НАУКА, ВООРУЖЕННАЯ НОЖОМ И ЛОПАТОЙС благодарностью посвящаю
своим друзьям-археологам
и всем участникам
Старорязанской экспедиции
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.А.С.Пушкин Что может быть увлекательнее путешествия на "машине времени"! Нам предстоит перенестись на восемьсот лет назад, в эпоху Древней Руси, когда в городах расцвела блестящая культура: здесь творили гениальные философы и писатели, зодчие и живописцы, искусные оружейники и золотых дел мастера. То была пора, когда наш первый историк Нестор создавал Летописный свод, чтобы ответить на вопрос – "откуда есть пошла Русская земля", когда безвестный автор "Слова о полку Игореве" обратился к русским князьям с горячим патриотическим призывом к единству, а при впадении реки Нерли в Клязьму воздвигнули удивительный храм Покрова, до сих пор поражающий своим совершенством. Все мы – наследники этой постоянно развивающейся культуры, носительницы общечеловеческих духовных ценностей. Люди того далекого времени знали и умели очень многое, именно они закладывали основы нашей цивилизации. Как показал печальный, если не сказать трагический, опыт XX в., отрицательное отношение к достижениям прошлого, истребление памятников древнерусской культуры, национальных святынь, запечатлевших думы и чаяния наших предков, приводят к духовной деградации нации, к потере ею исторической перспективы. Вот почему во все времена общественного возрождения и обновления в широких слоях народа возрастает интерес к родной истории, желание узнать и понять – откуда мы и куда идем. Настает время "собирать камни". Мы совершим необычное путешествие в мертвый город трудной и многострадальной судьбы, столицу княжества Рязанского, стертую с лица земли полчищами Батыя. В огне пожаров исчезли рязанские летописи и архивы, но на помощь пришла археология – "история, вооруженная лопатой". Задача этой науки – реконструкция исторического прошлого по вещественным источникам, погребенным в земле, – потенциально неисчерпаемым. Познавательные возможности археологии огромны: она восстанавливает условия и обстоятельства жизни людей и окружавший их предметный мир, позволяя целостно воссоздать эпоху и конкретизировать представления о ее культурно-бытовом фоне, слабо отраженном в памятниках письменности. Она помогает объемно увидеть, казалось бы, навсегда канувшие в Лету реалии прошлого со всей подлинностью и выразительностью деталей: труд землепашца и ремесленника, скитания купца и паломника, обстановку мастерской металлурга и ювелира, стеклодела и формовщика кирпичей. Бездушные на первый взгляд предметы, даже самые скромные, вроде тысяч обломков глиняных сосудов, в исследовательской работе археолога представляют ценность, несут важную информацию о повседневной деятельности некогда живших людей. И тогда на арену выступают не только знатные лица, известные по летописным сведениям, – князья, бояре, сановники церкви, но и простые люди Древней Руси во всей сложности их верований, социальной психологии, со своей системой ценностей, вкусами и формами жизненной ориентации. Непременное условие успеха путешествия в Рязань XI–XIII вв., один из крупнейших экономических, политических и культурных центров Руси, – это искусство "одушевления" вещей, немых соучастников прошлого. Сумев заставить их внятно "заговорить", мы освоим и тот микромир, который окружал человека Древней Руси. В совокупности они создают целостную картину жизни древнерусского города, позволяют вписать ее в контекст культуры всей Руси. Предметом истории становится человек былых времен во всей неоднозначности и противоречивости своего бытия. Даркевич Владислав Петрович Известный специалист по истории средневековой культуры. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. Родился в Витебске. В 1958 г. окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и с того же года начал работать в Институте археологии. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1970–1980 гг. руководил Старорязанской экспедицией Института археологии. В 1978 г. В. П. Даркевичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук за книги «Светское искусство Византии» (М., 1975) и «Художественный металл Востока» (М., 1976). Участник и руководитель ряда археологических экспедиций, автор около 200 научных трудов.
Основные научные интересы В. П. Даркевича: история и культура Руси IX–XIII вв., народная культура Cредневековья, связи средневековой Руси с Западной Европой, Византией и арабским миром. Его творчество отличается широтой кругозора, умением использовать междисциплинарный (с привлечением этнологии, истории искусств, литературоведения, лингвистики и др.) и цивилизационный (повышенное внимание к человеческой духовности, сопоставление цивилизаций католического Запада, Византии, Древней Руси, мусульманского Востока) подходы. При этом он не только обладает способностью проникновения во все глубины замыслов средневековых мастеров, но и может рассказывать о древнем искусстве живым и образным языком писателя, то есть в какой-то мере и формой изложения приблизиться к самому искусству. |