Оглавление | 3
|
От редакции | 6
|
Введение. Чудо самоорганизации | 8
|
1. Факел Учителя | 13
|
2. На пороге будущего | 20
|
Глава 1. Наука и императивы развития России | 28
|
1. Постановка задачи | 28
|
2. Императивы нового курса | 29
|
2.1. Цивилизационный императив | 30
|
2.2. Индустриальный императив России | 33
|
2.3. Императив целостности научного пространства России | 34
|
2.4. Императив научной стратегии | 36
|
2.5. Обретение научного суверенитета России | 37
|
2.6. Императив гуманитарного знания | 39
|
3. Императивы организации | 39
|
3.1. Императив ликвидации кадровой катастрофы | 39
|
3.2. Императив упорядочивания оплаты в науке | 41
|
3.3. Императив обратной связи и жизни человека | 42
|
3.4. Экономический императив | 44
|
3.5. Территориальный императив | 46
|
3.6. Военный императив | 47
|
3.7. Институтский императив | 48
|
3.8. Императив научных фондов | 49
|
3.9. Информационный императив | 50
|
3.10. Императив научной дипломатии | 50
|
Итоги | 53
|
Глава 2. Образовательный вызов России | 57
|
1. Всадники Апокалипсиса и образование | 57
|
2. Российские реалии | 60
|
3. Императивы советской школы | 63
|
4. Справедливость, самоорганизация и мечта — ключи от будущего образования России | 66
|
5. Система отсчета | 75
|
Итоги | 79
|
Глава 3. Университеты и самоорганизация | 82
|
1. Постановка проблемы | 82
|
2. Университет как среда и социальная машина | 86
|
3. Императивы российских университетов | 88
|
3.1. Самоорганизация | 89
|
3.2. Будущее | 96
|
3.3. Профессионализм | 99
|
4. Ошибки и уроки | 100
|
Итоги | 111
|
Глава 4. Самоорганизация и война | 113
|
1. Постановка задачи | 113
|
2. Самоорганизация и руководство | 116
|
3. Гуманитарный императив | 123
|
4. Самоорганизация и военная техника | 129
|
Итоги | 131
|
Глава 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системном контексте | 132
|
Введение | 132
|
1. Кто будет воевать? | 140
|
2. Что будем защищать? | 147
|
3. Чем защищать? | 156
|
4. Война и параметры порядка | 159
|
Итоги | 170
|
Глава 6. Россия и Европа в контексте теории самоорганизации | 172
|
1. К пониманию самоорганизации | 174
|
2. Языки и идеологии, страны и цивилизации | 180
|
3. Дерево цивилизационных теорий | 186
|
4. Болезни цивилизаций. Запад. Осень патриарха | 194
|
5. Доля Ильи Муромца | 196
|
Итоги | 198
|
Глава 7. Космическая пауза в зеркале философии | 203
|
1. Постановка проблемы | 203
|
2. Из прошлого в будущее | 205
|
3. Индустриальная реальность и точка бифуркации | 209
|
4. Через тернии к звездам | 212
|
Итоги | 217
|
Глава 8. Страна на вырост | 224
|
1. Постановка задачи | 224
|
2. Мировоззрение профессионала | 225
|
3. Освоение территории и гуманитарно-технологическая революция | 239
|
4. Стратегия пространственного развития в контексте системного анализа | 250
|
Итоги | 254
|
Глава 9. Глобальные перемены и искусственный интеллект | 258
|
1. Постановка задачи | 258
|
2. Параметры порядка | 260
|
3. Одиночество или вертикальный прогресс? | 271
|
Итоги | 278
|
Глава 10. Персоналии | 280
|
1. Самоорганизация и лидер | 280
|
2. Математическое моделирование и стратегические риски | 287
|
3. Опасность масштабного военного конфликта с применением ядерного оружия | 288
|
4. Опасность глобальных климатических изменений | 296
|
5. Новое неравенство как стратегический вызов | 301
|
6. Опасности цифровой трансформации | 304
|
7. Десять процентов | 307
|
8. Горбачевский контекст | 314
|
9. Проблемы и провалы | 315
|
Итоги | 323
|
Список литературы | 324
|
Малинецкий Георгий Геннадьевич Доктор физико-математических наук, профессор. Заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, профессор МФТИ, МГТУ, МосГУ и РУДН. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Один из ведущих специалистов в области нелинейной динамики, автор более 900 научных трудов и около 200 научно-популярных статей и книг, изданных в России и в США. Председатель редколлегий серий книг «Синергетика: от прошлого к будущему» и «Будущая Россия» (М.: URSS). Наиболее известные результаты — теория диффузионного хаоса, модели системы образования, исследовательский проект создания математической истории, проект создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах.