Вопрос 47. О благоразумии как таковом | 3
|
Вопрос 48. О частях благоразумия | 27
|
Вопрос 49. Об отдельных квази-интегральных частях благоразумия | 31
|
Вопрос 50. О субъектных частях благоразумия | 43
|
Вопрос 51. О добродетелях, соединенных с благоразумием | 49
|
Вопрос 52. О даре совета | 57
|
Вопрос 53. О пороках, противоположных благоразумию, и во-первых, о неблагоразумии | 63
|
Вопрос 54. О небрежении | 73
|
Вопрос 55. О пороках, противоположных благоразумию сообразно подобию, и во-первых, о благоразумии плоти | 78
|
Вопрос 56. О заповедях, относящихся к благоразумию | 90
|
Вопрос 57. О праве | 93
|
Вопрос 58. О справедливости | 101
|
Вопрос 59. О несправедливости | 122
|
Вопрос 60. О суждении | 129
|
Вопрос 61. О частях справедливости | 140
|
Вопрос 62. О возмещении | 150
|
Вопрос 63. О лицеприятии | 165
|
Вопрос 64. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, об убийстве | 173
|
Вопрос 65. О членовредительстве | 188
|
Вопрос 66. О противоположных справедливости грехах, которые совершаются в отношении имущества. И во-первых, о воровстве и грабеже | 195
|
Вопрос 67. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, о несправедливости судьи | 209
|
Вопрос 68. О том, что относится к несправедливому обвинению | 216
|
Вопрос 69. О грехах против справедливости со стороны обвиняемого | 223
|
Вопрос 70. О несправедливости, относящейся к персоне свидетеля | 231
|
Вопрос 71. О несправедливости, которая имеет место на суде со стороны адвокатов | 239
|
Вопрос 72. О словесном ущербе, который наносится вне суда. И во-первых, об оскорблении | 247
|
Вопрос 73. О злословии | 254
|
Вопрос 74. О сплетничании | 263
|
Вопрос 75. Об осмеянии | 266
|
Вопрос 76. О проклятии | 270
|
Вопрос 77. Об обмане, совершаемом при купле и продаже | 277
|
Вопрос 78. О грехе ростовщичества, совершаемом при займах | 288
|
Вопрос 79. Об интегральных частях справедливости, каковые суть совершение блага и отказ от зла | 299
|
Вопрос 80. О потенциальных частях справедливости | 307
|
Вопрос 81. О религии | 312
|
Вопрос 82. О набожности | 326
|
Вопрос 83. О молитве | 333
|
Вопрос 84. О внешних действиях латрии | 365
|
Вопрос 85. О том, что верные преподносят Богу, и во-первых, о жертве | 370
|
Вопрос 86. О приношениях и начатках | 377
|
Вопрос 87. О десятинах | 385
|
Вопрос 88. Об обетах, посредством которых нечто обещается Богу | 396
|
Вопрос 89. О клятве | 422
|
Вопрос 90. Об употреблении божественного имени по способу заклинания | 441
|
Вопрос 91. Об употреблении божественного имени ради воззвания, осуществляемого посредством молитвы или восхваления | 446
|
Вопрос 92. О пороках, противоположных религии, и во-первых, о суеверии | 451
|
Вопрос 93. О видах суеверия | 455
|
Вопрос 94. Об идолопоклонстве | 459
|
Вопрос 95. О суеверии, связанном с предсказанием | 469
|
Вопрос 96. О суевериях в ритуалах | 488
|
Вопрос 97. Об искушении Бога | 497
|
Вопрос 98. О лжеприсяге | 505
|
Вопрос 99. О кощунстве | 513
|
Вопрос 100. О симонии | 520
|
Вопрос 101. О благочестии | 538
|
Вопрос 102. Об уважении и его частях | 545
|
Вопрос 103. О дулии | 551
|
Вопрос 104. О повиновении | 558
|
Вопрос 105. О неповиновении | 571
|
Вопрос 106. О благодарности, или признательности | 575
|
Вопрос 107. О неблагодарности | 586
|
Вопрос 108. О мщении | 592
|
Вопрос 109. О правде | 601
|
Вопрос 110. О лжи | 609
|
Вопрос 111. О притворстве и лицемерии | 620
|
Вопрос 112. О хвастовстве | 628
|
Вопрос 113. О самоумалении | 632
|
Вопрос 114. О дружелюбии, которое называют любезностью | 636
|
Вопрос 115. О льстивости | 640
|
Вопрос 116. О сварливости | 644
|
Вопрос 117. О щедрости | 647
|
Вопрос 118. О противоположных щедрости пороках, и во-первых, об алчности | 657
|
Вопрос 119. О расточительности | 671
|
Вопрос 120. Об эпикее, или праве справедливости | 677
|
Вопрос 121. О благочестии | 681
|
Вопрос 122. О заповедях справедливости | 684
|
Комментарий к VI тому (А. В. Апполонов) | 698
|
Примечания | 719
|
Фома Аквинский Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.
Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.