Среди представителей силовых структур в моде такой анекдот. Сидит русский солдат на развалинах Белого дома: «А все же, Вася, информационную войну мы проиграли». Контекст простой — важны танки, пушки, бомбы, а информация со всякой гуманитарщиной может подождать. Недорого она стоит по сравнению с материальной частью. Это совершенно неверно. Воюют люди, а не техника. Важнейшей линией противостояния цивилизаций сейчас являются смыслы, ценности, культурные императивы, образы желаемого будущего. Именно поэтому книга ведущих сотрудников МосГУ представляется крайне важной, ценной и интересной. В теории постиндустриального развития выделяются три фазы эволюции цивилизаций. В традиционной (до XX века) люди изучали, исследовали и покоряли природу, в индустриальной (XX век) огромное внимание уделялось машинам и главным среди них — компьютерам. Однако мир меняется. Мы взяли от природы так много, что сейчас следует подумать, что останется следующим поколениям. Машины могут сделать за нас почти все и стоит вопрос, что же оставить себе. Мир входит в постиндустриальную фазу, где главные возможности и основные риски связаны именно с человеком. Проект глобализации в его западном прочтении провалился. Вероятно, в ближайший век нам предстоит иметь дело с конфликтами, как хочет Запад, или с сотрудничеством, как кажется разумным в России, между различными цивилизациями. Именно поэтому общего рецепта для всех стран и народов не существует. Они должны искать свои пути в будущее. Именно поэтому мы по-новому осмысливаем нашу историю, смыслы и ценности. Вспомним Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», «Обороняться на Западе и искать друзей на Востоке», ну и наконец, «Если Бог с нами, то кто против нас?». Разве это не актуально сейчас? Очень ценно, что авторы книги представляют разные сферы гуманитарного знания. Это дает целостную объемную картину и видение обозримого будущего. Все авторы самым тесным образом связаны с преподаванием, с педагогикой, с диалогом, с нашей молодежью. Именно поэтому в книге очень часто даются ответы на вопросы, которые возникают у молодых. Такая работа является очень ответственной. Мы должны помочь молодым людям осознать нынешнюю реальность и помочь взять ответственность за предстоящие перемены. Именно им через 20–30 лет предстоит стать опорой нашего Отечества. Ректор Московского гуманитарного университета, профессор Игорь Михайлович Ильинский постоянно подчеркивает, что знание — это далеко не все, что ключевую роль играет воспитание. В эпоху Просвещения мыслители надеялись, что опираясь на науку и здравый смысл, люди смогут построить благополучное и счастливое будущее. Две мировые войны, разразившиеся в XX веке, показали тщетность этой надежды. Важен не только рациональный выбор, но и эмоции, интуиция, ощущения себя членом огромной дружной семьи — нашей цивилизации — мира России. Именно этим духом и проникнута данная книга. Будем реалистами! Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Мы не можем передать молодежи слишком много деталей и подробностей, но наш долг дать им главное, сделать их единомышленниками, вручить факел — наши смыслы и ценности, который они понесут в будущее. Ряд таких глубоких принципиальных вещей и есть в данной работе, поэтому естественно, что она издается в серии «Будущее России». Будущее России должно состояться!
Доктор физико-математических наук, профессор Г. Г. Малинецкий
В настоящее время Россия и все мировое сообщество переживают исключительно сложный и опасный период своей новейшей истории, которая началась после окончания Великой Отечественной войны. Пожалуй, лишь короткий период Карибского кризиса 60-х годов минувшего века, когда весь мир внезапно оказался на пороге ядерной войны, по уровню своей геополитической напряженности, может сравниться с тем, что сегодня происходит на мировой геополитической арене. Однако, следует напомнить, что в период Карибского кризиса главным противником Советского Союза были США, а другие страны в нем участия практически не принимали. На этот раз дело обстоит иначе. Главный противник России остается прежним — это США, но теперь их активно поддерживает целая международная коалиция, в которую вошли около 50 стран Запада. Все они, фактически, принимают участие в боевых действиях на стороне Украины, так как оказывают этой стране постоянную финансовую и военно-техническую помощь. Эти страны поставляют на Украину большие партии современного оружия и боеприпасов, обучают на своей территории украинских военных специалистов, а в последнее время посылают туда и своих военнослужащих, которые, под видом наемников, принимают непосредственное участие в боевых действиях против России. В результате этого Польша в 2022 г. потеряла убитыми более двух тысяч человек, для которых в этой стране было создано новое кладбище. Анализ геополитической ситуации, которая сегодня сложилась в мире, показывает, что современный мир находится в состоянии новой мировой войны. Ее военная фаза началась 24 февраля 2022 года, когда Россия приступила к реализации специальной военной операции на Украине с целью защиты населения Донецкой и Луганской народных республик, а также для демилитаризации и денацификации самой Украины. Прошло всего полтора года с начала проведения этой операции, но очень многое в мире радикальным образом изменилось. Прежде всего, стало понятным, что происходит не региональный вооруженный конфликт между двумя странами, а началась мировая война, в которой противниками являются вовсе не Россия и Украина. Главные противники — это коалиция стран Запада, во главе с США, и Россия, которую сегодня морально поддерживают ее геополитические союзники. Новая мировая война по своему характеру принципиально отличается от всех предыдущих мировых войн. Эта война является гибридной, так как она одновременно ведется не только на поле боевых действий, но также в геополитической, экономической, информационной и гуманитарной сферах общества. При этом результаты противоборства в информационной и гуманитарной сферах, по своей значимости, оказались сопоставимыми с экономическими и военными. Анализ этой ситуации показал, что эффективность информационного оружия, которое сегодня используется в гибридной мировой войне, оказалась очень высокой, и ранее оно явно недооценивалась. Речь идет не только об информационных средствах военного назначения, которые сегодня широко применяются для разведки военных целей и наведения на них боевых средств поражения. Не менее эффективными являются информационные средства манипуляции общественным сознанием многих стран мира, которые все более широко используются странами Запада в интересах достижения их геополитических и военных целей. При помощи этих средств формируется современное национальное и международное информационное пространство, содержание которого является стратегически важным фактором воздействия на общественное сознание, а также на позиции политических лидеров многих стран мира и, следовательно, на международные отношения между этими странами, на те позиции, которые занимают их политические лидеры в современной геополитике. Необходимо отметить, что содержание информационного пространства в настоящее время заполнено большим количеством ложной информации, которая целенаправленно формируется средствами массовой информации стран Запада, а также существующими в этих странах специальными подразделениями — кибервойсками. В мировом сообществе формируется искаженное представление о реальном положении вещей, а Россия изображается в виде агрессора, напавшего на независимое демократическое государство с целью захвата части его суверенной территории. Именно поэтому США и другие страны Запада и оказывают Украине военно-техническую и финансовую помощь. В реальности дело обстоит совершенно иначе. События на Украине представляют собой лишь часть общего стратегического плана США по уничтожению России как суверенного государства и окончательного устранения ее с международной арены как геополитического, военного и идеологического конкурента. В настоящей монографии показано, что эта смертельная для нашей страны угроза вполне реальна, и для противодействия ей необходима мобилизация всего военного, социально-экономи¬ческого и духовного потенциала России. Прежде всего, здесь необходимо адекватное понимание этой ситуации, которое должно стать основой для консолидации российского общества перед лицом новой грозной опасности для нашей страны. Все другие проблемы должны быть отодвинуты на второй план, так как на карту сегодня поставлено будущее нашей Родины. В этих условиях особую значимость приобретает роль и качество национальной элиты России, которая должна быть способной обеспечить переход нашей страны к мобилизационной экономике и организовать эффективную оборону страны не только на театре военных действий, но также и в геополитическом, экономическом, информационном и культурном пространстве. Решить эту проблему можно лишь при условии адекватной ориентации системы образования и воспитания граждан России. Этот процесс в нашей стране уже начался. Целью монографии является системный анализ тех приоритетных задач, которые должны быть в ближайшее время решены в нашей стране и которые, в своей совокупности, должны представлять собой новую стратегию обеспечения национальной безопасности России. Для реализации этой стратегии должен быть использован интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал нашей страны, выработаны необходимые меры для эффективного развития науки, образования, культуры и информационной сферы общества, для мобилизации его ресурсов перед лицом новой глобальной угрозы для безопасности нашей страны. Особое внимание уделено проблеме обеспечения национального единства России на основе традиционных ценностей нашей культуры, а также проблеме воспитания высокообразованных и ответственных граждан России.
Авторами монографии являются ученые Московского гуманитарного университета, которые работают в области изучения гуманитарных проблем современной системы высшего образования и его стратегической роли в обеспечении национальной и глобальной безопасности. Они надеются, что книга будет полезной для политических, государственных и общественных деятелей России, а также для научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов российских университетов.
Колин Константин Константинович
Доктор технических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.
Костина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, академик Международной академии наук (IAS, Австрия). Проректор по учебной и воспитательной работе Московского гуманитарного университета. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 г. — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (М.: URSS), «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (М.: URSS), «Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты» (М.: URSS; совм. с В. И. Костиным), «Диалектика массового и элитарного в современной культуре», «Национальная культура — этническая культура — массовая культура: баланс интересов в современном обществе» (М.: URSS), «Теоретические проблемы современной культурологии» (М.: URSS), «Культурная политика современной России» (М.: URSS; совм. с Т. М. Гудимой), «Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики» (М.: URSS), «Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?» (М.: URSS), «Конструктивный социальный потенциал массовой культуры» (М.: URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).
Макаревич Эдуард Федорович
Доктор социологических наук, профессор. Автор и соавтор монографий и книг о коммуникационном влиянии на человека, о социальном контроле масс, о политической безопасности государства в истории СССР и императорской России: «Культура массовых коммуникаций. Экспансия и сопротивление», «Последний бастион. Глобальная культура коммуникаций», «Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс», «Формирование масс», «Влияние на человека: Историко-социологический взгляд», «Массовые коммуникации: Технологический блеск и нравственная нищета», «Культура как фактор национальной безопасности современной России: Значение и ролевая модель», «Восток—Запад: Звезды политического сыска», «Заговор профессоров», «Филипп Бобков и пятое управление КГБ: След в истории», «Интимные тайны Советского Союза» и др.
Карпухин Олег Иванович Доктор социологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Известен работами в сфере социологии культуры и управления культурой, социологии молодежи и молодежных движений, массовых коммуникаций и истории русской литературы. Автор и соавтор монографий «Культурная политика», «Культурная политика и менеджмент», «Влияние на человека», «Последний бастион. Глобальная культура коммуникаций», «Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс», «Формирование масс», «Русский ренессанс», «Неизвестный Раевский» и др.
|