![]() Величайший русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился в Москве, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). В мае 1820 г. был сослан на юг России; побывал в Екатеринославе, на Кавказе, в Крыму и Бессарабии. В 1824 г. направлен в имение Михайловское под надзор родителей, но в 1826 г. по приказу императора Николая I возвращен из ссылки. Летом 1831 г. поступил на службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. В 1835 г. основал журнал «Современник». 27 января 1837 г. на дуэли был смертельно ранен и через два дня скончался.
![]() Великий русский писатель, драматург, критик, публицист. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Учился в Нежинской гимназии высших наук (1821–1828), где проявились его интерес к литературе и незаурядный актерский талант. В 1828 г. приехал в Петербург, где поменял несколько мест службы, пробовал преподавать историю (в 1834 г. был назначен на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете), но постепенно литературная деятельность вытеснила все другие его занятия. В 1831 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании Гоголя как писателя. В 1836 г. уехал за границу; жил в основном в Риме, где работал над главным своим произведением — романом-поэмой «Мертвые души». В 1848 г. вернулся в Россию, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами», но в ночь на 12 февраля 1852 г., находясь в болезненном состоянии, сжег рукопись 2-го тома романа.
Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). В 1835 г. вышли сборники рассказов «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Г. Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». Вершиной творчества Гоголя-драматурга явилась пьеса «Ревизор», вышедшая в свет и одновременно поставленная на сцене в 1836 г. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточенные нападки реакционных кругов. Еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор», вызвал 1-й том романа-поэмы «Мертвые души» (1842). Огромный интерес представляют работы Гоголя-критика — не было ни одного имени в русской литературе того времени, на которое он так или иначе не откликнулся, что нашло отражение как в его литературных произведениях, так и в письмах и статьях. ![]() Великий русский писатель и драматург. Родился в Таганроге, в купеческой семье. Окончив гимназию в 1879 г., уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина и др. В 1884 г., получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. В 1884 г. вышла первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены». В 1890 г. совершил поездку на Сахалин, где провел перепись каторжных и ссыльных поселенцев; позже написал книгу «Остров Сахалин» (1893–1894). В 1892 г. поселился под Москвой, в деревне Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач. В 1902 г. вследствие заболевания туберкулезом переселился в Ялту, где сблизился с М. Горьким. Вместе с В. Г. Короленко в знак протеста против отмены Николаем Вторым избрания Горького почетным академиком отказался от звания почетного академика Петербургской академии наук, присужденного ему в 1900 г. В 1904 г. А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза выехал в Германию для лечения на курорт Баденвейлер, где и скончался.
В своих знаменитых произведениях (повести и рассказы: «Степь», «Дуэль», «Человек в футляре», «Моя жизнь», «Скучная история»; драмы «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей и пр. Но еще в студенческие годы он сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами (чаще всего Антоша Чехонте). Уже в этих ранних рассказах Чехов обнаружил недюжинный талант и много тонкого юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом. К этому периоду относится и цикл фельетонов «Осколки московской жизни», во многом благодаря которому журнал «Осколки» завоевал ведущее положение в юмористической прессе. |