URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сухарев О.С. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: «Цели-инструменты», распределённое управление и накопительный эффект Обложка Сухарев О.С. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: «Цели-инструменты», распределённое управление и накопительный эффект
Id: 310540
941

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:
«Цели-инструменты», распределённое управление и накопительный эффект

2024. 200 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В монографии рассматриваются вопросы разработки новой теории экономической политики, отличающейся от классического варианта тем, что она выстраивается на доктрине распределённого управления и накопительного эффекта самой политики, предложенной автором как расширение принципа «цели-инструменты» Тинбергена.

Это позволяет дифференцированно подойти к формированию мер не только макроэкономической, но и иных видов правительственной политики, изменить... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление5
Введение7
Глава 1. Теория экономической политики: накопительный эффект и распределённое управление12
1. Развитие теории экономической политики12
2. Принцип распределённого управления21
2.1. Накопительный эффект и распределённое управление24
2.2. Расширение принципа «цели — инструменты» Тинбергена28
3. Макроэкономическая политика в России: отрицательный накопительный эффект34
Глава 2. Политика институциональных изменений61
1. Изменение институтов: дисфункция и качество61
2. Модель институциональных изменений72
3. К институциональной теории благосостояния76
4. Институциональная конкуренция и разрушение международных институтов81
Глава 3. Политика технологического суверенитета86
1. Обеспечение технологического суверенитета России86
2. Технологический и финансовый суверенитет93
3. Проблемы измерения технологий и оценка технологической индустриализации100
4. Инвестиции в человеческий капитал109
Глава 4. Догоняющее развитие и другие сценарные тупики117
1. Тупики макроэкономической политики117
2. Аналитические причины тупиков в развитии125
3. Догоняющее развитие — панацея?136
Глава 5. Приватизация, «экономика предложения» и проектное управление147
1. Приватизация, фонды государства и частного сектора147
2. Анализ доводов необходимости приватизации154
3. Приватизация и «экономика предложения»161
4. Проектный метод в государственной политике167
Глава 6. Эволюционная теория экономической политики175
1. «Эволюционная экономика»: методологические проблемы175
2. Шумпетеровская эволюция как изменение структур и теория экономической политики187
Заключение196

Введение
top
Макроэкономическая политика преследует набор целей, но основополагающими являются увеличение валового продукта и занятости, т. е. организация устойчивого (продолжительного) экономического роста и снижение инфляции. Современная теория экономической политики рассматривает, как правило, два наиболее значимых инструмента для достижения указанных целей — монетарную и фискальную политику. Конечно, в связи с действием различных факторов в экономике возникают рецессии и депрессии, требующие политики противодействия. Собственно, пока экономика растёт, уже закладываются условия будущего кризиса, который по идее инструменты макроэкономической политики должны элиминировать, предупреждать, а при возникновении — смягчать.

Это также может рассматриваться как цель макроэкономической политики, равнозначная цели обеспечения экономического роста. Если под рецессией понимаются снижение базовых целевых индикаторов развития на протяжении двух кварталов подряд либо отрицательные величины по приросту ВВП по итогам года, то депрессия с позиций современного экономического знания как понятие претерпевает трансформацию, хотя и вызывающую пока только полемику .

В частности, Пол Кругман в своей работе «Депрессии — это нечто иное» определяет депрессию в функциональном смысле , а именно — как развитие экономики ниже своих возможностей (потенциала), причём довольно длительное. Если следовать данному представлению о депрессии, то российская экономика за последние тридцать лет никогда из неё и не выходила. Кстати, данное определение депрессии не отрицает наличие какого-то экономического роста, неким темпом прироста ВВП страны. Оно весьма сложное, поскольку довольно трудно точно определить возможности, потенциал и через призму текущей оценки развития установить глубину такого депрессивного функционирования. В общем можно признать данное определение весьма парадоксальным. Тем не менее оно в рамках теории экономической политики полезно в том смысле, что ставит добавочные цели в области экономического развития с решением проблемы и его измерения . Кроме этого, фактически утверждается слабость стереотипных инструментов макроэкономической политики — монетарной и фискальной в решении задачи обеспечения полной занятости (равновесные представления о макроэкономической динамике). Стандартные рецессии, подвергнутые эффекту аккумуляции, могут превращаться в депрессии, но и без них экономика вполне может развиваться ниже своих потенциальных возможностей.

Конвергентные кризисы по отдельным направлениям экономической деятельности, например провал рынка недвижимости и строительства либо финансового рынка, способны приводить экономику в целом к такому функционированию, что стандартные инструменты — процентная ставка — оказываются бессильными в изменении ситуации, как и наращение денежной массы. Таким образом, макроэкономическая политика становится как бы бессильной — инструменты применяются, как и применялись, но движению к цели они не способствуют. Иными словами, цель оказывается нечувствительной к воздействию данного инструмента политики или набору инструментов. Подобные исходы приводят часто к необходимости заменить проводимую политику, подобрать иные способы влияния и даже заставляют экономистов менять теоретические взгляды, трансформируя некогда базисные научные положения. Если продолжать применение стандартных, устоявшихся инструментов, например стремиться свести бюджет к профициту либо таргетировать инфляцию на очень низких значениях, то это может углубить и текущую рецессию, и обеспечить депрессию в смысле определения П. Кругмана . Причина современных экономических кризисов — в институциональной организации рынков капитала, когда суммарные обязательства игроков многократно превышают реальную и даже рыночную стоимость активов . Именно такой разрыв делает монетарную политику низкоэффективной в преодолении рецессии. Институциональная деформация сказывается на применимости инструментов макроэкономической политики, часто понижая непредсказуемым образом их результативность. Поскольку стандартные инструменты применяются перманентно, то возможно явление потери силы их влияния, когда целевые параметры экономики уже не изменяются, так как стали нечувствительны к воздействию, либо это изменение довольно слабое, не позволяющее достичь целевых ориентиров развития. Данное явление обозначим как накопительный эффект (отрицательный ) макроэкономической политики , проявляемый по каждому инструменту политики и цели, например инвестиционной или монетарной политики.

Именно это обстоятельство рушит многие прогнозы и прогнозные модели. Различные их виды (от экстраполяционных до сценарных) оказываются слабыми, поскольку не включают изменчивость инструментов, их связность и влияние на целевые параметры, которые и являются объектом прогнозирования. Иными словами, требуются не просто динамические сценарии, а такой подход, который бы в модели включал изменяющиеся решения — инструменты проводимой политики .

Сказанное подтверждает необходимость рассмотреть макроуправление не с позиций ставшей классической теории экономической политики Тинбергена—Тейла или Роберта Манделла, а в аспекте распределённого управления и возникающего накопительного эффекта политики, когда экономика может уставать или плохо реагировать на инструменты, применяемые правительствами. По существу это означает своеобразную дисфункцию инструментов управления.

В настоящую небольшую работу вошли статьи, опубликованные в 2022–2023 гг. в журналах: «Управленец», «Journal New Economy», «Экономист», «Общество и экономика», «Микроэкономика», «Экономика. Налоги. Право», Вестник ЮРГТУ (НПИ), «Эргодизайн», «Инвестиции в России», а также тексты выступлений на конференциях. Благодарю названные журналы за публикацию моих статей и тем самым поддержку проводимых исследований.

Надеюсь, что изложенные в книге идеи создадут желание неустанного поиска лучших инструментов макроэкономического управления и решения сложных проблем хозяйственного развития у текущего и следующего поколения экономистов.

Профессор О. С. Сухарев

Июль–август 2023 года


Об авторе
top
photoСухарев Олег Сергеевич
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики и Института проблем развития науки РАН, профессор кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова.

Разработал теорию реструктуризации экономики, дисфункции экономических систем и институтов, модель неошумпетерианской конкуренции «новатор — консерватор», принцип «комбинаторного наращения», модель появлений новых комбинаций, структурные модели роста, в том числе с учётом асимметрии информации, и др. Автор более 400 научных работ, некоторые из которых отмечены научными наградами. (Сайт автора: www.osukharev.com)