URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство: Эпиктет. Марк Аврелий. Паскаль. Пер. с фр. Обложка Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство: Эпиктет. Марк Аврелий. Паскаль. Пер. с фр.
Id: 309493
399 р.

Стоицизм и христианство:
Эпиктет. Марк Аврелий. Паскаль. Пер. с фр. Изд. стереотип

Jean-Marie Guyau. Stoïcisme et christianisme
2024. 112 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Белая офсетная бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа Жана Мари Гюйо (1854–1888), посвященная одному из основных учений греческой и римской философии --- стоицизму. В небольшой по объему работе, ставшей одной из первых книг автора, излагаются и анализируются идеи великих философов Античности Эпиктета и Марка Аврелия, в качестве основной из которых Гюйо указывает идею свободы; дается критика стоических воззрений, сравниваются... (Подробнее)


Оглавление
top
Искусственныя видоизмененiя характера въ состоянiи вызваннаго сонамбулизма3
Стоицизмъ и христiанство. Эпиктетъ, Маркъ Аврелий и Паскаль8
Глава I. Стоицизмъ Эпиктета. Обязанности человека передъ самимъ собой. - Теорiя свободы8
Глава II. Обязанности человека къ близкнему. Стоическiя теорiи достоинства дружбы19
Глава III. Обязанности человека передъ божествомъ. Теорiя зла и стоическiй оптимизмъ26
Глава IV. Маркъ Аврелiй. Конечныя следствiя стоицизма. Вопросы безсмертiя для человека и прогресса для мiра31
Глава V. Критика стоицизма36
Глава VI. Стоицизмъ и христiанство43
Глава VII. Эпиктетъ и Паскаль52
Правила Эпиктета63
Объ Эпиктете можно сказать то же самое, что Афиняне говорили о Зеноне, а именно, что его жизнь была вернымъ изображенiемъ его философiи. – Уроженецъ Гiераполиса, въ Фригiи, онъ былъ посланъ въ Римъ, где сталъ рабомъ Эпафродита. Отсюда и его имя, рабъ, подъ этимъ именемъ мы и знаемъ его. Въ Риме онъ примкнулъ къ философу Музонiю Руфу, одной изъ наиболее оригинальныхъ фигуръ той эпохи; подъ влiянiемъ последняго у Эпиктета развилась любовь къ философiи.

"Руфъ, чтобы испытать меня, обыкновенно говорилъ мне: твой господинъ причинитъ тебе то и то. – Онъ не причинитъ ничего такого, что превосходило бы силы человека, отвечалъ я ему. – Тогда онъ говорилъ: зачемъ же я буду просить у него о чемъ нибудь для тебя, если я могу отъ тебя самого иметь то же самое? – Въ самомъ деле, отвечалъ я, безполезно и безразсудно получать отъ другого то, что можно получить отъ самого себя". Когда однажды Эпафродитъ для потехи началъ крутить ногу своего раба съ помощью какого-то орудiя пытки, Эпиктетъ сказалъ: "вы сломаете мне ногу". Господинъ продолжалъ пытку, и нога действительно сломалась; тогда Эпиктетъ спокойно заметилъ: "ведь я вамъ говорилъ это".

Эпиктетъ, въ силу вещей, былъ прежде всего практикомъ; въ своей жизни онъ проводилъ то же разделенiе философiи, какое онъ даетъ въ Руководстве: сначала должно усмотреть благо путемъ самопроизвольной интуицiи и осуществить это благо; затемъ должно разсужденiемъ доказать, почему оно благо. Философiя, созданная имъ въ условiяхъ рабства и нищеты, является для него нравственнымъ освобожденiемъ, избавленiемъ. "Не говори – я занимаюсь философiей, ибо такое заявлеяiе было бы высокомерно; говори – я освобождаю себя".

Свободный нравственно, Эпиктетъ позже сталъ свободнымъ и юридически. После того, какъ онъ передъ преторомъ проделалъ обрядъ, который, согласно римскимъ нравамъ, обращалъ раба въ гражданина, онъ жилъ въ Риме, въ разрушенномъ домике, лишенномъ дверей; обстановка этого домика состояла изъ стола, соломеннаго тюфяка и железной лампы, которую онъ заменилъ глиняной, когда железную украли. Онъ оставался одинъ до техъ поръ, пока не взялъ къ себе какого-то оставленнаго всеми ребенка; тогда онъ пригласилъ бедную женщину, которая должна была ухаживать за ребенкомъ. Единственную цель своей жизни онъ полагалъ въ томъ, чтобы совершенно предаться философiи и затемъ поведать ее другимъ. Обращаясь въ Беседахъ къ первымъ гражданамъ Рима и обнаруживая, подобно Сократу, ихъ полное незнанiе истинныхъ благъ и истинныхъ золъ, онъ рисуетъ тамъ самого себя. Римляне того времени, более грубые, чемъ современники Сократа, ответили бранью и преследованiемъ на эти истины. Эпиктетъ пробовалъ говорить толпе; его встретили непрiязненно. Наконецъ, Домицiанъ изгналъ его изъ Рима вместе со всеми философами.

Эпиктетъ отправился въ изгнанiе, поддерживаемый, безъ сомненiя, мыслью о томъ, что везде есть "тотъ же мiръ, которому нужно удивляться, и тотъ же Богъ, котораго нужно прославлять"; онъ хотелъ бы, чтобы все, осужденные на изгнанiе, разделяли эту мысль. Онъ удалился въ Никополисъ, который находился въ Эпире, и открылъ тамъ школу, куда стекалась въ болыпомъ количестве римская молодежь. Вероятно тамъ, онъ и умеръ, окруженный всеобщимъ уваженiемь; тамъ онъ оживилъ на короткое время ту великую доктрину стоицизма, которой, вскоре после него и его прямого ученика Марка-Аврелiя, суждено было на многiе века заглохнуть. Эпиктетъ не писалъ сочиненiй. Аррiенъ, одинъ изъ его учениковъ, проредактировалъ его Беседы и опубликовалъ ихъ въ восьми книгахъ, изъ которыхъ къ намъ дошли только четыре; онъ написалъ также совершенво затерявшееся произведенiе въ 12 книгахъ о Жизни и смерти Эпиктета. Въ своемъ Руководстве, популярномъ сочиненiи, предназначенномъ для распространенiя доктрины его учителя, онъ кратко и выразительно резюмируетъ наиболее практическiя мысли Эликтета. (См. нашъ переводъ Руководства).)

Свобода, сама собой управляющая и сама себе создающая законъ, – вотъ та идtя, къ которой древняя философiя часто относилась пренебрежительно, но которая сnала господствующей dъ системе Эпиктета.

Быть свободнымъ – это высшее благо; пусть же человекъ изследуетъ прежде всего сущность свободы, пусть онъ, согласно древнему правилу, одинаково горячо отстаиваемому стоиками, какъ и последователями Сократа, "познаетъ самого себя" для того, чтобы познать эту сущность. Стремясь по своей природе къ свободе, онъ заметитъ тогда, что онъ – рабъ: рабъ своего тела, рабъ техъ благъ, которыхъ онъ домогается, техъ почестей, которыхъ онъ жаждетъ, техъ людей, которымъ онъ льститъ; онъ рабъ даже тогда, "когда передъ нимъ торжественно несутъ двенадцать пучковъ прутьевъ". Это нравственное рабство составляетъ въ одно и то же время порокъ и несчастье: "ибо какъ свобода – имя добродетели, такъ рабство – имя порока".

Тотъ, кто признаетъ себя "дурнымъ и рабомъ", сделаетъ первый шагъ къ добродетели и свободе. Стоикъ можетъ сказать ему: "ищи и ты найдешь". Но человекъ не долженъ искать свободы во внешнихъ вещахъ, въ своей плоти, въ своихъ благахъ: все это обращаетъ его въ раба. – "Не имеешь-ли ты такой вещи, которой ты можешь располагать, какъ господинъ? Не знаю. – Можно-ли тебя заставить одобрить то, что ложно? Нетъ. – Можетъ-ли кто нибудь заставить тебя хотеть того, чего ты не хочешь? – Можетъ, такъ какъ, угрожая мне смертью или заключенiемъ, онъ заставитъ меня хотеть. – Но если бы ты презрелъ смерть или заключенiе, опасалсяли бы ты еще его угрозъ? – Нетъ. – Въ твоей-ли власти презреть смерть? – Да. – Твоя воля свободна". Такимъ образомъ, въ насъ и только въ насъ, есть нечто независимое: наша способность разсуждать и хотеть. Свобода души стоитъ вне всякаго внешняго воздейетвiя, она ускользаетъ отъ власти ве щей и людей; ибо, "кто же иной можетъ одержать победу надъ одной изъ нашихъ воль, какъ не сама воля"? Более того, и власть боговъ не затрагиваетъ ея: Юпитеръ, который одарилъ насъ свободой, не въ силахъ отнять ее у насъ; этотъ божественный даръ не можетъ, подобно матерiальнымъ дарамъ, быть взятъ обратно. Здесь, слеловательно, человекъ находитъ свою точку опоры, отсюда долженъ онъ исходить. "Всли бы мы даже впадали въ обманъ, – восклицаетъ Эпиктетъ, – веря нашимъ учителямъ, что ни что не интересуетъ насъ вне нашей свободной воли, я все же охотно принималъ бы эту иллюзiю". Единственное лрепятствiе для человека, единственный врагъ его – онъ самъ: не зная того, онъ самъ себе разставляетъ сети, въ которыхъ потомъ запутывается. Ибо, кроме способности разсуждать и хотеть, у человека есть еще воображенiе: хотя вещи сами по себе и не могутъ воздействовать на насъ, однако, благодаря образамъ и представленiямъ, которыя мы получаемъ отъ нихъ, ихъ власть становится чрезмерной. Эти представленiя увлекаютъ съ собой, похищаютъ нашу волю. Въ нихъ – зло, въ нихъ – рабство. По счастью, это зло и это рабство пребываютъ исключительно внутри насъ. Они въ самихъ себе несутъ лекарство. Ведь собственно сила чувственныхъ представленiй обусловливается темъ значенiемъ, которое мы имъ приписываемъ, темъ одобренiемъ, которымъ мы ихъ санкцiонируемъ; отвергнемъ ихъ – и они потеряютъ всякую власть надъ нами. Всякому являющемуся образу, всякой видимости скажемъ: "ты – одна лишь видимость, а не тотъ предметъ, которымъ ты кажешься", – и онъ не будетъ более въ состоянiи возбуждать и смущать насъ. "Не вещи, а сужденiя о вещахъ вносятъ смуту въ человеческiя души".

Здесь обнаруживается одна изъ наиболее оригинальныхъ сторонъ стоической доктрины: внешнiя вещи сами по себе совершенно безразличны; какъ добро, такъ и зло заключены, въ сущности, въ нашей воле. Поэтому одна только наша воля можетъ, смотря по тому, принимаетъ ли она или отвергаетъ вещи, сообщить последнимъ ценность, заставить насъ предпочесть одне и избегнуть другихъ. Мы пассивно воспринимаемъ отъ внешнихъ предметовъ наши представленiя и наши идеи; но, съ другой стороны, предметы отъ насъ получаютъ свою качественную ценность. Чувственное удовольствiе, напр., взятое отдельно, безразлично; также безразлично и страданiе; но, если я воспользуюеь удовольствiемъ согласно моей воле и разуму, удовольствiе станетъ благомъ. Точно также, если я сумею направить должнымъ образомъ страданiе, оно станетъ благомъ. Итакъ, воля "отовсюду извлекаетъ благо". Действiе вещей заключается въ томъ, что оне представляютъ намъ наши представленiя; задача, выпадающая на нашу долю, сводится къ тому, чтобы "использовать эти представленiя". Приходящiе извне образы – безразличный матерiалъ, на который мы накладываемъ печать нашей доброй или дурной воли, подобно тому какъ суверены накладываютъ на монету свое изображенiе; эта печать создаетъ ценность вещей.

Воля, следовательно, въ самой себе носитъ все благо и все зло. Обрати свой взоръ внутрь себя, – скажетъ впоследствiи Маркъ Аврелiй, – тамъ найдешь ты источникъ блага, который никогда не изсякнетъ, если только ты будешь "постоянно рыться" въ немъ". Маркъ Аврелiй сравнитъ человеческую волю съ пламенемъ, которое одно способно обратить въ пламя и светъ все предметы, попадающiе въ его очагъ. Такъ какъ внешнiе предметы безразличны, то и внешнiя действiя, если отделить ихъ отъ разумной воли, которая ихъ производитъ, оказываются сами по себе ни добрыми, ни дурными. "Кто нибудь купается рано утромъ: не говори, что онъ делаетъ дурно, а скажи лишь, что онъ купается рано, ибо, какъ можешь ты знать, что онъ делаетъ дурно раньше, чемъ ты знаешь разсужденiе, согласно которому онъ поступаетъ?" "Значитъли это, что все – благо? Нетъ, благо есть то, что делается съ благой мыслью, дурно – то, что делается съ дурной мыслью. – Такимъ образомъ въ этой доктрине разумъ и воля отличаются и высвобождаются отъ вещей, на которыя они действуютъ; о нашихъ действiяхъ нужно судить не по ихъ прiятнымъ или тягостнымъ последствiямъ, а по намеренiю, которымъ они продиктованы; человекъ не можетъ найти себе осужденiе или оправданiе въ вещахъ, а единственно въ своемъ сознанiи.


Об авторе
top
photoГюйо Жан Мари
Французский философ, автор многочисленных работ по различным разделам философии, а также по психологии, социологии и педагогике. Родился в городе Лавале. С детства проявлял разнообразные способности, занимался математикой и поэзией, увлекся философией, в частности трудами Платона и Канта. Первым руководителем в его занятиях была мать, автор известных в то время сочинений по педагогике, а затем его воспитанием занялся отчим, известный философ Альфред Фулье. В 17 лет Гюйо была присвоена степень агреже по словесности. В 1873 г. он был удостоен премии Академии моральных и политических наук за сочинение об утилитарной морали. С 1874 г. Гюйо читал курс философии студентам лицея Кондорсе, а в 1877–1885 гг. сотрудничал в журналах, где публиковал статьи и фрагменты своих работ.

Основная мысль, развитием которой занимался Гюйо, заключается в идее жизни как общего плодотворного начала, на котором обоснованы все ценности: наука, мораль, религия, социология, искусство. Общий для всех "порыв жизни" нерасторжимо связывает человека с другими людьми, создавая основу социальной солидарности и согласия. С представлениями Гюйо о морали связана концепция "безверия", которое должно прийти на смену современным религиозным формам. Многие идеи Гюйо, в том числе подчеркивание им бессознательной стороны в человеке, получили развитие в концепциях Фридриха Ницше, Анри Бергсона и других выдающихся философов.