... Маяковский надолго останется учителем наших поэтов — и как страстный поэт-трибун, и как требовательный мастер, и как неутомимый пролагатель новых путей в поэзии. Нельзя думать, что у Маяковского нужно учиться только идейности его стихов, — в таком случае мы сдали бы в архив его поэтические достижения, обеднили бы возможности советской поэзии. Не меньшей ошибкой было бы сводить продолжение традиций Маяковского к подражанию великому поэту. Он сам всю жизнь боролся с подражателями, мечтал о том, чтобы было больше поэтов «хороших и разных». Одной из главных мыслей статьи «Как делать стихи» является утверждение, что поэтом нельзя стать, если следовать только чужим правилам: «Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила». Но чтобы создавать новое, нужно знать, и хорошо знать, старое. Нельзя двинуть вперед советскую поэзию, не усвоив достижения крупнейшего советского поэта — Маяковского.
![]() Советский и российский теоретик и историк литературы, педагог. Профессор филологического факультета Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета. Участник Великой Отечественной войны. Автор ряда работ, посвященных проблемам стиховедения, а также творчеству Пушкина, Маяковского, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. В составленной им антологии по истории русского стиха «Мысль, вооруженная рифмами» (1983), выдержавшей несколько изданий, образцы стиховых форм XVIII–XX веков сопровождаются стиховедческим комментарием.
В круг основных научных интересов В. Е. Холшевникова входили русское стиховедение, стих Пушкина и Маяковского, история русской литературы XIX–XX веков. В целом его наследие показывает тесную связь теоретико-литературных и историко-литературных проблем, характерную для петербургской стиховедческой школы. Его первое учебное пособие «Основы русского стихосложения» вышло в 1959 г., и позднее на его основе был создан неоднократно переиздававшийся учебник «Основы стиховедения: Русское стихосложение» (1962), представлявший собой не просто учебное пособие, но во многом новаторскую монографию о русском стихе, ценную в том числе и для специалистов. К началу 1960-х гг. В. Е. Холшевников определил для себя приоритетную проблему в области стиховедения — проблему поэтической интонации; впоследствии ей будет посвящена его диссертационная работа. Он также автор множества работ, посвященных разнообразным проблемам изучения стиха: типологии метрических форм, проблемам русской силлабики, силлабо-тоники и тонического стиха, истории русской рифмы и т. п. В 1970-х гг. он написал ряд статей для «Краткой литературной энциклопедии». В 1985 г. под его научной редакцией был подготовлен сборник «Анализ одного стихотворения», включавший примеры системного анализа разноплановых стихотворных текстов. Итогом научной деятельности В. Е. Холшевникова стала монография «Стиховедение и поэзия» (1991), три части которой посвящены соответственно теоретическим, историческим вопросам изучения русского стиха и проблеме анализа стихотворного текста. |