Здесь въ предлежащемъ выпуске окончена "Философiя Безсознательнаго" Гартмана. Теперь считаю нужнымъ высказать относительно моего труда несколько объяснительныхъ словъ. Если первый выпускъ есть почти полный переводъ немецкаго подлинника, то этотъ второй еще более можно назвать таковымъ. Переделки и выпуски, за такимъ ничтожнымъ исключенiемъ, о которомъ не стоитъ говорить, оказались не удобными. На переделки я не решался изъ боязни въ чёмъ либо видоизменить мысль Гартмана; боязнь же самая мотивировалась темъ, что я имелъ въ виду какъ свою собственную критику "Философiи Безсознательнаго", такъ и критику другихъ. Конечно, для критики важно иметь дело съ подлинными не только мыслями, но и выраженiями разбираемаго автора. Выпуски же были невозможны, потому что нечего было выпускать. Въ первомъ выпуске еще можно было кой что выпустить безъ ущерба для мысли Гартмана, напр., некоторые примеры. Но во второмъ, который, по преимуществу, составляетъ выводы изъ перваго, или же оригинальныя воззренiя автора съ точки зренiя его началъ на некоторые общенаучные вопросы, напр., гл. III, IV, VII, VIII, или же оригинальныя воззренiя на собственно философскiе предметы, выпускать почти ничего не пришлось. Правда, во второмъ выпуске сделаны были два значительные выпуска, которые и оговорены въ своемъ месте, но уже чисто изъ внешнихъ соображенiй. Итакъ, читатель въ моемъ труде будетъ иметь дело не только съ мыслями самаго Гартмана, но и почти съ iрsissimis vеrbis. Это "почти" я употребляю только (особенно для втораго выпуска) ради полной точности. Для знакомыхъ съ подлинникомъ это очевидно. Второй выпускъ переведенъ по 4 изданiю подлинника. Въ пятомъ (теперь уже напечатано шестое и стереотиномъ), по моему мненiю, нетъ никакихъ такихъ прибавленiй, о которыхъ стоило бы хлопотать. Теперь нужно сказать несколько словъ о следующемъ уже собственно моемъ труде. По некоторымъ соображенiямъ, о которыхъ я дамъ отчетъ читателю въ предисловiи къ нему, я долженъ видоизменить планъ его такимь образомъ. Вместо одной книжки, въ которой я думалъ сделать критическую оценку системы Гартмана, я предполагаю выдать ихъ не одну, а, если позволятъ силы и обстоятельства, несколько въ виде этюдовъ о разныхъ предметахъ, входящихъ въ область Философскаго познанiя. Но эти этюды не исключаютъ полной и всесторонней оценки системы Гартмана, ибо по всемъ предметамъ, которые будутъ составлять содержанiе этихъ этюдовъ, я разсмотрю критически и воззренiя Гартмана. Я даже считаю себя къ тому обязаннымъ, ибо личное мое мiросозерцанiе не всегда совпадаетъ съ мiросозерцанiемъ "Философiи Безсознательнаго". Итакъ, прошу читателя не связывать тесно оконченнаго мною труда съ последующимъ и принять два изданные мною выпуска за то, что они суть въ отдельности, т.е., за полное изложенiе или почти переводъ "Философiи Безсознательнаго" Гартмана. А.К.
Гартман Эдуард фон Выдающийся немецкий философ. Родился в Берлине, в семье прусского генерала. По окончании гимназии поступил на военную службу, но вскоре вышел в отставку по болезни. После безуспешных занятий художественной литературой сосредоточился на изучении философии. Получив докторскую степень, издал в 1869 г. свое главное произведение «Философия бессознательного», которое сразу доставило ему известность, выдержав много изданий (10-е вышло в 1890 г.). Помимо философских работ, Э. фон Гартман писал о спиритизме, о еврейском вопросе, о немецкой политике и т. д. Полное собрание его сочинений насчитывает около 40 томов. Посмертно была издана его «Система философии» в 8 томах (1907–1909).
На формирование философских взглядов Гартмана существенное влияние оказали идеи Шопенгауэра и Шеллинга, которые он намеревался соединить с концепцией Гегеля. Однако если Шеллинг и Гегель при построении философских систем придавали второстепенное значение научным данным, то Гартман стремился достичь согласованности умозрительно полученных данных с научными знаниями, добытыми индуктивным путем. Как и Шопенгауэр, основой бытия он считал бессознательное духовное начало, идея которого пронизывает всю его этику. Кроме «Философии бессознательного», в число его важнейших философских работ вошли: «Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство» (1877), «Феноменология нравственного сознания» (1878), «Религиозное сознание человечества в его последовательном развитии» (1881), «Религия духа» (1882), «Эстетика» (1886–1887; в 2 т.), «Основная проблема теории познания» (1890), «История метафизики» (1899–1900; в 2 т.), «Современная психология» (1901), «Мировоззрение современной физики» (1902), «Проблема жизни» (1906) и другие. |