Глава 1. Типология ученых | 6
|
1. Бионика | 6
|
1.1. Бионический подход | 6
|
1.2. Концепция Ф. Бэкона | 6
|
1.3. Концепция Монтескье | 8
|
1.4. Концепция Дидро | 9
|
1.5. Бионические модели | 9
|
2. Дифференциация интеллектуальной одаренности | 14
|
2.1. Концепция Гальтона | 14
|
2.2. Концепция Бутлерова | 21
|
2.3. Концепция Вернадского | 21
|
2.4. Концепция Селье | 22
|
2.5. Концепция Агасси | 22
|
2.6. Концепция Холтона | 23
|
2.7. Концепция Куна | 24
|
2.8. «Невольные революционеры» | 24
|
2.9. Дифференциация умов | 25
|
3. Дихотомия | 26
|
3.1. Концепция Оствальда | 26
|
3.2. Дополнение | 40
|
4. Асимметрология | 43
|
4.1. Типология математиков | 45
|
4.2. Типология физиков | 51
|
4.3. Типология химиков | 53
|
4.4. Дополнение | 54
|
4.5. Асимметрия и национальная культура | 56
|
4.6. Асимметрия и цивилизации | 58
|
4.7. Асимметрия и восприятие нового | 63
|
5. Титаны | 66
|
5.1. Платон и его время | 67
|
5.2. Леонардо да Винчи | 82
|
5.3. Михаил Васильевич Ломоносов | 98
|
5.4. Иоганн Вольфганг Г¨ете | 108
|
Глава 2. Типология гениальности | 119
|
1. Эстафетная модель | 119
|
1.1. Задача | 119
|
1.2. Методология | 120
|
1.3. Репутация и даровитость | 121
|
1.4. Таблица типологии одаренности | 123
|
1.5. Механика наследования | 129
|
1.6. Специальные способности | 130
|
1.7. Воспитание, условия | 131
|
1.8. Дополнение | 132
|
2. Синхроническаямодель | 133
|
2.1. К истории вопроса | 135
|
2.2. Здоровые гении | 137
|
2.3. Поврежденные гении | 138
|
2.4. Отличие гениальности от помешательства | 141
|
2.5. Сходство гениальности и помешательства | 143
|
2.6. Дополнение | 147
|
3. Модель прирожденности гения | 151
|
3.1. Общее замечание | 151
|
3.2. Понятие гения — понятие историческое | 152
|
3.3. Виды гениальности | 154
|
3.4. Происхождение гения | 156
|
3.5. Родиться вовремя | 169
|
4. Накопительная модель гениальности | 171
|
4.1. Внутреннее накопление | 171
|
4.2. Внешнее накопление | 173
|
4.3. Коммуникативность и стимуляция | 174
|
5. Генетическая модель | 176
|
5.1. Потенциальный гений | 176
|
5.2. Развившийся гений | 177
|
5.3. Реализовавшийся гений | 178
|
6. Стохастическая модель | 197
|
6.1. Общие замечания | 197
|
6.2. Классическая генетическая стохастика | 198
|
6.3. Рекомбинационная стохастика | 199
|
6.4. Эпигенетическая стохастика | 200
|
6.5. Стохастический шум | 200
|
6.6. Стохастика и мозг | 200
|
6.7. Гений — талант | 201
|
6.8. Дополнение | 202
|
Глава 3. Типология геоэвристики | 203
|
1. Зависимость человека от климатических условий | 203
|
2. Творческий потенциал и географическая среда | 204
|
3. Концепция Николая Кузанского: интеллектуальный потенциал и «север-юг» | 205
|
4. Концепция Хуана Уарте: способности и телесность. Климат | 207
|
5. Концепция Шарля Монтескье: социальная география | 208
|
6. Концепция Гегеля: всемирная история и географическая основа | 211
|
7. Концепция Ломброзо: психометеорология | 213
|
7.1. Индивидуальная геоэвристика | 213
|
7.2. Творчество и времена года | 215
|
7.3. Рождение гениев и географические факторы | 217
|
7.4. Времена года и творческая продуктивность | 219
|
8. Рождаемость даровитых людей | 220
|
9. Территориальный дух | 223
|
10. Гидросфера | 225
|
11. Ландшафт | 226
|
12. Типология душ и географический ареал | 227
|
12.1. Аполлоническая картина души | 227
|
12.2. Фаустовская картина души | 228
|
12.3. Магическая картина души | 229
|
13. Геоэвристические ритмы | 230
|
14. Гелиоэвристика | 233
|
14.1. Историческое введение | 233
|
14.2. Концепция А. Л. Чижевского | 234
|
14.3. Концепция Г. М. Идлиса: солнечная активность и развитие науки | 240
|
Заключение | 244
|
В настоящей работе сделана попытка систематизации типов ученых. В первой главе «Типология ученых» для раскрытия темы используются принципы бионики, асимметрии мозга и принцип степени одаренности. Читатель узнает об особенностях различных концепций типологического изучения ученых.
Во второй главе «Типология гениальности» выделены модели гениальности, начиная с XIX века и заканчивая современностью. В числе этих моделей — эстафетная, синхроническая, генетическая, стохастическая и другие. Рассмотрены исследования Ф. Гальтона, Ч. Ломброзо, В. П. Эфроимсона, академика Е. Д. Свердлова.
В третьей главе «Типология геоэвристики» впервые сделана попытка классификации подходов к такой проблеме, как геоэвристика. Рассматриваются геофизические и гелиофизические факторы, влияющие на общество, науку и личное творчество.
В заключительном разделе главы показана разработка проблем гелиоэвристики в работах А. Л. Чижевского и Г. М. Идлиса, в которых исследуется зависимость циклов развития исторического процесса и научной деятельности от солнечной активности.
Новиков Анатолий Степанович Доктор философских наук, профессор. Областью его научных интересов являются проблемы научного поиска, интуиции, научных открытий. Автор нескольких монографий и многих статей, посвященных проблематике научного творчества. В числе его работ: «Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые» (URSS), «Научные открытия: Типы, структура, генезис» (URSS), «Философия научного поиска» (URSS), «Структурный анализ науки: Проблемы. Поиски. Открытия» (URSS).