URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Леман А.И. Теория бильярдной игры Обложка Леман А.И. Теория бильярдной игры
Id: 302959
599 р.

Теория бильярдной игры Изд. 3

2023. 264 с.
Типографская бумага

Аннотация

Перед читателями — выдающийся труд, ставший классическим учебником по бильярдному спорту и, в более широком смысле, искусству игры в бильярд. И хотя он был создан во второй половине XIX века, по широте охвата материала, яркому языку и строгому стилю изложения он и в наше время может считаться непревзойденным руководством. Автор книги, писатель и игрок в бильярд Анатолий Иванович Леман шаг за шагом, страница за страницей раскрывает... (Подробнее)


Оглавление
top
Удар Лемана, или Киногеничная игра на фоне эпох (А.В.Стулов)6
От издателя второго издания 1906 г11
А. И. Леман: Биографический очерк14
Предисловие автора ко второму изданию21
Предисловие автора к первому изданию24
Часть 1. Элементарные основы бильярдной игры27
1. О бильярдной игре вообще. Исторический обзор развития бильярдного искусства29
2. Начальные термины бильярдной игры. Бильярд как инструмент. Кий, мазик, машинка, шары, мел41
3. Положение игрока у бильярда. Постановка корпуса, правильное держание кия; положение левой руки58
4. Начальные удары. Истинная точка прицела. Верный прицел, фальшивый прицел. Игра с машинкой, игра «пистолетом», длинным кием, турняком, «через спину», левой рукой. Игра мазиком63
5. Теория удара упругих тел. Удары бильярдных шаров. Штрихи (штосы): клапштос, накат, оттяжка. Французский удар (боковик). Все виды его. Дуговик и перескок. Лемановский удар68
6. Техника бильярдной игры. Удары. Красивый штос, смелый штос, коммерческий штос. Нищенский удар. Прямой шар и предельная резка. Бортовые шары77
7. Техника «бильярдной игры». Отраженные шары. Карамболяж, абриколь, заяц (шаром), от шара в разрез, с тылу, «контр-тушем в угол и среднюю»89
8. Отыгрыш вообще. Отыгрыш дуплетом, триплетом, французским ударом, оттяжкой, тушем, контр-тушем, накатом, тонкой резкой. Отыгрыш за скулу бильярда106
9. Выход.Злоупотребление выходом. Заученный выход. Гармония всех тонкостей игры116
10. Игра мазиком120
11. Игроки-любители и марк¨еры. Выбор бильярда для состязания. Форы. Предпочтение той или другой игры123
12. Игра «на время» и «на интерес». Мазы. Шулера на бильярде130
13. Фокусы бильярдной игры на русском бильярде135
14. Новейшие ухищрения на бильярде: шурум-бурум, пробка с монетами, барак144
15. Исследование игры, когда игрок в ударе и не в ударе. Есть ли счастье на бильярде? Воспитательное значение бильярдной игры. Советы молодым игрокам147
Часть 2. Правила игры. Изучение и разбор партий на бильярде155
1. Правила бильярдной игры. Положения общие157
2. Правила партии в 2 шара158
3. Ботифон или банк158
4. Разбор партий в 2 шара159
5. Алягер (`a la guerre)162
6. Разбор партии в алягер163
7. Пирамидка165
8. Разбор партии в пирамидку (figaro). Теоретические основания этой игры. Особенности польской пирамидки167
9. Правила партии в большую пирамиду171
10. Большая пирамида. Причины появления этой новой игры172
11. Правила русской карамбольной партии в 5 шаров173
12. Разбор русской карамбольной партии в 5 шаров175
13. Офицерская партия в 5 шаров179
14. Польская партия в 5 шаров180
15. Разбор офицерской партии в 5 шаров. Польская и французская партия в 5 шаров180
16. Итальянская партия в кегли181
17. Русская партия в кегли182
18. Кегельные партии. Новейшие пульки183
19. Чухонка185
20. Колбаса186
21. Партии solo187
22. Правила французской карамбольной партии190
23. Разбор французской карамбольной партии в 3 шара191
24. Кривые, описываемые шарами на французском бильярде196
25. Карамболь с подготовкой следующего карамболя. Игра в углах201
26. Сопоставление французской и русской игры207
27. Фокусы на французском бильярде210
Часть 3. Бильярдные задачи с решениями215
Приложение248
Техника исполнения248
Бильярдные шары253
Литература бильярдной игры254

Удар Лемана, или Киногеничная игра на фоне эпох
top

Книгу, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках, можно с полным правом назвать уникальной. Несмотря на то, что и в течение всего XX века, и в наше время появилось немало руководств по игре в бильярд, данная книга представляет собой не просто руководство, но, в более широком смысле, средство осмыслить эту известную игру, осознать не только игру как систему, но и проникнуться искусством бильярдной игры. Это настолько блестяще показано, что становится понятно, почему бильярд занял видное место в искусстве — и в литературе, в том числе в русской классике, и, особенно, в искусстве кино. В связи с этим и хочется сказать несколько слов о бильярде в искусстве.

В классической русской литературе бильярд встречается достаточно часто. Многие русские писатели были увлечены этой игрой и упоминали ее в своих произведениях. Великий А. С. Пушкин показал играющим в бильярд героя своей бессмертной поэмы «Евгений Онегин»; известно, что и сам поэт увлекался игрой, о чем есть упоминания в исторических документах, в том числе письмах жене поэта Н. Н. Гончаровой. Знатоком бильярда считался и другой великий поэт — Н. А. Некрасов, отразивший моменты игры как в поэме «Говорун», так и в фельетоне «„Теория бильярдной игры“ и Новый Поэт» (любопытно, что придуманная Некрасовым книга о бильярде имеет схожее название с трудом А. И. Лемана, хотя вышла, согласно фельетону, за 12 лет до рождения последнего). Другой классик русской литературы, И. С. Тургенев, тоже был известен как знаток и поклонник игры, владелец собственного бильярдного стола в родовом имении Спасское-Лутовиново, упоминавший бильярд в своих произведениях, в том числе в «Степном короле Лире» и «Записках охотника» (рассказ «Петр Петрович Каратаев»). В лучших образцах своей прозы бильярд затрагивают и другие писатели — Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. И. Куприн и другие.

Но если эти упоминания бильярда в классических произведениях служили скорее фоном и обрамлением действия, то Л. Н. Толстой подошел вплотную к показу значения игры в жизни человека, ее месту в русской культуре. Имеется в виду его рассказ «Записки маркёра», где в относительно небольшом тексте показано увлечение этой игрой в разных слоях русского столичного общества. Ярко обрисованы характеры игроков, показано овладевающее ими чувство азарта, которое вместе с нравами в тогдашнем обществе в конце концов и привело героя рассказа к трагическому финалу. Во многом рассказ автобиографичен — известно, что сам Лев Николаевич настолько увлекался бильярдом, что через несколько лет после написания рассказа (а написал он его в 1853 году за два дня) однажды проиграл в московском Английском клубе приезжему офицеру большую сумму денег (1000 рублей). Долг писателя, не имевшего тогда при себе нужной суммы, оплатил редактор журнала «Русский вестник» М. Н. Катков, за что благодарный автор передал ему для публикации свою повесть «Казаки».

В XX веке бильярд уже, можно сказать, в меньшей степени был показан в российской, да и в мировой литературе. Стоит упомянуть роман немецкого писателя Генриха Бёлля, где в заглавии появляется название игры — «Бильярд в половине десятого». Судьба обычной семьи напоминает игру неведомых игроков, и жизненные пути людей могут видеться разлетом шаров по, казалось бы, выбранным, но хаотическим траекториям, будто после ударов. А когда члены семьи собираются вместе, кажется, что некие высшие силы начинают новую игру.

Но в целом можно заметить, что бильярд обрел новую роль в другом виде искусства — кино. Этому способствовали и зрелищность игры, и азарт, охватывающий ее участников и зрителей. В кинематографе бильярд ярче, чем в литературе, стал не только стал фоном и обрамлением действия, но и в некоторой степени сыграл главенствующую роль в жизни героев, а значит, и для зрителей почти превратился в участника происходящего на экране. Это отразилось во многих фильмах (любознательный читатель может при желании составить для себя при помощи Интернета список лучших кинофильмов с участием бильярда), среди которых можно назвать две классические работы американских кинематографистов.

В фильме «Мошенник» (англ. «The Hustler», в русских источниках также «Бильярдист» и «Король бильярда»; режиссер Роберт Россен) главный герой — игрок, делающий на бильярде мелкие ставки и мечтающий сыграть по-крупному, — сталкивается с реализацией своей мечты, причем так, что фильм из спортивного кино превратился в острую социальную драму. Черно-белый фильм 1961 года получил большую популярность, стал классикой американского кинематографа, был номинирован на 9 премий «Оскар» и удостоился двух из них (за работу оператора и декорации). Спустя четверть века знаменитый режиссер Мартин Скорсезе снял продолжение, фильм «Цвет денег» (англ. «The Color of Money», намек на совпадение цвета долларовых банкнот и поверхности бильярдного стола). В фильме показана драма отношений между двумя бильярдистами — учителем, предпочитающим играть на деньги, и его учеником, мечтающим о яркой победе. И этот фильм стал широко известен, а исполнитель главной роли в обоих фильмах Пол Ньюман получил «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Но особенно ярко игра в бильярд выступила в советском кинематографе, где стала не только способом, которым герой добивается своей цели, одержав победу над опасным соперником, но и как бы неким подобием «бога из машины», способствующего победе добра над злом, света над тьмой. Причем эта закономерность действовала (или, вернее, была показана) в разные эпохи отечественной истории XX века.

В классическом фильме 1937 года «Возвращение Максима» (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг, вторая часть кинотрилогии) о событиях 1914 года герой, большевик Максим (Борис Чирков), должен узнать, на какой завод отправили военный заказ, что известно только владельцам завода и конторщику Платону Дымбе (Михаил Жаров), пьянице и дебоширу, называющему себя «королем петербургского бильярда». Максим, вызвавший Дымбу на бильярдный поединок, поначалу изображает из себя новичка, затем неожиданно закатывает в лузы восемь (!) шаров подряд, и только после поддается противнику, так что они становятся лучшими друзьями, и подвыпивший Дымба раскрывает нужную тайну.

Похожая ситуация сложилась и в знаменитом фильме «Новые приключения неуловимых», снятом в 1968 году (режиссер Э. Г. Кеосаян, вторая часть кинотрилогии о неуловимых), в котором действие происходит после Октябрьской революции, во времена Гражданской войны (в 1920 году). Один из героев, Валерка-гимназист (Михаил Метёлкин), чтобы добыть секретный план укрепрайона, входит в доверие к белогвардейцу и поклоннику бильярда, штабс-капитану Овечкину, выиграв у него партию. Правда, затем Овечкин разоблачает Валерку, но тут бильярд снова «приходит на помощь» — с помощью замаскированной под шар бомбы герою удается не только вырваться из бильярдного клуба, но и достать и унести нужную схему.

В 1979 году яркий эпизод с бильярдом был показан в пятисерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя» (режиссер С. С. Говорухин, действие идет после Великой Отечественной войны, в 1945 году) — начальник отдела уголовного розыска Жеглов (Владимир Высоцкий) в блестящем стиле обыгрывает уголовника Копченого (Леонид Куравлёв), заодно вытягивая из него нужные сведения о громком уголовном деле. Можно упомянуть, что актеры Высоцкий и Куравлёв до съемок не имели дела с бильярдом, и удары исполнял серебряный призер кубка СССР по бильярду Владимир Иванов (так же, как и в фильме «Возвращение Максима» игроков обучал и удары крупным планом выполнил петербургский мастер бильярда Жорж Гаев). Некоторые удары и моменты игры внимательный читатель и зритель может узнать — они описаны в настоящей книге.

Любопытно, что в этом эпизоде фильма Жеглов, отвечая на вопрос Копченого, в какую игру играть, пирамиду или американку, называет последнюю. Но в повести «Эра милосердия» братьев Вайнеров, по которой и был снят фильм, называется именно пирамида. Человек, не знакомый с данной книгой А. И. Лемана, может подумать про ошибку сценариста. Но если Вы прочитаете книгу, то версия может быть другой — например, что в книге искушенный бильярдист Копченый считает, что в более сложную пирамиду он обыграет противника, а в сериале показана более простая и зрелищная «американка», появляющаяся и в других фильмах. Не факт, что версия правильная, но опытный читатель может легко придумать свою. Так же как ознакомиться с правилами игры в «американку» (она же «свободная пирамида»), которые достаточно представлены в Интернете. А. И. Леман не упоминает эту разновидность бильярдных игр (хотя подробно описывает схожие с ней), она появилась после выхода книги, но именно она показывается в нескольких упомянутых фильмах.

И в числе этих фильмов — «Классик», который вышел в 1998 году и описывает эпоху 1990-х годов, время хаоса, прозванное «лихими 90-ми». Пожалуй, это единственный отечественный фильм, целиком посвященный бильярду (режиссер Г. Л. Шенгелия). Причем в нем упоминается создатель настоящей книги — как выдающийся игрок давнего времени, автор и единственный исполнитель искуснейшего «удара Лемана». Этот удар скорее всего придуман сценаристами, но по сюжету именно с его помощью положительный герой побеждает антагониста, что называется, «в один кий». Фильм, который мог стать средним боевиком про бандитские нравы, тем не менее выделился на общем фоне проходных остросюжетных фильмов. В том числе благодаря не только сыгравшим в нем выдающимся артистам (Сергей Никоненко, Алексей Гуськов, Юозас Будрайтис, Владимир Этуш и другие) и хорошему сценарию, но и собственно бильярду.

На этом закончим рассуждения о бильярде в искусстве и пригласим читателя ознакомиться с теорией игры, которая, по мнению автора, «должна учить играть».

А. В. Стулов, книгоаналитик издательской группы URSS


Об авторе
top
photoЛеман Анатолий Иванович
Русский писатель, издатель, изготовитель музыкальных инструментов. Родился в Москве, в семье врача. Учился в Первой Московской военной гимназии, в Павловском военном училище и в Николаевском инженерном училище. Во время военной службы изучил игру в бильярд. В 1884 г. вышел в отставку; жил в Москве, редактировал журнал «Развлечение». В 1885 г. переехал в Петербург, где заведовал литературным отделом журнала «Всемирная иллюстрация». Занимался зубоврачебной практикой; затем увлекся изготовлением скрипок. Во время революции 1905 г. издавал газету «Рабочая неделя»; за публикацию манифеста рабочих депутатов был привлечен к суду, но в 1906 г. оправдан. А. И. Леман получил известность как писатель; его повести и романы выходили в журналах «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Наблюдатель», «Исторический вестник», «Новь» и других, в газетах и отдельными книгами. Он также писал рассказы и пьесы; некоторые из них исполнялись на сцене. Им была выпущена целая серия книг о скрипке; сам он учился делать скрипки у французских мастеров, живших в Москве, и стал одним из лучших изготовителей скрипок в России и за рубежом. Огромную популярность принес ему учебник «Теория бильярдной игры», ставший классическим руководством по игре в бильярд и не потерявший актуальность через почти полтора столетия после выхода первого издания.