Середина XIX в. для России знаменуется значительными изменениями в общественно-политической, экономической и промышленной структуре государства. Назрела необходимость замены рабского труда крепостных крестьян на труд свободных наемных рабочих. Происходят перемены в промышленности, в финансовой сфере, в культурной жизни страны. Эти перемены коснулись строительства и архитектуры. Появились новые строительные материалы, открывшие новые возможности для зодчих, в первую очередь металлы. Сначала — чугунные литые и кованые железные элементы, позже — стальные прокатные балки и стойки. Был изобретен и стал применяться в строительстве железобетон. К концу века появилось широкоформатное стекло и высококачественный кирпич, используемый для облицовки стен зданий. Расширяется круг объектов проектирования. К привычным жилым и культовым зданиям добавляются учебные заведения, банки, железнодорожные вокзалы, типографии, промышленные здания и др. Появился новый тип жилых зданий — доходные дома: многоэтажные и многоквартирные, предназначенные для сдачи внаем. Различные функциональные требования повлекли за собой новые композиционные и планировочные приемы. Повысилась этажность, изменилось отношение к плотности застройки. Классицизм с его достаточно строгими композиционными принципами оказался неспособным во многих случаях удовлетворить усложнившиеся требования к объемно-планировочным решениям. До поры до времени архитекторы использовали классические приемы (симметрия, колонные портики, «классические» пропорции, ордерные детали) для решения фасадов при новых планировках. Но со временем и это уходит в прошлое. Изменились настроения и вкусы общества. После восстания декабристов Николай I, опасаясь «западноевропейского» свободолюбия, открыто отдает предпочтение русской старине и русским традициям. Ему противостоит мнение радикально настроенной молодежи. В обществе возникают два течения-антипода: западники и славянофилы. Одни видят будущее России на пути развития по европейскому образцу, другие уповают на величие России и ее традиций. В архитектуре эти взгляды получили «наглядное» выражение. Для решения фасадов «западники» использовали элементы классицизма и барокко: ордерные пропорции и детали (карнизы, капители, базы, наличники). «Славянофилы» для тех же целей брали элементы из русской архитектуры XVI–XVII вв. и даже из византийской архитектуры. При этом у тех и других планировочные и объемно-планировочные решения принимались в соответствии с функциональными требованиями. Ростки новой архитектуры пытались прикрыть старой одеждой. Такое смешение стилистики принято называть эклектикой. Под эгидой эклектики и развивалась архитектура Москвы во второй половине XIX в. Господствовали два направления: русско-византийский (исторический) стиль и неоклассицизм; мода на оба направления продолжалась вплоть до революции 1917 г. Нужно отметить, что в этот период в Москве работали талантливые архитекторы, создававшие свои проекты (за редким исключением) и в стиле неоклассицизма, и в «исторических» стилях. Ученик Д. Жилярди М. Д. Быковский олицетворяет собой начальный период эклектической архитектуры в Москве. В 1834 г. он сменил О. И. Бове на должности, соответствующей современному понятию «главный архитектор города». Вплоть до 1880-х гг. все градостроительные задачи решаются при его прямом участии. Продолжил семейные традиции его сын К. М. Быковский. Прекрасные здания оставили после себя московские архитекторы: И. А. ИвановШиц, И. А. Монигетти, Р. И. Клейн, В. А. Покровский, А. Н. Померанцев, И. И. Рерберг, С. У. Соловьев, И. В. Жолтовский и др.
Пеньков Анатолий Владимирович Кандидат архитектуры, член Союза архитекторов. Окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) и аспирантуру Всесоюзного заочного инженерно-строительного института (позже, до 2013 г., Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства). Кандидатскую диссертацию защитил под руководством известного историка архитектуры Б. П. Михайлова. На протяжении 16 лет работал в Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте промышленных зданий и сооружений. В разные годы читал лекции во Всесоюзном заочном политехническом институте (позже, до 2012 г., Московский государственный открытый университет), Школе дизайна Архитектурного института, преподавал на архитектурном факультете Государственного университета по землеустройству; с 2001 по 2010 гг. — на факультете интерьеров Института экономики и культуры.
|