URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.VI: Вторая часть Второй части. Вопросы 47–122. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 47-122 Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.VI: Вторая часть Второй части. Вопросы 47–122. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 47-122
Id: 308881
3499 р.

Сумма теологии.
Т.VI: Вторая часть Второй части. Вопросы 47–122. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 47-122. Т.VI

Sancti Thomae Aquinatis. Summa Theologiae
2024. 736 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

«Сумма теологии» великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (ок. 1225–1274) является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день.

Настоящий том включает вопросы с 47 по 122 Второй части Второй части «Суммы», в которых Фома Аквинский исследует две кардинальные добродетели — благоразумие и справедливость. (Подробнее)


Содержание
top
Вопрос 47. О благоразумии как таковом3
Вопрос 48. О частях благоразумия27
Вопрос 49. Об отдельных квази-интегральных частях благоразумия31
Вопрос 50. О субъектных частях благоразумия43
Вопрос 51. О добродетелях, соединенных с благоразумием49
Вопрос 52. О даре совета57
Вопрос 53. О пороках, противоположных благоразумию, и во-первых, о неблагоразумии63
Вопрос 54. О небрежении73
Вопрос 55. О пороках, противоположных благоразумию сообразно подобию, и во-первых, о благоразумии плоти78
Вопрос 56. О заповедях, относящихся к благоразумию90
Вопрос 57. О праве93
Вопрос 58. О справедливости101
Вопрос 59. О несправедливости122
Вопрос 60. О суждении129
Вопрос 61. О частях справедливости140
Вопрос 62. О возмещении150
Вопрос 63. О лицеприятии165
Вопрос 64. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, об убийстве173
Вопрос 65. О членовредительстве188
Вопрос 66. О противоположных справедливости грехах, которые совершаются в отношении имущества. И во-первых, о воровстве и грабеже195
Вопрос 67. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, о несправедливости судьи209
Вопрос 68. О том, что относится к несправедливому обвинению216
Вопрос 69. О грехах против справедливости со стороны обвиняемого223
Вопрос 70. О несправедливости, относящейся к персоне свидетеля231
Вопрос 71. О несправедливости, которая имеет место на суде со стороны адвокатов239
Вопрос 72. О словесном ущербе, который наносится вне суда. И во-первых, об оскорблении247
Вопрос 73. О злословии254
Вопрос 74. О сплетничании263
Вопрос 75. Об осмеянии266
Вопрос 76. О проклятии270
Вопрос 77. Об обмане, совершаемом при купле и продаже277
Вопрос 78. О грехе ростовщичества, совершаемом при займах288
Вопрос 79. Об интегральных частях справедливости, каковые суть совершение блага и отказ от зла299
Вопрос 80. О потенциальных частях справедливости307
Вопрос 81. О религии312
Вопрос 82. О набожности326
Вопрос 83. О молитве333
Вопрос 84. О внешних действиях латрии365
Вопрос 85. О том, что верные преподносят Богу, и во-первых, о жертве370
Вопрос 86. О приношениях и начатках377
Вопрос 87. О десятинах385
Вопрос 88. Об обетах, посредством которых нечто обещается Богу396
Вопрос 89. О клятве422
Вопрос 90. Об употреблении божественного имени по способу заклинания441
Вопрос 91. Об употреблении божественного имени ради воззвания, осуществляемого посредством молитвы или восхваления446
Вопрос 92. О пороках, противоположных религии, и во-первых, о суеверии451
Вопрос 93. О видах суеверия455
Вопрос 94. Об идолопоклонстве459
Вопрос 95. О суеверии, связанном с предсказанием469
Вопрос 96. О суевериях в ритуалах488
Вопрос 97. Об искушении Бога497
Вопрос 98. О лжеприсяге505
Вопрос 99. О кощунстве513
Вопрос 100. О симонии520
Вопрос 101. О благочестии538
Вопрос 102. Об уважении и его частях545
Вопрос 103. О дулии551
Вопрос 104. О повиновении558
Вопрос 105. О неповиновении571
Вопрос 106. О благодарности, или признательности575
Вопрос 107. О неблагодарности586
Вопрос 108. О мщении592
Вопрос 109. О правде601
Вопрос 110. О лжи609
Вопрос 111. О притворстве и лицемерии620
Вопрос 112. О хвастовстве628
Вопрос 113. О самоумалении632
Вопрос 114. О дружелюбии, которое называют любезностью636
Вопрос 115. О льстивости640
Вопрос 116. О сварливости644
Вопрос 117. О щедрости647
Вопрос 118. О противоположных щедрости пороках, и во-первых, об алчности657
Вопрос 119. О расточительности671
Вопрос 120. Об эпикее, или праве справедливости677
Вопрос 121. О благочестии681
Вопрос 122. О заповедях справедливости684
Комментарий к VI тому (А. В. Апполонов)698
Примечания719

Об авторе
top
Фома Аквинский
Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.