URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фридман Л.М. Учитесь учиться математике Обложка Фридман Л.М. Учитесь учиться математике
Id: 311366
411 р.

Учитесь учиться математике № 56. Изд. стереотип.

URSS. 2024. 120 с. ISBN 978-5-9519-4300-2.
Типографская бумага
Зачем надо изучать и знать математику? • Чему надо учиться в математике? • Как учиться математике? • Развивайте свои умения и качества ума! • 120 заданий с ответами и указаниями.

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга, представляющая собой пособие для учащихся средней школы по формированию и развитию навыков изучения математики. Книга знакомит с рациональными способами и приемами обучения математике. Материал книги построен так, что читатель последовательно получает ответы на следующие вопросы: зачем изучать математику? что изучать в ней? как изучать? как научиться рационально изучать?

Пособие содержит большое число... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие к первому изданию3
Введение4
Зачем надо изучать и знать математику7
Беседа 1. Математика как метод и язык познания окружающего мира9
Беседа 2. Без математики ни шагу12
Беседа 3. Математика ум в порядок приводит14
Чему надо учиться в математике17
Беседа 4. Математические объекты18
Беседа 5. Математические понятия и их определения20
Беседа 6. Как правильно строить определения математических понятий25
Беседа 7. Математические предложения29
Беседа 8. Учитесь доказывать теоремы36
Беседа 9. Классификация математических понятий44
Беседа 10. Учитесь решать задачи47
Как учиться математике59
Доклад 1. Общие правила работы по изучению математики59
Доклад 2. Режим и гигиена учебного труда64
Доклад 3. Как читать математические книги67
Доклад 4. Как вести тетради по математике73
Развивайте свои умения и качества ума76
Занятие 1. Учитесь видеть, наблюдать78
Занятие 2. Учитесь сравнивать82
Занятие 3. Развивайте внимание и волю87
Занятие 4. Укрепляйте свою память91
Занятие 5. Развивайте свое воображение и мышление95
Ответы и указания103
Краткий словарь111

Предисловие к первому изданию
top

Надежда Константиновна Крупская считала, что «... наших ребят мы должны сразу же вооружить необходимыми им для строительства новой жизни организационными навыками, застраховать их от ненужной растраты сил. Мы должны помочь им как можно раньше научиться организовывать целесообразно свою жизнь и труд».

Главный труд наших ребят — это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Между тем зачастую школьники учатся этому чисто стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки), что приводит в конечном итоге к неуспеваемости, калечит умственные способности.

Сейчас уже всеми, наверное, осознана необходимость и значимость овладения учащимися умениями и навыками учебного труда. Во многих школах ведется большая работа в этом направлении. На практике осуществляется призыв Н. К. Крупской: «Надо пропитать всю школьную жизнь, которая становится все многограннее, принципами научной организации труда»2. Но эта деятельность сдерживается, в частности, недостатком литературы по формированию у школьников учебных умений.

В особо трудном положении находится в настоящее время школьная математика. Общепризнанно, что она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Программа же не отводит специального времени для овладения методами и приемами учебной работы. Поэтому возникла необходимость в специальном пособии для учащихся по формированию и развитию навыков изучения математики.

Пособие это необходимо еще и потому, что очень важно широко пропагандировать рациональные методы изучения математики, элементы культуры учения и мышления. Особое значение оно должно иметь для решения такой важнейшей задачи, как распространение непрерывного образования. XXVI съезд КПСС указывал на необходимость прививать учащимся умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Поэтому это пособие, как нам представляется, будет полезно не только ученикам общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, но и многим взрослым.

Книга построена так, что читатель последовательно получает ответы на следующие вопросы: зачем изучать математику? что изучать в ней? как изучать? как научиться рационально изучать? Пособие содержит большое число различных заданий для самостоятельной работы учащихся, направленных на выработку умений и навыков учебного труда, на развитие способностей школьников к обучению. Хотя на большинство заданий в самом пособии имеются указания и ответы, но, естественно, что в ряде случаев ученики будут нуждаться в консультации и помощи учителей.

В написании данного пособия большую помощь оказали Татьяна Александровна Пушкина и Илья Яковлевич Каплунович, с которыми подробно обсуждался план пособия и которые представили автору ряд материалов для первой части пособия. Рукопись пособия внимательно прочитали В. И. Жохов, В. Н. Руденко, Л. Н. Рязанова и Б. С. Эппель, замечания и пожелания которых во многом помогли усовершенствовать рукопись.

Всем им выражаю благодарность.

Автор


Об авторе
top
photoФридман Лев Моисеевич
Доктор педагогических наук, профессор психологии, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Научная деятельность Л. М. Фридмана была сосредоточена в области педагогической психологии и психологических основ обучения математике. Автор более 250 публикаций, в том числе таких известных книг, как «Психолого-педагогические основы обучения математике в школе», «Логико-психологический анализ школьных учебных задач», «Педагогический опыт глазами психолога», «Как научиться решать задачи», «Учитесь учиться математике» (М.: URSS), «Психопедагогика общего образования», «Величины и числа. Популярные очерки» (М.: URSS), «Что такое математика» (М.: URSS) и многих других.