Освещение и разработка теоретических вопросов, связанных с анализом форм общественного сознания, с их спецификой и ролью в жизни общества,— одна из важных задач идеологической работы нашей партии в современных условиях. «Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство». Переход к коммунизму предполагает вместе с созданием высокого уровня материального производства, обеспечивающего изобилие материальных благ, также формирование человека с коммунистическим сознанием, свободного от пережитков прошлого, всесторонне развитого и образованного. Весь этот процесс невозможен без творческого развития социалистической культуры, науки, без постоянного роста коммунистической идейности всей массы трудящихся — строителей коммунизма. Развитие социалистического общества в целом, в том числе его культуры и коммунистического воспитания масс, происходит не стихийно, а направляется Коммунистической партией, руководствующейся марксистско-ленинской теорией. Современная эпоха принесла величайшие победы марксистско-ленинской идеологии, которая, овладев миллионными массами, превратилась в могучую материальную силу. В странах социалистического лагеря она непосредственно претворяется в практику социалистического строительства. Но было бы весьма серьезной ошибкой не замечать яростного наступления буржуазии и ее идеологов на лагерь социализма, пассивно относиться к этому. Политика мирного сосуществования стран с различным социальным строем, которую проводят Советский Союз, народный Китай и другие страны социалистического лагеря, не означает примирения с буржуазной идеологией и прекращения борьбы против нее. Мирное сосуществование включает в себя экономическое соревнование социализма с капитализмом, политику мира и непримиримую борьбу с буржуазной идеологией. Одной из главных забот коммунистической партии в современных условиях является усиление борьбы с буржуазной идеологией и ревизионизмом, представляющим главную опасность в международном рабочем движении. Пытаясь ослабить притягательную силу марксистско-ленинской идеологии, уменьшить ее воздействие на все стороны общественной жизни, ревизионисты извращают марксизм-ленинизм, в частности в вопросах, связанных с развитием общественного сознания, культуры, науки, идеологии. Таким образом исследование общественного сознания и его различных форм приобретает не только теоретический, но и практический интерес для самых широких слоев трудящихся. Общественное сознание — явление весьма сложное и многообразное. Изучать его особенности и формы развития можно под различными углами зрения: и в плане психологическом (см. С. Л. Рубинштейн, «Бытие и сознание»), и в плане теории познания, как это делается в работах по диалектическому материализму (см., например, Хасхачих Ф. И., «Материя и сознание» и др.), и в плане истории духовной культуры в целом или истории отдельных форм общественного сознания и т. д., и в плане социологическом, т. е. историко-материалистическом. В этом последнем случае общественное сознание и его различные формы рассматриваются как явления общественной жизни, которые обладают своей спецификой, занимают определенное место в системе общественных явлений данной общественно-экономической формации, взаимодействуют с другими общественными явлениями на основе способа производства и играют конкретную роль в развитии общества. Само собой разумеется, что решение всех этих вопросов, данное историческим материализмом, опирается на теорию познания диалектического материализма и конкретные общественные науки, изучающие различные формы общественного сознания; оно не подменяет собой конкретных исследований. Настоящая работа рассматривает общественное сознание и его формы именно под углом зрения исторического материализма, акцентирует внимание на вопросах социологического характера. Выпуская работу в свет, авторы считают своим долгом выразить глубокую признательность коллективу кафедры диалектического и исторического материализма естественных факультетов, а также работникам кафедр диалектического и исторического материализма гуманитарных факультетов и философского факультета Московского университета, принявшим участие в обсуждении и рецензировании рукописи данной книги. 1959 г.
![]() Доктор философских наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны; гвардии лейтенант, награжден орденом Красной Звезды. В 1944 г. окончил экстерном философский факультет МГУ, в 1947 г. — аспирантуру по кафедре диалектического и исторического материализма. В 1947–1963 гг. преподавал в МГУ; в 1950-е гг. несколько лет работал в Китайском народном университете в Пекине. С 1963 по 1975 гг. был заведующим сектором, а затем отделом исторического материализма Института философии АН СССР. С 1975 г. работал в Институте истории естествознания и техники (ИИЕТ) АН СССР (РАН), где заведовал сектором социологических проблем науки. Главный научный сотрудник ИИЕТ РАН; был также главным научным сотрудником Института человека РАН и Института философии РАН. Область научных интересов: социальная философия, методология и социология науки, философия культуры, национальная инновационная система. Получил широкое признание, в том числе за рубежом, как выдающийся специалист по социальной истории. В сотрудничестве с М. Я. Ковальзоном создал концепцию многомерного методологического подхода к развитию общества, который включал в себя три аспекта — естественно-исторический, деятельностный и личностный.
![]() Доктор философских наук, профессор. Принадлежал к первому поколению новой советской интеллигенции, возникшему на послереволюционной волне. Получил образование в одном из лучших вузов того времени — Московском институте философии, литературы и истории, знаменитом МИФЛИ. Его недюжинные гуманитарные способности позволили ему в дальнейшем стать классиком в главном разделе марксистской философии — историческом материализме, научно-материалистическом понимании исторического процесса. Участник Великой Отечественной войны, офицер-артиллерист, старший лейтенант; был тяжело ранен. После войны окончил аспирантуру философского факультета МГУ и защитил кандидатскую диссертацию. Вся его дальнейшая жизнь была связана с Московским университетом, где он преподавал вначале на философском факультете, затем на кафедре философии естественно-научных факультетов и, в последние годы — на кафедре философии гуманитарных факультетов, пройдя путь от преподавателя до профессора и доктора наук. Вместе со своим многолетним другом и соратником, таким же героем-фронтовиком Владиславом Жановичем Келле, которого он называл своим alter ego, он написал свои основные труды: «Формы общественного сознания», «Курс исторического материализма» и «Теория и история».
|