В предыдущих книгах нашего издания развитие основных событий в большей или меньшей степени было связано с ключевой идеей близости, математическое осмысление которой привело к ошеломляющему каскаду самых разнообразных результатов. И хотя эта идея еще весьма далека от исчерпания, существует широкий пласт математических задач, в которых она не работает. Значительную по объему долю в этом пласте составляют задачи, в которых изучаются свойства множеств, состоящих из конечного числа элементов. Число элементов в таких множествах может быть разным – от нескольких единиц до многих степеней десяти – 1010, 101010, ... . Истоки некоторых из этих задач и методы их решения отделены от нас сотнями и даже тысячами лет. Появление других было стимулировано развитием вычислительных средств, стремительно расширяющиеся возможности которых сами служат источником все новых и новых задач. Нарастающий интерес вызвал к жизни новое понятие – дискретная математика. Понимаемая в широком смысле дискретная математика включает в себя теорию чисел, общую алгебру, математическую логику, комбинаторный анализ, теорию графов, теорию кодирования, целочисленное программирование, теорию функциональных систем и др. Дискретность (от латинского discretus – разделенный, прерывистый) нередко противопоставляют непрерывности. Однако при решении сложных практических задач дискретные и непрерывные подходы работают совместно и весьма эффективно, взаимно обогащая друг друга. В 1998 году издательство "Мир" выпустило книгу Р.Грэхема, Д.Кнута и О.Паташника "Конкретная математика" (Concrete mathematics), термин CONCRETE в названии которой образован слиянием слов CONtinious и disCRETE. Основная задача этого тома – дать читателю рабочее представление о технике оперирования с дискретными объектами, аналогичной технике для объектов непрерывных. Наша цель скромней: мы лишь хотим познакомить читателя с некоторыми элементами дискретной математики. В первых двух главах тома рассматриваются элементы теории чисел и общей алгебры. Вводимые при этом понятия широко используются в других главах, в частности при изложении теории Пойа, позволяющей решать задачи пересчета объектов с точностью до того или иного отношения эквивалентности. В главе, посвященной комбинаторике, помимо начальных сведений о выборках излагается принцип включения-исключения, эффективно работающий при решении классических комбинаторных задач. Здесь также описывается аппарат производящих функций – мощное средство комбинаторного анализа. В заключительных главах вводятся основные понятия теории графов и матроидов, описываются некоторые эффективные алгоритмы. Краснов Михаил Леонтьевич
Кандидат физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики Московского энергетического института (МЭИ). Был членом Редакционного совета МЭИ, работал в Совете по математическому образованию при Министерстве высшего образования СССР.
В область научных интересов М. Л. Краснова входили дифференциальные уравнения. Им были написаны научные статьи, посвященные уравнениям в частных производных и некоторым прикладным задачам. Вместе с А. И. Киселевым и Г. И. Макаренко он придумал и осуществил простую и в то же время гениальную идею — учить будущих инженеров сложным разделам высшей математики на рассмотрении подробных решений тщательно подобранных типовых примеров при минимальном изложении теории. В результате более чем тридцатилетней совместной работы ими были написаны ставшие классическими учебные пособия ("Векторный анализ", "Вариационное исчисление" и другие). Все эти книги многократно выходили в издательстве URSS, а также были переведены и изданы на испанском, португальском, английском, французском, японском, польском и других языках. Киселев Александр Иванович
Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1951 г. В 1951–1962 гг. работал в Институте физических проблем АН СССР. В 1962–1996 гг. — доцент кафедры высшей математики Московского энергетического института. Область научных интересов: теория функций.
Макаренко Григорий Иванович
Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1951 г. В 1951–1960 гг. работал на кафедре высшей математики Московского энергетического института. В 1960–1978 гг. — старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований в Дубне. В 1978–1989 гг. — профессор кафедры математики Московского государственного института путей сообщения. Область научных интересов: дифференциальные уравнения.
![]() Доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей математики факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ (1982–2001), заведующий кафедрой математических методов в управлении факультета государственного управления МГУ (2002–2016). Заслуженный профессор МГУ. Лауреат премии Президента Российской федерации, лауреат многих научных премий. Был удостоен государственных наград. Член Американского математического общества и других иностранных академий наук. Область научных интересов: геометрия, геометрическое моделирование, игры поиска, компьютерная графика. Подготовил 12 кандидатов наук; в числе его учеников — три доктора наук. Автор более 210 опубликованных работ, в числе которых монографии и учебники.
Заляпин Владимир Ильич
Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1969 г., аспирантуру Отделения математики МГУ — в 1972 г. Кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры математического анализа Южно-Уральского государственного университета.
Автор 86 научных и более 40 учебных и методических публикаций. Заместитель председателя Челябинского регионального отделения научно-методического Совета по математике Минобрнауки РФ, председатель Совета по математике ЮУрГУ. Награжден нагрудным знаком "Почетный работник высшей школы РФ". ![]() Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики Южно-Уральского государственного университета. Автор более 80 научных публикаций, в том числе одного учебника, 16 учебных пособий, а также статей в журналах «Квант», «Математическое образование», «Математика в высшем образовании», «Математика в школе».
|