URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Пеньков А.В. Архитектура Москвы: эклектика и модерн: Уцелевшая Москва прошлого. Памятники архитектуры Москвы, сохранившиеся к началу XXI века Обложка Пеньков А.В. Архитектура Москвы: эклектика и модерн: Уцелевшая Москва прошлого. Памятники архитектуры Москвы, сохранившиеся к началу XXI века
Id: 305077
899 р.

Архитектура Москвы:
ЭКЛЕКТИКА И МОДЕРН: Уцелевшая Москва прошлого. Памятники архитектуры Москвы, сохранившиеся к началу XXI века. Кн.3. Изд. 2

Архитектура Москвы: эклектика и модерн: Уцелевшая Москва прошлого. Памятники архитектуры Москвы, сохранившиеся к началу XXI века
Pen'kov A.V., Last surviving Moscow: Moscow Architectural monuments preserved to the beginning of the XXI century. Vol.3: Architecture of Eclecticism and Art Nouveau.
Peñkov A.V., El Moscú del pasado todavía vivo. Monumentos arquitectónicos de Moscú conservados en el comienzo del siglo XXI. Libro 3: La arquitectura del eclecticismo y del "art nouveau".
URSS. 2024. 208 с. ISBN 978-5-9519-4197-8.
Белая офсетная бумага

Аннотация

ОБИЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО АВТОРСКИХ ФОТОГРАФИЙ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ.

Настоящая работа знакомит читателей с архитектурой Москвы прошлого на примере архитектурных памятников, уцелевших после многочисленных реконструкций города в ХХ столетии. Работа построена в виде краткого рассказа о развитии архитектуры столицы начиная с ХII в. до революции 1917 г., который сопровождается анализом стилистических и (при необходимости) конструктивных... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение7
Глава 1. Архитектура неоклассицизма в Москве (вторая половина XIX – начало XX в.)9
Глава 2. Архитектура эклектики в Москве (вторая половина XIX – начало XX в.)46
Глава 3. Архитектура модерна в Москве (конец XIX – начало XX в.)122
Приложение. Архитекторы второй половины XIX – начала XX в186
Словарь архитектурных терминов, встречающихся в тексте191
Указатель иллюстраций памятников архитектуры197
Литература206

Введение
top
Середина XIX в. для России знаменуется значительными изменениями в общественно-политической, экономической и промышленной структуре государства. Назрела необходимость замены рабского труда крепостных крестьян на труд свободных наемных рабочих. Происходят перемены в промышленности, в финансовой сфере, в культурной жизни страны. Эти перемены коснулись строительства и архитектуры. Появились новые строительные материалы, открывшие новые возможности для зодчих, в первую очередь металлы. Сначала — чугунные литые и кованые железные элементы, позже — стальные прокатные балки и стойки. Был изобретен и стал применяться в строительстве железобетон. К концу века появилось широкоформатное стекло и высококачественный кирпич, используемый для облицовки стен зданий.

Расширяется круг объектов проектирования. К привычным жилым и культовым зданиям добавляются учебные заведения, банки, железнодорожные вокзалы, типографии, промышленные здания и др. Появился новый тип жилых зданий — доходные дома: многоэтажные и многоквартирные, предназначенные для сдачи внаем. Различные функциональные требования повлекли за собой новые композиционные и планировочные приемы. Повысилась этажность, изменилось отношение к плотности застройки.

Классицизм с его достаточно строгими композиционными принципами оказался неспособным во многих случаях удовлетворить усложнившиеся требования к объемно-планировочным решениям. До поры до времени архитекторы использовали классические приемы (симметрия, колонные портики, «классические» пропорции, ордерные детали) для решения фасадов при новых планировках. Но со временем и это уходит в прошлое.

Изменились настроения и вкусы общества. После восстания декабристов Николай I, опасаясь «западноевропейского» свободолюбия, открыто отдает предпочтение русской старине и русским традициям. Ему противостоит мнение радикально настроенной молодежи. В обществе возникают два течения-антипода: западники и славянофилы. Одни видят будущее

России на пути развития по европейскому образцу, другие уповают на величие России и ее традиций. В архитектуре эти взгляды получили «наглядное» выражение.

Для решения фасадов «западники» использовали элементы классицизма и барокко: ордерные пропорции и детали (карнизы, капители, базы, наличники).

«Славянофилы» для тех же целей брали элементы из русской архитектуры XVI–XVII вв. и даже из византийской архитектуры.

При этом у тех и других планировочные и объемно-планировочные решения принимались в соответствии с функциональными требованиями.

Ростки новой архитектуры пытались прикрыть старой одеждой. Такое смешение стилистики принято называть эклектикой.

Под эгидой эклектики и развивалась архитектура Москвы во второй половине XIX в. Господствовали два направления: русско-византийский (исторический) стиль и неоклассицизм; мода на оба направления продолжалась вплоть до революции 1917 г.

Нужно отметить, что в этот период в Москве работали талантливые архитекторы, создававшие свои проекты (за редким исключением) и в стиле неоклассицизма, и в «исторических» стилях. Ученик Д. Жилярди М. Д. Быковский олицетворяет собой начальный период эклектической архитектуры в Москве. В 1834 г. он сменил О. И. Бове на должности, соответствующей современному понятию «главный архитектор города». Вплоть до 1880-х гг. все градостроительные задачи решаются при его прямом участии. Продолжил семейные традиции его сын К. М. Быковский. Прекрасные здания оставили после себя московские архитекторы: И. А. ИвановШиц, И. А. Монигетти, Р. И. Клейн, В. А. Покровский, А. Н. Померанцев, И. И. Рерберг, С. У. Соловьев, И. В. Жолтовский и др.


Об авторе
top
photoПеньков Анатолий Владимирович
Кандидат архитектуры, член Союза архитекторов. Окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) и аспирантуру Всесоюзного заочного инженерно-строительного института (позже, до 2013 г., Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства). Кандидатскую диссертацию защитил под руководством известного историка архитектуры Б. П. Михайлова. На протяжении 16 лет работал в Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте промышленных зданий и сооружений. В разные годы читал лекции во Всесоюзном заочном политехническом институте (позже, до 2012 г., Московский государственный открытый университет), Школе дизайна Архитектурного института, преподавал на архитектурном факультете Государственного университета по землеустройству; с 2001 по 2010 гг. — на факультете интерьеров Института экономики и культуры.