Интерес к исследованию и выход данной книги определяется ролью и растущей значимостью моды в социокультурном пространстве современности. Мода прочно зафиксировала свои позиции в культуре индустриального общества, показав способность к развитию и изменению в постиндустриальном обществе и в условиях цифровой трансформации. В современных условиях мода осваивает новые технологии и, ориентируясь на изменяющиеся социальные практики, демонстрирует устойчивое, стремительное развитие, соответствуя изменениям в системах ценностей и соответствующих им социокультурных образцов. Мода выступает как универсальный механизм, который естественно развивается в любом типе общества, обретая национально-культурную специфику в границах разных культурных миров, везде выполняя важные функции связующего социального элемента. Это не означает, что мода формирует установку исключительно на единство стиля, манеры общения, тактик социального взаимодействия. Напротив, с помощью важных маркеров она устанавливает барьеры в обществе, осуществляя социальную сегрегацию, одновременно формируя связи между различными сообществами, определяя демократизм и единство нации через семиотически важные элементы одежды. Мода — достаточно сложный феномен, вобравший в себя все противоречия культуры раннего индустриального общества, однако проявляющий гибкость и способность успешно функционировать как в границах постиндустриального общества, так и его информационной, цифровой стадии развития. Мода развивается вместе с обществом, отражая все, характерные для него тенденции — и в экономике, и политике, и социальной сфере. В моде проявляются взлеты и спады экономики, рост промышленности и кризисы перепроизводства, локальные конфликты и военные действия, установки на единство и индивидуализацию, религиозные предпочтения и научные открытия. На каждом этапе своего развития мода выполняет новые задачи и соответствующий социальный заказ. Все эти трансформации моды представляют репрезентативный исследовательский материал для культурологического анализа, позволяющий судить о характере функционирования культуры в целом. Исследование трансформаций моды через расширяющееся пространство ее функций способствует более глубокому пониманию тех механизмов динамики культуры в целом, которые проявляются во всех ее формах, явлениях и феноменах, одним из которых является феномен моды. Итак, несмотря на постоянное внимание к феномену моды, в границах культурологического знания остается открытым вопрос, требующий своего исследования, связанный с функциональными проявлениями моды на различных этапах ее существования, а также с трансформациями этих функций в контексте социокультурных изменений. На восполнение этого пробела и претендует данная работа.
Основные положения: 1. Исследования моды, которые представлены философами и учеными XVIII–XXI веков, во многом обусловлены содержанием культурно-исторического содержания эпохи, в границах которой они сформировались, что объясняет различие оценок моды и тех значений, которыми она наделяется. Мода осмысливается, как амбивалентная по своему содержанию — отражающая как социально-типическое, так и индивидуальное (западные исследования эпохи Просвещения); как фактор, разрушающий традиционные смыслы культуры (работы отечественных авторов XVIII – начала XX вв.); как механизм классовой дифференциации, проявляющий себя не только в сфере одежды, но влияющей на все сферы деятельности — поведение, искусство, науку, повседневные практики (исследования конца XIX – начала XX вв.); как средство сакрализации и семиотизации (работы постмодернистского периода). Исследование моды в рамках данных подходов позволяет выйти на уровень ее культурологического осмысления и не только описать моду, обращаясь к ее эмпирически наблюдаемым особенностям, а выстроить систему, где мода рассматривается в динамике осуществляемых ей функций. 2. Функциональной подход, в основе которого — восприятие моды как феномена, различные элементы которого выполняют определенные функции как специфические роли в сообществе и образуют между собой определенные связи, является продуктивным для анализа моды. Функции моды, которые сочетаются по принципу комплементарности, выступают не как статическая структура, а как динамическая, где замена одной функциональной конфигурации другой обусловлена изменением характера общественного развития и социальных ожиданий, что позволяет рассматривать функциональность моды как исторически и культурно опосредованную. Функции моды существенно расширяют назначение традиционного костюмного комплекса, реализующего функции: защитную, социального ранжирования, половозрастной стратификации, передачи традиции, коммуникационную, адаптационную, семиотическую, ритуально-мифологическая, эстетическую — все они сохраняются впоследствии в границах моды в снятом виде. 3. В массовом индустриальном обществе, характеризующемся демократизацией общества и заменой сословных принципов структуризации общества классовыми, активной социальной динамикой, миграцией сельского населения в город, маргинализацией, развитием рыночных механизмов, влияющих на социальные установки и рождающих новые стандарты потребления, в том числе, «престижного потребления», мода выполняет целый ряд функций: • социальной стабилизации, сглаживающей напряженность между разными социальными группами через механизмы демократизации одежды; • создания социального единства через акцентирование демократических норм на основе внедрения единых для всех социальных слоев элементов одежды; • коммуникативную и информативную, реализуемые через механизмы подражания образцам одежды, и эмоционально-психологического заражения; • регулятивную, адаптационную, идентификационную, осуществляемые через символически значимое культурное потребление и передачу посредством моды принятых в обществе норм и ценностей. 4. В обществе постиндустриальном основными становятся тенденции демассификация и дестандартизация, формируется новая система «постматериалистических» (post-materialist) или «постэкономических» (post-economic) ценностей, обладающих не субстанционально-вещественной значимостью, а идеально-символической. Мода реагирует на эти изменения не столько трансформациями самой одежды, сколько формированием нового функционального комплекса, направленного на изменение социокультурных практик в соответствии с постэкономическими ценностями — такими, как мода на здоровый образ жизни, занятия спортом, правильное питание. Этот запрос поддерживается индустриями фитнеса, косметологии, пластической хирургии, питания, что позволяет пересмотреть общепринятые нормы по отношению к возрасту, внешности, стандартам поведения. Возникает интерес к человеческой телесности и ее репрезентации, демонстрация тела превращается в модный тренд. 5. В глобальном обществе с активными процессами трудовой и политической миграции присутствие в обществе представителей культур с различным восприятием западных ценностей индивидуализма, свободы, равенства полов выступает как потенциально конфликтогенный фактор. Одним из способов гармонизации отношений между принимающей и принимаемой стороной стала мода, начавшая функционировать как механизм установления диалогических отношений между представителями различных культур, где возникла мода на инокультурные и экзотические элементы одежды, стала актуальной идея «сокрытия тела» как отражающая принципы женского костюмного комплекса стран Ближнего Востока. Процессы глокализации и этнической сегрегации привели к восстановлению потенциала функции идентификации, проявляющейся в моде на традиционные элементы одежды как знаки собственной культуры и актуализации этнического стиля. Для сглаживания социальной напряженности получила распространение «мода на бедность» — имитация дешевой одежды дорогими брендами. 6. В условиях цифровой трансформации новая функциональность моды проявляется в формировании установки на технологизированные «интеллектуальные» продукты и технологизацию сознания потребителей. При этом совмещение функций собственно одежды — как покрова — и дополнительных возможностей «умной» одежды, в том числе, подключенной к Интернету вещей, приводит к полифункциональности и технологичности, включающей компенсаторность, регулятивность, рекреативность, которые и выступают основными признаками модной одежды. 7. Мода в условиях цифровизации функционирует как сетевой феномен и стремится к виртуализации реальности. Это отражается в тенденциях: виртуализации пространства функционирования моды, где варианты коллекций создаются посредством компьютерных сервисов без их пошива; расширении сообщества экспертов моды за счет блогеров, становящихся лидерами мнений и формирующих официальное развитие индустрии моды; виртуализации личности, где сетевое «Я» формируется посредством программ бьютификации и — как следствие — затрудненности коммуникации в реальном социальном пространстве; развитии индустрии моды в виртуальном пространстве, где одним из направлений компьютерной индустрии является создание модного дизайна собственного аватара. 8. В обществе, основанном на высоких технологиях, мода стремится соответствовать установкам на экологичность. При этом изменяется само понимание экологичности — не как имеющей природное происхождение (как хлопок, производство которого требует значительных ресурсов), а как то, что может создаваться из синтетических материалов, но не наносит вред окружающей среде. Модным становится то, что формирует взаимосвязь внутри «новой природности», позволяющей сохранить гармонию между природой и культурой и сохранить баланс между экологичным, модным и основанным на новых технологиях. Сама же мода функционирует в качестве механизма популяризации продукции, не наносящей вред природе.
Сапожникова Виктория Станиславовна Кандидат культурологии, преподаватель Московского гуманитарного университета (МосГу). В 2003 г. окончила Московскую гуманитарно-социальную академию; в 2019 г. — аспирантуру Московского гуманитарного университета по направлению 51.06.01 «Культурология»; в 2022 г. получена научная степень кандидата культурологии. Автор монографии «Трансформация функций моды в культуре». Сфера научных интересов исследователя — функциональный анализ современной массовой культуры; автор занимается вопросами актуализации традиционной культуры в информационном обществе, соотношением и взаимодействием различных типов культур в социокультурном пространстве.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||