, увести его на путь успокаивающего самообмана.

Многообразным и весьма интересным опытом восстановления здоровья и душевного равновесия личности посредством восстановления способности к полноценному общению с собой располагает психотерапия. Именно она наглядно и непосредственно демонстрирует, как резко меняется состояние человека в положительную сторону при восстановлении нормальной рефлексии, при возвращении возможности критического отношения к действительности, адекватных мотивационных и личностных образований. Она же помогает и обнаружить, насколько сложными и все еще малоизученными являются некоторые вопросы автокоммуникации.

Вместе с тем накопленный психотерапией огромный материал представляет, на наш взгляд, непосредственный практический интерес для каждого человека, так как затрагивает комплекс фундаментальных явлений саморегуляции, самоуправления, самопрограммирования, составляя предмет изучения для психологии активности.


Об авторе
top
photoГримак Леонид Павлович
Крупный отечественный психолог, психофизиолог, психотерапевт. Доктор медицинских наук, профессор.

Родился в селе Прудентово Запорожской области. В 1955 г. окончил военно-медицинский факультет Харьковского университета. Девять лет служил войсковым врачом в частях воздушно-десантных войск. С 1965 г. сотрудник Института авиационной и космической медицины. В 1986–1989 гг. — начальник отдела формирования профессиональной пригодности летчиков. В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию, ставшую основой книги «Психологическая подготовка парашютиста», а в 1975 г. — докторскую, материалы которой составили монографию «Моделирование состояний человека в гипнозе» (М.: URSS). C 1992 г. — главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.

Основная научная проблема, над которой работал Л. П. Гримак, — повышение надежности функционирования человека (в том числе парашютиста, летчика, космонавта) в экстремальных условиях деятельности. Он исследовал трудные психические состояния человека и разработал их классификацию, сформулировал принципы и методику психологической подготовки оператора к действиям в экстремальных условиях.

Л. П. Гримак дал теоретическое обоснование и разработал методические подходы к моделированию состояний человека в гипнозе; разработал методику аутоофтальмотренинга и методику психодиагностики эмоциональной реактивности; сформулировал задачи нового направления психологии, получившего название «психология активности». Автор более 120 научных работ, в том числе 10 монографий.