URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Маланов С.В. Теоретические основы психологии. Книга 1: На пути к «психологии предметной активности» Обложка Маланов С.В. Теоретические основы психологии. Книга 1: На пути к «психологии предметной активности»
Id: 305231
1139 р.

Теоретические основы психологии.
Книга 1: На пути к «психологии предметной активности». Кн.1

2025. 352 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге излагаются теоретические основания, на которых строится системно-деятельностная культурно-историческая психология. Абстрагируются и анализируются различные способы определения / выделения предмета исследования, рассматривается два альтернативных подхода к разрешению психофизиологической проблемы. Выделяются психологические закономерности эволюционного и исторического развития психических функций. Конкретизируются теоретические основания,... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение9
Глава 1. Что такое психика? Предмет изучения психологии11
1. Какова структурная организация научно-психологических знаний?11
2. Что выступает в качестве предмета исследования в научной психологии?15
2.1. В чем специфика эмпирических и феноменологических признаков психических явлений?15
2.2. Какие основания принято использовать для описательно-феноменологической классификации психических явлений?19
3. Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика?21
Рекомендуемая литература30
Глава 2. Формирование и развитие психических функций в процессе эволюции у животных организмов31
1. Теория эволюции и развитие психических функций31
2. Эволюционное формирование и развитие психики в зависимости от двигательной активности живых организмов45
Рекомендуемая литература61
Глава 3. Развитие психических функций у предковых форм человечества в период антропогенеза62
1. Вытеснение инстинктивных и природных (естественных) компонентов в организации жизнедеятельности человека62
2. Основные факторы антропогенеза, детерминирующие изменение отношений предковых форм человечества с природной средой и переход к общественно- историческим формам развития68
2.1. Основные факторы, обеспечившие вытеснение биологических закономерностей организации сообществ у предковых форм человечества и формирование культурно-исторических (общественно-исторических) отношений в человеческом обществе68
2.2. Значение способов использования орудийных средств для развития человеческой деятельности и психических функций (П. Я. Гальперин)70
2.3. Зарождение членораздельной речи и языка в человеческих сообществах. Отличия звуковой коммуникации животных от речи человека72
2.4. Развитие психических функций у людей в процессе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей76
2.5. В чем заключаются основные различия, характеризующие развитие психических функций у человека и животных?79
Рекомендуемая литература81
Глава 4. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений82
1. Лев Семенович Выготский (1896–1934). Культурно-историческая теория формирования и развития высших психических функций человека82
1.1. Методологические принципы, которые требуется учитывать при исследовании психических явлений82
1.2. Культурно-историческая теория формирования и развития высших психических функций человека (Л. С. Выготский)84
2. Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979). Психологическая теория деятельности (системно-деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений)98
2.1. Изменение единицы анализа психических явлений и методологические положения98
2.2. Развитие и функционирование психики человека в общественной деятельности101
3. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960). Субъектно-деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений111
4. Даниил Борисович Эльконин (1904–1984). Теория онтогенетического развития психики человека. Закономерности психического развития ребенка в онтогенезе116
5. Теоретическое содержание понятия «действие» в системно-деятельностном культурно-историческом подходе к анализу и объяснению психических явлений122
5.1. Теоретическое содержание понятия «действие»122
5.2. Языковые средства и речевые действия127
5.3. Развитие операционального состава человеческих действий в онтогенезе136
6. Генетические основания для классификации психических явлений в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии152
Рекомендуемая литература167
Глава 5. Проблема локализации психических функций на анатомо-физиологических структурах организма168
1. Психофизиологическая проблема: локализация психических функций на анатомо-физиологических структурах организма168
2. Физиологические и психофизиологические теории, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной теоретической психологии180
2.1. Иван Петрович Павлов (1849–1936). Теория формирования условных рефлексов на основе высшей нервной деятельности182
2.2. Петр Кузьмич Анохин (1898–1974). Теория функциональных систем в организации жизнедеятельности живых организмов184
2.3. Николай Александрович Бернштейн (1896–1966). Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций187
2.4. Александр Романович Лурия (1920–1975). Теория системной динамической локализации высших психических функций на анатомо-физиологических структурах организма197
2.5. Каковы центральные методологические различия в построении психофизиологических теорий?200
3. Темперамент в контексте анализа психических явлений203
3.1. Описательно-феноменологическая характеристика темперамента203
3.2. Теоретические подходы к анализу и объяснению темперамента204
Рекомендуемая литература211
Глава 6. Потребности и мотивы в функциональной структуре психики212
1. Описательная характеристика потребностно-мотивационной сферы212
1.1. Функционально-структурные составляющие потребностно-мотивационной сферы212
1.2. Мотивационные процессы и организация жизнедеятельности человека. Направленность личности217
2. Развитие потребностно-мотивационной и смысловой сферы в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии218
2.1. Теория эволюционно-уровневой организации потребностей у живых организмов во взаимодействиях с внешними предметными условиями219
2.2. Психологические механизмы биологической мотивации221
2.3. Анализ и объяснение процессов формирования и развития мотивационно-смысловой сферы человека224
2.4. Психологические механизмы мотивации: мотивационное обусловливание и мотивационное опосредствование231
Рекомендуемая литература240
Глава 7. Развитие личности и мотивационно-смысловой сферы241
1. Закономерности и условия развития личности241
1.1. Проблема определения личности241
1.2. Развитие личности в условиях общественных отношений и общественной деятельности245
1.3. Функционально-структурная дифференциация мотивационно-смысловой сферы личности251
2. Характер как результат интериоризации индивидом способов организации и реализации межличностных и общественных отношений257
3. Теоретические подходы к анализу мотивации, личности, характера в зарубежной психологии263
3.1. Психодинамические подходы к анализу и объяснению личности266
3.2. Конституционально-типологические подходы к анализу и объяснению личности279
3.3. Структурно-типологические подходы к анализу и объяснению личности284
3.4. Формирование и развитие личности в контексте теорий научения286
3.5. Теоретические подходы к анализу и объяснению личности и личностных особенностей в когнитивной психологии293
3.6. Социодинамические подходы к анализу и объяснению личности300
3.7. Анализ и объяснение развития личности в гуманистической психологии305
Рекомендуемая литература308
Глава 8. Формирование и развитие способностей309
1. Описательная характеристика способностей309
2. Объяснения способностей. Теории способностей313
2.1. Теоретические подходы к анализу способностей313
2.2. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению способностей317
Рекомендуемая литература322
Заключение. О двух альтернативных направлениях исследований323
Некоторые выводы327
Терминологический словарь330
Литература339

Введение
top

Представления и знания о психических явлениях складываются на основе множества источников. Это повседневный опыт взаимодействий каждого человека с людьми и с объектами окружающего мира. Это субъективный эмоционально-ценностный опыт отношений к людям и предметам окружающего мира. Это основанные на вере и принципиально не подвергаемые сомнению мистические представления о психических явлениях, широко распространенные в культуре межличностных взаимодействий и обмена сообщениями (например, в средствах массовой информации). Такой опыт выступает основой для построения широчайшего диапазона наивных, мистических и умозрительных представлений, концепций, «теорий».

Вместе с тем, относительно упорядоченная ориентировка в многообразии психических явлений возможна только на основе знакомства с содержанием современных научно-психологических теорий, а также с научными методами их анализа.

Содержание предлагаемого читателю текста строится на теоретической основе системно-деятельностного культурно-историче¬ского подхода к анализу и объяснению психических явлений. Центральные положения этого направления психологии разрабатывали выдающиеся отечественные психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леон¬тьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Несмотря на широкий выбор и многообразие учебников по психологии до настоящего времени отсутствуют такие, в которых относительно последовательно и развернуто был бы представлен анализ психических явлений с позиций теоретических оснований отечественной психологии. Исключение составляют только ряд опубликованных «лекций по психологии» и курсов «введения в психологию» (Гальперин, 2002; Гиппенрейтер, 2002; Иванников, 2010; Леонтьев, 2000; Талызина, 1998) . Даже в организации многотомного учебника по общей психологии для студентов психологических специальностей (незавершенное издание 2006–2007 гг.), только первый том соответствует контексту отечественной психологии (Соколова, 2007). — Все другие тома, в которых анализируются внимание, восприятие, память, представлены преимущественно в теоретическом контексте когнитивной науки (Гусев, 2007; Нуркова, 2006; Фаликман, 2006). Предлагаемая книга может в некоторой степени способствовать устранению такого недостатка.

При организации содержания автор стремился к относительному противопоставлению известных описательно-феноменоло¬ги¬ческих данных о психических явлениях, с одной стороны, и теоретических оснований, на которых строятся объяснения и интерпретации психологических феноменов и фактов — с другой. При этом в тексте развернуто представлены объяснительные теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, которые, в свою очередь, противопоставляются другим известным теориям и гипотезам.

В книге излагаются теоретические основания, на которых строится системно-деятельностная культурно-историческая психология. Абстрагируются и анализируются различные способы определения/ выделения предмета исследования, рассматривается два альтернативных подхода к разрешению психофизиологической проблемы. Выделяются психологические закономерности эволюционного и исторического развития психических функций. Конкретизируются теоретические основания, на которых строится анализ направлений жизненной активности и мотивационных отношений, реализация которых ведет за собой формирование и развитие личности, способностей, эмоциональных отношений и переживаний, а также произвольной и волевой регуляции. При этом в качестве иллюстраций представлены альтернативные теоретические подходы к анализу и объяснению соответствующих феноменов и фактов, на которые опираются другие теоретические направления психологии.

Содержание текста может оказаться полезным для психологов, преподавателей психологии, студентов, аспирантов, специализирующихся в различных областях психологии, а также для всех интересующихся теоретической психологией. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей и направлений при овладении содержанием таких дисциплин, как общая психология, психология развития, психология мотивации и целеполагания, психология эмоций и воли, психология познавательных процессов.


Введение
top
Представления и знания о психических явлениях складываются на основе множества источников. Это повседневный опыт взаимодействий каждого человека с людьми и с объектами окружающего мира. Это субъективный эмоционально-ценностный опыт отношений к людям и предметам окружающего мира. Это основанные на вере и принципиально не подвергаемые сомнению мистические представления о психических явлениях, широко распространенные в культуре межличностных взаимодействий и обмена сообщениями (например, в средствах массовой информации). Такой опыт выступает основой для построения широчайшего диапазона наивных, мистических и умозрительных представлений, концепций, «теорий».

Вместе с тем, относительно упорядоченная ориентировка в многообразии психических явлений возможна только на основе знакомства с содержанием современных научно-психологических теорий, а также с научными методами их анализа.

Содержание предлагаемого читателю текста строится на теоретической основе системно-деятельностного культурно-истори¬че¬ского подхода к анализу и объяснению психических явлений. Центральные положения этого направления психологии разрабатывали выдающиеся отечественные психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Несмотря на широкий выбор и многообразие учебников по психологии до настоящего времени отсутствуют такие, в которых относительно последовательно и развернуто был бы представлен анализ психических явлений с позиций теоретических оснований отечественной психологии. Исключение составляют только ряд опубликованных «лекций по психологии» и курсов «введения в психологию» (Гальперин, 2002; Гиппенрейтер, 2002; Иванников, 2010; Леонтьев, 2000; Талызина, 1998) . Даже в организации многотомного учебника по общей психологии для студентов психологических специальностей (незавершенное издание 2006–2007 гг.), только первый том соответствует контексту отечественной психологии (Соколова, 2007). — Все другие тома, в которых анализируются внимание, восприятие, память, представлены преимущественно в теоретическом контексте когнитивной науки (Гусев, 2007; Нуркова, 2006; Фаликман, 2006). Предлагаемая книга может в некоторой степени способствовать устранению такого недостатка.

При организации содержания автор стремился к относительному противопоставлению известных описательно-феноменологи¬ческих данных о психических явлениях, с одной стороны, и теоретических оснований, на которых строятся объяснения и интерпретации психологических феноменов и фактов — с другой. При этом в тексте развернуто представлены объяснительные теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, которые, в свою очередь, противопоставляются другим известным теориям и гипотезам.

В книге конкретизируются теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, на которых строится анализ и объяснение развития эмоциональных процессов и отношений, произвольных и волевых действий, а также познавательных способностей в составе предметно-практических и умственных действий. Выделяются и рассматриваются операциональные составляющие, которые в составе действий соответствуют вниманию, сенсорным и перцептивным процессам, мышлению. В заключение анализируются закономерности и направления развития памяти, сознания и рефлексивных действий.

Содержание текста может оказаться полезным для психологов, преподавателей психологии, студентов, аспирантов, специализирующихся в различных областях психологии, а также для всех интересующихся теоретической психологией. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей и направлений при овладении содержанием таких дисциплин, как общая психология, психология развития, психология мотивации и целеполагания, психология эмоций и воли, психология познавательных процессов.


Об авторе
top
photoМаланов Сергей Владимирович
Доктор психологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ. С 1991 г. сотрудник Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, с 2000 г. сотрудник Марийского государственного университета, с 2017 г. сотрудник Московского института психоанализа. С 1998 г. под руководством А. А. Леонтьева принимал участие в научной разработке образовательной системы «Школа 2100». С 2001 г. в Московском социально-психологическом университете участвует в подготовке учебных пособий по методологическим и теоретическим основам психологии для студентов высших учебных заведений РФ. Научные интересы: методологические и теоретические основания психологии, психологические механизмы речевых и умственных действий человека, эволюционные и онтогенетические аспекты развития психических функций. Автор более 160 научных публикаций и книг. Среди них: «Психологические механизмы мышления человека: Мышление в науке и учебной деятельности» (2004), «Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: Объяснительные принципы и теоретические положения» (2010), «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: Теоретические и методические материалы» (2012), «Методологические и теоретические основы психологии» (2012), «Психолингвистика: Психологическая теория речевых действий» (2020).