Представления и знания о психических явлениях складываются на основе множества источников. Это повседневный опыт взаимодействий каждого человека с людьми и с объектами окружающего мира. Это субъективный эмоционально-ценностный опыт отношений к людям и предметам окружающего мира. Это основанные на вере и принципиально не подвергаемые сомнению мистические представления о психических явлениях, широко распространенные в культуре межличностных взаимодействий и обмена сообщениями (например, в средствах массовой информации). Такой опыт выступает основой для построения широчайшего диапазона наивных, мистических и умозрительных представлений, концепций, «теорий». Вместе с тем, относительно упорядоченная ориентировка в многообразии психических явлений возможна только на основе знакомства с содержанием современных научно-психологических теорий, а также с научными методами их анализа. Содержание предлагаемого читателю текста строится на теоретической основе системно-деятельностного культурно-историче¬ского подхода к анализу и объяснению психических явлений. Центральные положения этого направления психологии разрабатывали выдающиеся отечественные психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леон¬тьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и многие другие. Несмотря на широкий выбор и многообразие учебников по психологии до настоящего времени отсутствуют такие, в которых относительно последовательно и развернуто был бы представлен анализ психических явлений с позиций теоретических оснований отечественной психологии. Исключение составляют только ряд опубликованных «лекций по психологии» и курсов «введения в психологию» (Гальперин, 2002; Гиппенрейтер, 2002; Иванников, 2010; Леонтьев, 2000; Талызина, 1998) . Даже в организации многотомного учебника по общей психологии для студентов психологических специальностей (незавершенное издание 2006–2007 гг.), только первый том соответствует контексту отечественной психологии (Соколова, 2007). — Все другие тома, в которых анализируются внимание, восприятие, память, представлены преимущественно в теоретическом контексте когнитивной науки (Гусев, 2007; Нуркова, 2006; Фаликман, 2006). Предлагаемая книга может в некоторой степени способствовать устранению такого недостатка. При организации содержания автор стремился к относительному противопоставлению известных описательно-феноменоло¬ги¬ческих данных о психических явлениях, с одной стороны, и теоретических оснований, на которых строятся объяснения и интерпретации психологических феноменов и фактов — с другой. При этом в тексте развернуто представлены объяснительные теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, которые, в свою очередь, противопоставляются другим известным теориям и гипотезам. В книге излагаются теоретические основания, на которых строится системно-деятельностная культурно-историческая психология. Абстрагируются и анализируются различные способы определения/ выделения предмета исследования, рассматривается два альтернативных подхода к разрешению психофизиологической проблемы. Выделяются психологические закономерности эволюционного и исторического развития психических функций. Конкретизируются теоретические основания, на которых строится анализ направлений жизненной активности и мотивационных отношений, реализация которых ведет за собой формирование и развитие личности, способностей, эмоциональных отношений и переживаний, а также произвольной и волевой регуляции. При этом в качестве иллюстраций представлены альтернативные теоретические подходы к анализу и объяснению соответствующих феноменов и фактов, на которые опираются другие теоретические направления психологии. Содержание текста может оказаться полезным для психологов, преподавателей психологии, студентов, аспирантов, специализирующихся в различных областях психологии, а также для всех интересующихся теоретической психологией. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей и направлений при овладении содержанием таких дисциплин, как общая психология, психология развития, психология мотивации и целеполагания, психология эмоций и воли, психология познавательных процессов.
Представления и знания о психических явлениях складываются на основе множества источников. Это повседневный опыт взаимодействий каждого человека с людьми и с объектами окружающего мира. Это субъективный эмоционально-ценностный опыт отношений к людям и предметам окружающего мира. Это основанные на вере и принципиально не подвергаемые сомнению мистические представления о психических явлениях, широко распространенные в культуре межличностных взаимодействий и обмена сообщениями (например, в средствах массовой информации). Такой опыт выступает основой для построения широчайшего диапазона наивных, мистических и умозрительных представлений, концепций, «теорий». Вместе с тем, относительно упорядоченная ориентировка в многообразии психических явлений возможна только на основе знакомства с содержанием современных научно-психологических теорий, а также с научными методами их анализа. Содержание предлагаемого читателю текста строится на теоретической основе системно-деятельностного культурно-истори¬че¬ского подхода к анализу и объяснению психических явлений. Центральные положения этого направления психологии разрабатывали выдающиеся отечественные психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и многие другие. Несмотря на широкий выбор и многообразие учебников по психологии до настоящего времени отсутствуют такие, в которых относительно последовательно и развернуто был бы представлен анализ психических явлений с позиций теоретических оснований отечественной психологии. Исключение составляют только ряд опубликованных «лекций по психологии» и курсов «введения в психологию» (Гальперин, 2002; Гиппенрейтер, 2002; Иванников, 2010; Леонтьев, 2000; Талызина, 1998) . Даже в организации многотомного учебника по общей психологии для студентов психологических специальностей (незавершенное издание 2006–2007 гг.), только первый том соответствует контексту отечественной психологии (Соколова, 2007). — Все другие тома, в которых анализируются внимание, восприятие, память, представлены преимущественно в теоретическом контексте когнитивной науки (Гусев, 2007; Нуркова, 2006; Фаликман, 2006). Предлагаемая книга может в некоторой степени способствовать устранению такого недостатка. При организации содержания автор стремился к относительному противопоставлению известных описательно-феноменологи¬ческих данных о психических явлениях, с одной стороны, и теоретических оснований, на которых строятся объяснения и интерпретации психологических феноменов и фактов — с другой. При этом в тексте развернуто представлены объяснительные теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, которые, в свою очередь, противопоставляются другим известным теориям и гипотезам. В книге конкретизируются теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, на которых строится анализ и объяснение развития эмоциональных процессов и отношений, произвольных и волевых действий, а также познавательных способностей в составе предметно-практических и умственных действий. Выделяются и рассматриваются операциональные составляющие, которые в составе действий соответствуют вниманию, сенсорным и перцептивным процессам, мышлению. В заключение анализируются закономерности и направления развития памяти, сознания и рефлексивных действий. Содержание текста может оказаться полезным для психологов, преподавателей психологии, студентов, аспирантов, специализирующихся в различных областях психологии, а также для всех интересующихся теоретической психологией. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей и направлений при овладении содержанием таких дисциплин, как общая психология, психология развития, психология мотивации и целеполагания, психология эмоций и воли, психология познавательных процессов.
![]() Доктор психологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ. С 1991 г. сотрудник Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, с 2000 г. сотрудник Марийского государственного университета, с 2017 г. сотрудник Московского института психоанализа. С 1998 г. под руководством А. А. Леонтьева принимал участие в научной разработке образовательной системы «Школа 2100». С 2001 г. в Московском социально-психологическом университете участвует в подготовке учебных пособий по методологическим и теоретическим основам психологии для студентов высших учебных заведений РФ. Научные интересы: методологические и теоретические основания психологии, психологические механизмы речевых и умственных действий человека, эволюционные и онтогенетические аспекты развития психических функций. Автор более 160 научных публикаций и книг. Среди них: «Психологические механизмы мышления человека: Мышление в науке и учебной деятельности» (2004), «Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: Объяснительные принципы и теоретические положения» (2010), «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: Теоретические и методические материалы» (2012), «Методологические и теоретические основы психологии» (2012), «Психолингвистика: Психологическая теория речевых действий» (2020).
|