URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сапожникова В.С. Трансформация функций моды в культуре Обложка Сапожникова В.С. Трансформация функций моды в культуре
Id: 309843
549 р.

Трансформация функций моды в культуре

URSS. 2024. 176 с. ISBN 978-5-9710-9967-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Мода как механизм социальной стабилизации - Мода и демонстрационное потребление - От высоких технологий — к образу жизни - Кастомизация, продвижение «умной одежды», развитие «неотехнологического» стиля - Мода как сетевой феномен - Новая функциональность моды в цифровом обществе.

Аннотация

В настоящей книге мода рассматривается как динамическая функциональная система, культурно и исторически опосредованная. Функции моды существенно различаются в соответствии с общественным запросом, формируемым на определенных этапах исторического развития — ряд из них может сопровождать развитие моды на протяжении нескольких исторических периодов, однако новые социальные задачи рождают и новые ее функции. В рамках индустриального общества... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление5
Благодарности8
Введение9
Глава 1. Функции моды в контексте культурологического осмысления: теоретико-методологические основания14
1. Мода как социокультурный феномен: основные подходы к исследованию14
1.1. Осмысление феномена моды в работах представителей Просвещения: мода как препятствие становлению личности18
1.2. Осмысление феномена моды отечественными мыслителями XVIII–XX веков. Мода как средство разрушения традиции и феномен десакрализации жизни20
2. Анализ феномена моды в работах конца XIX – XX века: от Георга Зиммеля — к Герберту Блумеру25
2.1. Социально-философский подход. Георг Зиммель о функции классовой дифференциации моды26
2.2. Социально-психологический подход. Герберт Блумер о моде как механизме коллективного отбора28
3. Постмодернистский подход к осмыслению моды: от утилитарного — к сакральному, от конструкции костюма — к деконструктивизму32
3.1. Деконструктивизм в моде: от теории — к практике36
4. Специфика функционального подхода к моде: методологические возможности культурологического анализа39
4.1. Функциональный подход к анализу моды в ее культурно-исторической обусловленности39
4.2. Функции средневековой одежды как базовый уровень формирования функций моды: способность к сохранению в снятом виде43
Выводы50
Глава 2. Трансформация функций моды в индустриальном и постиндустриальном обществах52
1. Массовое индустриальное общество: функционирование моды в качестве механизма социальной стабилизации53
1.1. Методологический потенциал индустриальной и постиндустриальной концепций в анализе функционирования моды53
1.2. Мода: функция организации процессов циркуляции социально значимой информации56
1.3. Влияние моды на процессы адаптации человека в массовом индустриальном обществе60
1.4. Регулятивная и рекреационная функция моды63
1.5. Мода и демонстрационное потребление: специфика проявления в массовом индустриальном обществе66
2. Мода в контексте постиндустриального общества: от высоких технологий — к образу жизни70
2.1. Постиндустриальное общество: высокие технологии в производственной сфере — процессы демассификации в сфере социокультурной70
2.2. Формирование «постматериалистической» системы ценностей — особая функция моды в постиндустриальном обществе73
2.3. Формирование здорового образа жизни как функция моды в постиндустриальном обществе76
3. Постиндустриальное общество как глобальное общество: влияние моды на механизм формирования диалогических отношений81
3.1. Глобализация как явление современности и фактор развития универсализирующих тенденций в культуре81
3.2. Миграционный кризис и мода: функция гармонизации межкультурных контактов и налаживания культурного диалога85
3.3. Этнизация сознания и явления глокализации: реактивация традиции в процессах функционирования моды93
Выводы95
Глава 3. Функционирование моды в условиях цифровизации98
1. Функциональные проявления моды в условиях цифровой трансформации: кастомизация, продвижение «умной одежды», развитие «неотехнологического» стиля98
1.1. Социальные проявления цифровой трансформации: технологизация сознания потребителей и ее отражение в «неотехнологическом» стиле98
1.2. Функционирование моды в условиях развития высоких технологий: костюмный комплекс как расширение возможностей человека106
1.3. Функция кастомизации моды и тенденции персонализации111
2. Виртуализация социальной активности и практики медиатизации. Функционирование моды в качестве сетевого феномена116
2.1. Расширение возможностей проявления социальной активности субъекта в современной сетевой культуре как функция моды116
2.2. Блогосфера и ее влияние на развитие моды: виртуализация института экспертов119
2.3. Конструирование сетевого «Я» — функция моды в виртуальном мире симуляций122
2.4. Бьютификация как самоконструирование: от моды на селфи — к моде на аватар125
3. Новая функциональность моды в цифровом обществе как экологоориентированном (от экологичного как природного — к экологичному как высокотехнологичному)132
3.1. Функционирование моды в экологоориентированном обществе: сохранение гармонии между природой и культурой132
3.2. Новая функциональность моды в ситуации экологических кризисов: отказ от натурального и продвижение искусственного141
3.3. Формирование экологического сознания как функция моды в ситуации обострения экологических проблем145
Выводы152
Заключение154
Список использованной литературы158

Введение
top

Интерес к исследованию и выход данной книги определяется ролью и растущей значимостью моды в социокультурном пространстве современности. Мода прочно зафиксировала свои позиции в культуре индустриального общества, показав способность к развитию и изменению в постиндустриальном обществе и в условиях цифровой трансформации. В современных условиях мода осваивает новые технологии и, ориентируясь на изменяющиеся социальные практики, демонстрирует устойчивое, стремительное развитие, соответствуя изменениям в системах ценностей и соответствующих им социокультурных образцов.

Мода выступает как универсальный механизм, который естественно развивается в любом типе общества, обретая национально-культурную специфику в границах разных культурных миров, везде выполняя важные функции связующего социального элемента. Это не означает, что мода формирует установку исключительно на единство стиля, манеры общения, тактик социального взаимодействия. Напротив, с помощью важных маркеров она устанавливает барьеры в обществе, осуществляя социальную сегрегацию, одновременно формируя связи между различными сообществами, определяя демократизм и единство нации через семиотически важные элементы одежды.

Мода — достаточно сложный феномен, вобравший в себя все противоречия культуры раннего индустриального общества, однако проявляющий гибкость и способность успешно функционировать как в границах постиндустриального общества, так и его информационной, цифровой стадии развития. Мода развивается вместе с обществом, отражая все, характерные для него тенденции — и в экономике, и политике, и социальной сфере. В моде проявляются взлеты и спады экономики, рост промышленности и кризисы перепроизводства, локальные конфликты и военные действия, установки на единство и индивидуализацию, религиозные предпочтения и научные открытия. На каждом этапе своего развития мода выполняет новые задачи и соответствующий социальный заказ. Все эти трансформации моды представляют репрезентативный исследовательский материал для культурологического анализа, позволяющий судить о характере функционирования культуры в целом.

Исследование трансформаций моды через расширяющееся пространство ее функций способствует более глубокому пониманию тех механизмов динамики культуры в целом, которые проявляются во всех ее формах, явлениях и феноменах, одним из которых является феномен моды.

Итак, несмотря на постоянное внимание к феномену моды, в границах культурологического знания остается открытым вопрос, требующий своего исследования, связанный с функциональными проявлениями моды на различных этапах ее существования, а также с трансформациями этих функций в контексте социокультурных изменений. На восполнение этого пробела и претендует данная работа.

Основные положения:

1. Исследования моды, которые представлены философами и учеными XVIII–XXI веков, во многом обусловлены содержанием культурно-исторического содержания эпохи, в границах которой они сформировались, что объясняет различие оценок моды и тех значений, которыми она наделяется. Мода осмысливается, как амбивалентная по своему содержанию — отражающая как социально-типическое, так и индивидуальное (западные исследования эпохи Просвещения); как фактор, разрушающий традиционные смыслы культуры (работы отечественных авторов XVIII – начала XX вв.); как механизм классовой дифференциации, проявляющий себя не только в сфере одежды, но влияющей на все сферы деятельности — поведение, искусство, науку, повседневные практики (исследования конца XIX – начала XX вв.); как средство сакрализации и семиотизации (работы постмодернистского периода). Исследование моды в рамках данных подходов позволяет выйти на уровень ее культурологического осмысления и не только описать моду, обращаясь к ее эмпирически наблюдаемым особенностям, а выстроить систему, где мода рассматривается в динамике осуществляемых ей функций.

2. Функциональной подход, в основе которого — восприятие моды как феномена, различные элементы которого выполняют определенные функции как специфические роли в сообществе и образуют между собой определенные связи, является продуктивным для анализа моды. Функции моды, которые сочетаются по принципу комплементарности, выступают не как статическая структура, а как динамическая, где замена одной функциональной конфигурации другой обусловлена изменением характера общественного развития и социальных ожиданий, что позволяет рассматривать функциональность моды как исторически и культурно опосредованную. Функции моды существенно расширяют назначение традиционного костюмного комплекса, реализующего функции: защитную, социального ранжирования, половозрастной стратификации, передачи традиции, коммуникационную, адаптационную, семиотическую, ритуально-мифологическая, эстетическую — все они сохраняются впоследствии в границах моды в снятом виде.

3. В массовом индустриальном обществе, характеризующемся демократизацией общества и заменой сословных принципов структуризации общества классовыми, активной социальной динамикой, миграцией сельского населения в город, маргинализацией, развитием рыночных механизмов, влияющих на социальные установки и рождающих новые стандарты потребления, в том числе, «престижного потребления», мода выполняет целый ряд функций:

• социальной стабилизации, сглаживающей напряженность между разными социальными группами через механизмы демократизации одежды;

• создания социального единства через акцентирование демократических норм на основе внедрения единых для всех социальных слоев элементов одежды;

• коммуникативную и информативную, реализуемые через механизмы подражания образцам одежды, и эмоционально-психологического заражения;

• регулятивную, адаптационную, идентификационную, осуществляемые через символически значимое культурное потребление и передачу посредством моды принятых в обществе норм и ценностей.

4. В обществе постиндустриальном основными становятся тенденции демассификация и дестандартизация, формируется новая система «постматериалистических» (post-materialist) или «постэкономических» (post-economic) ценностей, обладающих не субстанционально-вещественной значимостью, а идеально-символической. Мода реагирует на эти изменения не столько трансформациями самой одежды, сколько формированием нового функционального комплекса, направленного на изменение социокультурных практик в соответствии с постэкономическими ценностями — такими, как мода на здоровый образ жизни, занятия спортом, правильное питание. Этот запрос поддерживается индустриями фитнеса, косметологии, пластической хирургии, питания, что позволяет пересмотреть общепринятые нормы по отношению к возрасту, внешности, стандартам поведения. Возникает интерес к человеческой телесности и ее репрезентации, демонстрация тела превращается в модный тренд.

5. В глобальном обществе с активными процессами трудовой и политической миграции присутствие в обществе представителей культур с различным восприятием западных ценностей индивидуализма, свободы, равенства полов выступает как потенциально конфликтогенный фактор. Одним из способов гармонизации отношений между принимающей и принимаемой стороной стала мода, начавшая функционировать как механизм установления диалогических отношений между представителями различных культур, где возникла мода на инокультурные и экзотические элементы одежды, стала актуальной идея «сокрытия тела» как отражающая принципы женского костюмного комплекса стран Ближнего Востока. Процессы глокализации и этнической сегрегации привели к восстановлению потенциала функции идентификации, проявляющейся в моде на традиционные элементы одежды как знаки собственной культуры и актуализации этнического стиля. Для сглаживания социальной напряженности получила распространение «мода на бедность» — имитация дешевой одежды дорогими брендами.

6. В условиях цифровой трансформации новая функциональность моды проявляется в формировании установки на технологизированные «интеллектуальные» продукты и технологизацию сознания потребителей. При этом совмещение функций собственно одежды — как покрова — и дополнительных возможностей «умной» одежды, в том числе, подключенной к Интернету вещей, приводит к полифункциональности и технологичности, включающей компенсаторность, регулятивность, рекреативность, которые и выступают основными признаками модной одежды.

7. Мода в условиях цифровизации функционирует как сетевой феномен и стремится к виртуализации реальности. Это отражается в тенденциях: виртуализации пространства функционирования моды, где варианты коллекций создаются посредством компьютерных сервисов без их пошива; расширении сообщества экспертов моды за счет блогеров, становящихся лидерами мнений и формирующих официальное развитие индустрии моды; виртуализации личности, где сетевое «Я» формируется посредством программ бьютификации и — как следствие — затрудненности коммуникации в реальном социальном пространстве; развитии индустрии моды в виртуальном пространстве, где одним из направлений компьютерной индустрии является создание модного дизайна собственного аватара.

8. В обществе, основанном на высоких технологиях, мода стремится соответствовать установкам на экологичность. При этом изменяется само понимание экологичности — не как имеющей природное происхождение (как хлопок, производство которого требует значительных ресурсов), а как то, что может создаваться из синтетических материалов, но не наносит вред окружающей среде. Модным становится то, что формирует взаимосвязь внутри «новой природности», позволяющей сохранить гармонию между природой и культурой и сохранить баланс между экологичным, модным и основанным на новых технологиях. Сама же мода функционирует в качестве механизма популяризации продукции, не наносящей вред природе.


Об авторе
top
photoСапожникова Виктория Станиславовна
Преподаватель-исследователь, теоретик моды, кандидат культурологии.