| ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
|
| Цель, задачи, принципы анализа, целевая аудитория | 9
|
| ЧАСТЬ I. Формы, стратегии, средства речевого воздействия | 13
|
| РАЗДЕЛ 1. Язык как инструмент воздействия в обществе | 15
|
| 1.1. Язык как инструмент воздействия: «знаю, почему» | 15
|
| 1.2. Язык как инструмент воздействия: «знаю, как» | 18
|
| 1.3. Речевое воздействие: основные формы и направления анализа | 25
|
| 1.3.1. Риторика как наука о речевом общении | 25
|
| 1.3.2. Персуазивность и суггестивность как способы языкового воздействия | 28
|
| 1.3.3. Речевые манипуляции: к определению понятия | 34
|
| 1.3.4. Пропаганда: к определению понятия | 38
|
| 1.3.5. Нейро-лингвистическое программирование | 39
|
| Литература для углубленного чтения к Разделу 1 | 41
|
| РАЗДЕЛ 2. Воздействующая речь: основные средства | 43
|
| 2.1. Лексические средства | 44
|
| 2.1.2. Эвфемизмы и дисфемизмы | 45
|
| 2.1.3. Интенсификация и генерализация оценки | 46
|
| 2.1.4. Стереотипы, ключевые слова, ярлыки | 47
|
| 2.1.5. Семантически пустые слова | 55
|
| 2.1.6. Опора на авторитет науки | 56
|
| 2.2. Грамматико-синтаксические средства | 58
|
| 2.2.1. Манипулирование ролями субъекта и объекта действия | 59
|
| 2.2.2. Субъектные и бессубъектные высказывания | 60
|
| 2.2.3. Диалогизация и обращенность речи | 62
|
| 2.3. Имплицитная информация и скрытые смыслы | 66
|
| 2.3.1. Импликатуры связной речи и импликации | 67
|
| 2.3.2. Пресуппозиция как скрытая посылка | 70
|
| 2.4. Конструирование контекстов | 72
|
| 2.5. Лингвистическая экспертиза продуктов речевой деятельности | 75
|
| Литература для углубленного чтения к Разделу 2 | 78
|
| РАЗДЕЛ 3. Формат речи как средство воздействия | 79
|
| Литература для углубленного чтения к Разделу 3 | 87
|
| РАЗДЕЛ 4. Стратегии и тактики воздействующей речи: общая характеристика | 89
|
| 4.1. Коммуникативная иерархия: стратегия — тактика — средство | 89
|
| 4.2. Типичные средства и тактики речевого воздействия | 92
|
| Литература для углубленного чтения к Разделу 4 | 100
|
| ЧАСТЬ II. Коммуникативные практики речевого воздействия | 101
|
| РАЗДЕЛ 5. Речевая агрессия в политическом дискурсе | 103
|
| 5.1. Во власти дискурса | 104
|
| 5.2. Публичная речь как инструмент воздействия | 109
|
| 5.2.1. Задачи публичной речи | 110
|
| 5.3. Коммуникативно-прагматические характеристики и типичные приемы конфронтационной риторики | 114
|
| 5.3.1. Редукционизм | 114
|
| 5.3.2. Эмоциональность и оценочность | 117
|
| 5.3.3. Гиперболичность | 120
|
| 5.3.4. Смысловая неопределенность | 123
|
| 5.3.5. Метафоричность | 127
|
| 5.3.6. Гипотетичность | 130
|
| 5.3.7. Детализация и конкретизация | 133
|
| 5.4. Создания образа врага как основная стратегия в политической конфронтации | 136
|
| 5.4.1. Создание круга «чужих» | 136
|
| 5.4.2. Создание фантомной угрозы | 139
|
| 5.4.3. Демонизация врага | 140
|
| Литература для углубленного чтения к Разделу 5 | 142
|
| РАЗДЕЛ 6. Культура продвижения: позиционирование товаров и создание образа потребителя | 143
|
| 6.1. От дискурса рекламы к дискурсу продвижения | 143
|
| 6.2. Рекламная направленность современных текстов | 147
|
| 6.3. Новые интернет-СМИ: стратегии создания идеального потребителя | 149
|
| 6.3.1. Оценка и ценности | 151
|
| 6.3.2. Образ адресата-потребителя | 154
|
| 6.3.3. Обольщение и солидарность | 157
|
| Литература для углубленного чтения к Разделу 6 | 160
|
| Библиография | 161
|
| Источники | 167
|
Чернявская Валерия Евгеньевна Российский лингвист, специалист в теории и методологии исследований текста и дискурса, в области социальной семиотики, мультимодальности, теории перевода. Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Автор книг «Лингвистика текста. Лингвистика дискурса» (URSS), «Текст в медиальном пространстве» (URSS), «Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема» (URSS), «Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия», «История в дискурсе политики» (URSS; в соавт. с Е. Н. Молодыченко) и других.