URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тард Г. Происхождение семьи и собственности: С очерком Л.Е.Оболенского «О происхождении семьи и собственности по теории эволюционистов и экономических материалистов». Пер. с фр. Обложка Тард Г. Происхождение семьи и собственности: С очерком Л.Е.Оболенского «О происхождении семьи и собственности по теории эволюционистов и экономических материалистов». Пер. с фр.
Id: 311132
517 р.

Происхождение семьи и собственности:
С очерком Л.Е.Оболенского «О происхождении семьи и собственности по теории эволюционистов и экономических материалистов». Пер. с фр. Изд. стереотип.

2024. 152 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга представляет собой часть большого труда известного французского философа и юриста Габриэля Тарда (1843-1904) "Преобразование права". Автор разбирает и критикует следующее положение в теории эволюции общества - будто бы все процессы, все пути развития "рас, племен и индивидуумов" обязательны для всех. Естественно, определенное сходство, общее для всех антропологическое ядро, присутствует. Но, по мнению Г. Тарда, "человеческая... (Подробнее)


Происхождение семьи и собственности по теории эволюционистов и экономических материалистовь. Из критического очерка Л.Е.Оболенского
top

Въ последнее время, среди русской интеллигенцiи и молодежи, пользуется довольно широкими симпатiями теорiя, такъ называемаго, "экономическаго матерiализма", которая унаследовала место, занятое еще недавно эволюцiонной теорiей Спенсера и его школы. И въ той, и въ другой теорiи есть кое-что общее, есть элементы и враждебные другъ другу. Общее у обеихъ то, что оне придаютъ наибольшее значенiе въ развитiи общества и человечества не силамъ самаго человека, а независимому отъ личности процессу развитiя или эволюцiи. Правда, основатели и той, и другой теорiи, т.е. съ одной стороны Марксъ (и самый видный изъ его последователей – Энгелъсъ), а съ другой – Спенсеръ никогда не доводили до крайности своихъ основныхъ положенiй, допускали въ нихъ исключенiя, допускали значенiе и другихъ факторовъ прогресса, кроме механическаго, непреложнаго закона природы (у эволюцiонистовъ) и столь-же безсознательнаго процесса экономическаго (у экономическихъ матерiалистовъ). Но зато ихъ последователи и, въ особенности, второстепенные, – подъ влiянiемъ догматизма и увлеченiя, свойственнаго всякому сектантству, обратили научныя гипотезы своихъ учителей во что-то, напоминающее религiозное "credo ad absurdum". Такая узкая постановка задачи философiи исторiи и соцiологiи оттолкнула отъ нихъ самыхъ серьезныхъ и научно-просвещенныхъ въ широкомъ смысле слова – эволюцiонистовъ и марксистовъ. Дело въ томъ, что какъ въ эволюцiонной теорiи Спенсера, такъ и въ теорiи Маркса – о зависимости историческихъ явленiй отъ экономическихъ – очень много вернаго, подтверждаемаго исторiей: действительно, человечество не всегда совершаетъ свой прогрессъ путемъ сознательно разумнымъ; огромную ролъ въ немъ играетъ чувство и аффекты, страсти, настроенiя и рефлексы, тесно связанныя съ условiями окружающей природы, соцiалъной и экономической среды. Но въ основе даже и такихъ явленiй исторiи лежало, хотя и безсознательное, и не разумное, и смутное, но все-же антропологическое стремленiе къ благу человека. По этому, въ процессе эволюцiи замечается не только приспособленiе человека къ внешней среде, но и приспособленiе этой среды или ея законовъ къ человеческимъ потребностямъ. Это-то стремленiе, изменяющееся съ различiемъ условiй внешнихъ и внутреннихъ, т.е. характера племенъ, расъ, индивидуумовъ, делаетъ то, что человеческая исторiя или прогрессъ совершается не по одному какому либо пути или линiи (ошибочно называемому "закономъ исторiи"), а по тысячамъ путей, по тысячамъ попытокъ приспособить среду къ себе или приспособиться къ ней.

Естественно, что, кроме разнообразiя у расъ, племенъ и индивидуумовъ, есть и сходства между ними, т.е. есть общее у всехъ антропологическое ядро. Отсюда понятно, почему, не смотря на разнообразiе путей развитiя, въ нихъ должно быть и кое что общее. Но считать все процессы, все пути, обязательными для всехъ, или даже одинъ какойнибудь путъ – неизбежнымъ для всехъ, конечно, грубая ошибка и противъ исторiи, и противъ науки вообще. Эту-то грубую ошибку и разбираетъ известный французскiй философъ и ученый юристъ Тардъ, въ своемъ соч. "Les transformations du droit" ("Преобразованiя права"). Хотя его разборъ имеетъ въ виду главнымъ образомъ "спенсеровыхъ детей" (говоря словами одного нашего известнаго критика), темъ не менее онъ относится косвенно и къ крайностямъ экономическаго матерiализма, почему и переводъ двухъ паиболее общедоступныхъ и интересныхъ главъ этого сочиненiя, о происхожденiи семьи и собственности, теперь – кстати.

Но Тардъ касается, какъ я сказалъ, только эволюцiонистовъ, поэтому я дополняю его главы нижеследующимъ очеркомъ и другихъ взглядовъ того-же общаго направленiя.


Об авторе
top
photoТард Габриэль
Известный французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии и психологического направления в социологии. Занимал должность судьи в провинции, затем был главой отдела криминальной статистики в Министерстве юстиции, профессором в Свободном колледже социальных наук и в Коллеж де Франс.

Г. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. Он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе. С этой точки зрения Тард исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. При жизни идеи Тарда не получили широкого одобрения со стороны научного сообщества, но в наши дни он считается одним из родоначальников социальной психологии, внесшим значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах.