Вниманию читателей предлагаю свою очередную книгу, посвященную моему авторскому подходу к творческому решению самых разнообразных задач/проблем: технических, организационно-управленческих, бытовых и любых иных. Он опирается на достижения современной теории систем и классической теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Разработке, практическому применению и преподаванию этого подхода я посвятил 35 лет. За это время издано семь книг, на написание которых потребовалось более 10 лет: 1. Шимукович П. Н. ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях. PN-метод [213]. 2. Шимукович П. Н. Информационный метод творчества. Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций [208]. 3. Шимукович П. Н. У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении [214]. 4. Шимукович П. Н. Побуждение к творчеству. Истоки успешных инноваций [209]. 5. Шимукович П. Н. ТРИЗ-идеи в системном изложении. Практика [211]. 6. Шимукович П. Н. ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ [212]. 7. Шимукович П. Н. ТРИЗ-идеи в системном изложении: патентование и воплощение творческого результата [210]. Данная книга — своеобразный путеводитель по этим книгам. По моему мнению, необходимость ее написания объективно созрела по совокупности причин: 1. Она не заменяет ранее написанные книги, но помогает читателю правильно в них ориентироваться. Дело в том, что каждая из изданных книг касается разных частей творческой работы исследователя. Учитывая разнесенность во времени сроков издания книг, у читателей может быть недостаточно информации для оценки последних изданий при отсутствии представления о содержании ранее изданных, которые в определенной мере устарели и на полках книжных магазинов, да и на интернет-страницах уже не находятся на самых видных местах. 2. За прошедшее десятилетие наметились значимые изменения в смежных областях знания. Они не вступают в противоречие с основами моего подхода, но позволяют дополнить и развить его. Такие изменения отражены в данной книге. 3. Практика применения подхода к творческому решению задач/прблем позволила выявить набор действий исследователя, повышающих эффективность творческой работы. Это проверенные практикой правила применения подхода. Сообщить их читателям — моя обязанность. Структурно книга представляет собой совокупность вопросов и содержательные ответы на них. При определении перечня вопросов преследовалась цель: дать читателю целостное представление о возможном пути его движения от новичка, только задающегося вопросом «А как мне начать творить?», до инициативного исследователя, превращающего свой творческий результат в реальное техническое устройство. Ключевыми и представленными в данной книге вопросами на обозначенном пути мной определены: • Как начать творить? • Как правильно поставить цель творческой работы? • Как правильно выполнить анализ исходной ситуации? • Как осуществить прогнозирование будущего результата? • Как осуществить творческий поиск решения важной для исследователя задачи/проблемы? • Как соотнести логическое и интуитивное в процессе творческого решения задачи? • Как выбрать предпочтительный вариант решения? • Как запатентовать полученный творческий результат? • Как воплотить творческий результат? Развернутые ответы на эти вопросы и составляют основное содержание данной книги. Кроме того, для демонстрации вариантов применения подхода на практике рассмотрен один большой пример — усовершенствование общеизвестного технического устройства — зонта. Зонт имеет длительную историю существования. Над его модернизацией трудилось множество специалистов, да и просто инициативных и креативных людей. Считаю наглядной и поучительной взаимосвязь существовавших, существующих и будущих исполнений зонта с разработанным мной подходом. Безусловно, данная книга не заменяет ранее изданные. Учитывая конспективный характер изложения материала в ней, отражение получили лишь ключевые вопросы и то в сжатом виде. Весь остальной материал остался «за кадром». Тем не менее, содержание данной книги, по моему мнению, позволяет не только получить представление о разработанном мной подходе, но и применить содержащиеся в ней сведения на практике. Углубление же знаний потребует проработки всего ранее изданного. Желаю приятного прочтения данной книги и успешного применения при решении важных для каждого из вас, уважаемый читатель, задач!
![]() Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил более 35 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, консалтинга и обучения специалистов современных рыночных компаний, а также проектно-технической и административной работы в компаниях разных отраслей промышленности сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики творческого решения проблем. Автор книг по данной тематике, выпущенных издательской группой URSS: «Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций», «ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод», «У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении», «Побуждение к творчеству: Истоки успешных инноваций», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Практика», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Патентование и воплощение творческого результата», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: 25 ключевых вопросов творческого процесса».
|