URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Челпанов Г.И. КОМПЛЕКТ: 1. УЧЕБНИК ЛОГИКИ (тв. пер.). 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти Обложка Челпанов Г.И. КОМПЛЕКТ: 1. УЧЕБНИК ЛОГИКИ (тв. пер.). 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти
Id: 304261
708 р.

КОМПЛЕКТ:
1. УЧЕБНИК ЛОГИКИ (тв. пер.). 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти

2024. 424 с.
  • Твердый переплет
Великолепный источник первых знаний о нормативно-логической стороне нашего мышления • Являет завершенную логическую систему • Позволяет легко усвоить основную идею логики • Содержит более 450 логических упражнений.

Аннотация

1. Учебник логики. 272 стр. ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ.

Вниманию читателей предлагается знаменитый учебник логики, написанный выдающимся русским философом, логиком и психологом Г.И. Челпановым. Это было лучшее учебное пособие по нематематической логике, предназначенное для гимназического курса; учебник был отмечен Премией императора Петра Великого и только до революции выдержал девять изданий. В 1918 г. челпановский «Учебник логики» вышел десятым изданием,... (Подробнее)


Оглавление
top
О Г. И. Челпанове — выдающемся русском психологе, философе, логике9
1. Жизненный и творческий путь9
2. Проблема сознания14
3. Философские взгляды19
4. Психологический институт24
5. Учебник логики28
6. Г. И. Челпанов в пореволюционные времена39
7. «Возвращение» Челпанова47
Глава 1. Определение и задачи логики54
1. Определение логики54
2. Психология и логика54
3. Задача логики55
4. Значение и польза логики57
5. История логики и главное направление ее58
Вопросы для повторения60
Глава 2. О реальности понятий61
1. О реальности понятий61
2. Концептуализм63
3. Номинализм63
4. Общие представления и понятия64
Вопросы для повторения65
Глава 3. О различных классах понятий66
1. Понятия и термины66
2. Понятия индивидуальные и общие66
3. Общие, собирательные и разделительные термины67
4. Абстрактные и конкретные термины69
5. Термины положительные и отрицательные70
6. Относительные и абсолютные термины70
Вопросы для повторения71
Глава 4. Содержание и объем понятий72
1. Признаки понятий72
I. Родовой признак72
II. Видовое различие73
III. Вид73
IV. Собственный признак73
V. Несобственный признак74
2. Содержание и объем понятий74
3. Ограничение и обобщение77
4. Отношение между объемом и содержанием понятия78
Вопросы для повторения78
Глава 5. Логические категории и отношения между понятиями79
1. Категории79
2. Отношения между понятиями81
I. Подчинение понятий81
II. Соподчинение понятий81
III. Понятия равнозначащие81
IV. Противные и противоречащие понятия82
V. Скрещивающиеся понятия84
VI. Понятия несравнимые84
Вопросы для повторения85
Глава 6. Об определении86
1. Цель определения86
2. Строение определения87
3. Правила определения88
4. Приемы, заменяющие определения90
Вопросы для повторения91
Глава 7. О делении92
1. Задача деления92
2. Основание деления92
3. Дихотомия93
4. Правила деления94
Вопросы для повторения97
Глава 8. О суждении98
1. Познание и суждение98
2. Грамматический анализ предложения98
3. Форма суждений99
4. Суждения существования101
5. Аналитические и синтетические суждения101
Вопросы для повторения103
Глава 9. Деление суждений104
1. Количество суждения104
2. Качество суждения105
3. Отношение между подлежащим и сказуемым106
4. Модальность суждений108
Вопросы для повторения109
Глава 10. Отношение между подлежащим и сказуемым. Объемы подлежащего и сказуемого110
1. Отношение между подлежащим и сказуемым110
2. Объемы подлежащего и сказуемого112
Вопросы для повторения114
Глава 11. О противоположении суждений115
1. Постановка вопроса115
2. Противоречие (А—О, E—I)116
3. Противность (А—Е)116
4. Подчинение (A—I, Е—О)117
5. Подпротивная противоположность (I—O)118
6. Наибольшая противоположность119
Вопросы для повторения120
Глава 12. О законах мышления121
1. Понятие закона мышления121
2. Закон тождества122
3. Закон противоречия123
4. Закон исключенного третьего123
5. Закон достаточного основания124
6. Формальный характер законов мышления125
Вопросы для повторения125
Глава 13. О непосредственных умозаключениях126
1. Определение умозаключения126
2. Непосредственные умозаключения126
I. Умозаключения о противоположности126
II. Превращение (obversio)127
III. Обращение (conversio)128
IV. Противопоставление130
Вопросы для повторения130
Глава 14. Дедуктивные умозаключения. Силлогизм131
1. Определение силлогизма131
2. Части силлогизма131
3. Форма и материя силлогизма132
4. Аксиома силлогизма133
5. Правила силлогизма134
Вопросы для повторения139
Глава 15. Силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма140
1. Возможные сочетания суждений в силлогизме140
2. Фигуры и модусы силлогизма142
3. Характеристика фигур силлогизма147
Вопросы для повторения149
Глава 16. Сведение фигур силлогизма150
Вопросы для повторения155
Глава 17. Условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы156
1. Условные, или гипотетические, силлогизмы156
2. Разделительные силлогизмы158
3. Условно-разделительные силлогизмы159
Вопросы для повторения162
Глава 18. Сокращенные и сложные силлогизмы163
1. Сокращенные силлогизмы163
2. Эпихейрема164
3. Полисиллогизмы165
4. Сориты166
Вопросы для повторения167
Глава 19. Силлогизм и его значение168
1. Аристотель168
2. Бэкон168
3. Д. С. Милль169
4. Недостатки теории Милля172
Вопросы для повторения173
Глава 20. Об индукции174
1. Определение индукции174
2. Полная и неполная индукция175
3. Популярная индукция175
4. Понятие законов природы177
5. Основание индукции177
Вопросы для повторения179
Глава 21. Методы индуктивного исследования180
1. Определение причинности180
2. Опыт и наблюдение181
3. Метод согласия182
4. Метод разницы183
5. Метод остатков184
6. Метод сопутствующих изменений185
Вопросы для повторения186
Глава 22. Роль дедукции187
1. Дедуктивное объяснение законов187
2. Три вида объяснений188
3. Значение объяснения законов190
4. Дедуктивное открытие законов191
Вопросы для повторения192
Глава 23. О гипотезе193
1. Роль гипотез в науке193
2. Определение гипотезы193
3. Experimentum crucis196
Вопросы для повторения197
Глава 24. Классификация198
1. Определение классификации198
2. Естественная классификация199
3. Искусственная классификация199
4. Номенклатура200
5. Терминология201
Вопросы для повторения202
Глава 25. О приблизительных обобщениях и об аналогии203
1. Приблизительные обобщения203
2. Вычисление вероятности205
3. Аналогия205
Вопросы для повторения207
Глава 26. О доказательстве, методе и системе208
1. Определение доказательства208
2. Основные принципы и аксиомы209
3. Прямое и косвенное доказательство209
4. Понятие о методе и системе210
5. Анализ и синтез211
6. Отношение анализа и синтеза к индукции и дедукции212
Вопросы для повторения213
Глава 27. О логических ошибках214
1. Hononimia214
2. Ошибки дедукции214
3. Ошибки индукции218
4. Ошибки аналогии219
5. Софизмы220
Вопросы для повторения220
Глава 28. О различии наук222
1. Математика222
2. Естествознание224
3. История225
Вопросы для повторения227
Логические упражнения (Примеры и задачи)228
К главе 3. О различных классах понятий228
К главе 4. Содержание и объем понятий229
К главе 6. Об определении231
К главе 7. О делении233
К главе 8. О суждении235
К главе 10. Количество подлежащего и сказуемого237
К главе 11. О противоположении суждений238
К главе 13. О непосредственных умозаключениях239
К главе 14. Правила силлогизма241
К главе 15. Фигуры и модусы силлогизма242
К главе 16. Сведение силлогизмов247
К главе 17. Условные, разделительныеи лемматические силлогизмы249
К главе 18. Сложные и сокращенные силлогизмы254
К главе 21. Об индуктивных методах исследования255
К главе 27. Логические ошибки257

Об авторе
top
photoЧелпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.

Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие.