Данное учебное пособие посвящается, наверное, самой непопулярной и недооцененной части философии – онтологии. Хотя с попыток построения немифологической картины мира началась сама философия (как и естествознание) и многие научные открытия были предвосхищены философским анализом, но эти времена, казалось бы, давно прошли. В ХVII веке пути философии и естественных наук разошлись – с тех пор о том, «как устроен мир», спрашивают не философов, а ученых. В самом деле, чем помогут при решении современных научных проблем знание об утверждении Фалеса «все из воды» или споры ХVII–ХVIII веков о количестве субстанций? Если этические и политические дискуссии прошедших столетий по-прежнему сохраняют актуальность, то онтологические взгляды философов прошлого, казалось бы, давно подтверждены или опровергнуты наукой, и вспоминать о них незачем. Неудивительно, что традиционная онтология еще в ХХ веке была объявлена ненужной – и большинство учащихся века ХХI с этим вполне согласились. Но синтез научных знаний в единую картину мира – лишь одна из задач онтологии. К ее ведению относятся и формулировка важнейших категорий философии, и философское осмысление природы и места человека в ней. К тому же сегодня философам приходится анализировать и «вторую природу» – созданный технической деятельностью человека мир, который все более вытесняет природную среду и является причиной многих глобальных проблем современной цивилизации. В этой области исследований, важность которых трудно переоценить, онтология может найти вторую молодость и внести свой вклад в анализ состояния человечества в биосфере, определив пути выхода из кризиса. Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей. В первой части в хронологическом порядке излагаются основные философские теории, относящиеся к построению картины мира. Во второй части рассматриваются ее современное состояние, наиболее значимые проблемы и перспективные направления будущих исследований. При изложении перечисленного приходилось привлекать материал из других областей философского знания – антропологии, теории познания и т.д. в той мере, в какой они затрагивали и поясняли онтологические представления . Пособие может быть рекомендовано для студентов вузов и колледжей, изучающих философию, для преподавателей данного курса и для всех, кто интересуется философским анализом природы и техники.
![]() Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Брянского государственного технического университета. Почетный работник высшего профессионального образования. Председатель Брянского отделения Российского философского общества, член Президиума РФО, эксперт РАН.
Н. В. Попкова — специалист в области философии техники, автор более 300 научных и методических работ. В ее работах осуществляется философско-методологический анализ понятий, применяемых философией для обозначения техногенной среды; выявляется философский смысл понятия техносферы, сущность и содержание формируемого обществом искусственного предметного мира, закономерности техногенного развития и техносферизации планеты; анализируются глобальные проблемы современности, в том числе антропологический кризис, его причины и возможные пути его преодоления; обсуждаются проблемы кризисного положения философии в современном мире и методы ее преподавания в высшей школе. |