URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фесенкова Л.В. Дискурсы эзотерики (философский анализ) Обложка Фесенкова Л.В. Дискурсы эзотерики (философский анализ)
Id: 3023
465 р.

Дискурсы эзотерики (философский анализ)

URSS. 2001. 240 с. ISBN 5-8360-0302-5.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге проводится философский анализ эзотерических учений. Ставится вопрос о том, что представляет собой эзотерика с точки зрения научной методологии. Прежде всего поднимается проблема соотношения науки и эзотерики. В этом ракурсе проводится анализ ее основных принципов и понятий. Рассматриваются культурологические, психологические, методологические аспекты эзотерических представлений. Исследуется отношение современного оккультизма... (Подробнее)


Предисловие
top

Сегодня в наше общественное сознание широким потоком вливаются представления эзотерики и оккультизма. Они бытуют здесь в разных формах: от доморощенных учений практикующих колдунов и экстрасенсов до высокоинтеллектуальных концепций, вобравших в себя культурные традиции Запада и Востока и ориентированных на последние достижения науки. Эти представления проникают в различные области культуры и науки: в экологию, психологию, медицину, искусство. Они становятся как бы само собой разумеющимся "естественным" убеждением интеллектуальной элиты. Термины "чакры", "карма", "реинкарнация", "самадхи" и другие постепенно теряют свой экзотический привкус и становятся привычными в обиходе интеллигенции. Таким образом, можно заключить, что в нашем менталитете функционируют два типа представлений о мире – система представлений, опирающаяся на научное знание и эзотерическая (оккультная), которая стремится занять место не только веры, но и науки. Причем эзотерические представления становится все более весомыми, наполняя собой целый пласт духовной жизни, который оказывает значительное влияние на все области современной культуры.

Под эзотерикой понимают тайное знание, которое имеет иррациональную компоненту, уходящую корнями в глубины человеческой психики. Она апеллирует к мистическому опыту, находящемуся вне пределов рационального и тем более научного анализа. Там, где дело идет об озарении, откровении, мистическом слиянии с Космосом, мгновенным постижением тайн бытия, философский анализ оказывается бессильным. Эти состояния недоступны для рациональной интерпретации. За ее рамками всегда останется "нечто", не поддающееся анализу.

Однако иррациональная составляющая современной эзотерики весьма незначительна по сравнению с ее представлениями сугубо рационального характера. Мистический и оккультный опыт здесь неразрывно связан с онтологическими конструкциями, которые составляют основание эзотерических воззрений. Сами представители эзотерической мысли понимают свое учение как научно-философскую систему взглядов на мироздание, его устройство, эволюцию и место в нем человека. Они стремятся к научному обоснованию своих взглядов на мир и потому открыты для философского анализа.

Эта рационалистическая направленность эзотерики определяет наш подход к исследованию современного оккультизма. Мы выносим за скобки вопрос о мистических откровениях эзотерики, о реальности ее отношений с иными мирами. Мы не будем касаться, например, проблемы "феноменов" Е.П.Блаватской, которая так волновала проверявшее ее лондонское Общество психических исследований. Мы обойдем вопрос и о подлинности чалмы Махатмы Мория – таинственного подарка из иных миров, т.е. оставим без внимания апелляцию к мистическому опыту, а попытаемся разобраться в эзотерических представлениях, имеющих вполне рациональный характер.

Такой подход позволяет нам увидеть, что многочисленные эзотерические учения, наполняющие сегодня наше общественное сознание, представляют собой сложный конгломерат из разнообразных оккультных и магических представлений, восходящих к древнему гностицизму Запада и религиям Востока, которые эклектически соединены с научными и квазинаучными представлениями современного естествознания.

Особенное внимание привлекают сегодня точки возможного соприкосновения науки и эзотерики (т.е. те моменты, когда научные данные подтверждают или якобы подтверждают некоторые представления эзотерики), поскольку, как правило, ими обосновывается достоверность ее натурфилософских представлений. Стремление видеть в отдельных результатах науки (например, квантовой механики) научное подтверждение эзотерических учений маскирует принципиальные различия между эзотерикой и наукой. В сознании нашего современника стираются грани между оккультизмом и научными представлениями о мире: биополя, Высший Разум, космический магнит и другие представления современного оккультизма приобретают сегодня иллюзию научной доказанности. Тем самым создается устойчивое впечатление, что наука и эзотерика не противоречат, а дополняют друг друга. Этот тезис о дополнительности науки и эзотерики получил сегодня широкое распространение.

В нашей книге мы стремимся непредвзято рассмотреть вопрос о том, в какой мере этот взгляд на соотношение науки и эзотерики является справедливым. На чем основываются предположения о научном обосновании эзотерики и о возможности совмещения эзотерических и научных взглядов в новой мировоззренческой парадигме как единой системе непротиворечивых представлений? Что представляют собой онтологические утверждения эзотерики с точки зрения научной методологии?

Прежде всего мы обращаем внимание на центральные принципы и основные понятия эзотерических учений – такие как энергетика, карма, переселение душ, структура непроявленных "тонких миров" и т.д. Вместе с анализом онтологических представлений современной эзотерики мы рассмотрим методологические, культурологические, психосоциальные ее аспекты, коснемся проблемы генезиса ее основных представлений и ее отношения к христианству и религиям Индии и Китая, поставим вопрос о ее роли в нашем менталитете. Такое рассмотрение, как мы надеемся, поможет нашему читателю трезво подойти к оценке статуса эзотерики и ее положения в современном общественном сознании.

Л.В.Фесенкова


Оглавление
top
Предисловие
I Основные п ринципы эзотерики:критический взгляд
Л. В. Фесенкова Теософия сегодня
 Эзотерика о единой основе религиозных верований
 Эзотерика и наука
 Эзотерика в современном менталитете
 Проблема влияния эзотерики на общественное сознание
А. Ю. СевальниковВозвращение Чародея, или Новый Фауст (Об "эзотерических" тенденциях в современной науке)
Г. Г. Копылов Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как не быть "лженаукой"
 Экстрасенсорные феномены: как их обсуждать
 Попытки и версии научного объяснения
 "Научное объяснение" с точки зрения методолога
 Как же иначе: институционализация
 Как же иначе: оформление в мир
 Социокультурное "доказательство" астрологии
 Гуманитарные и естественнонаучные представления
 Рационализация эзотерики
 Формула становления
В. П. Визгин Наука, религия и эзотерическая традиция: от модерна к постмодерну
Ю. В. Хен Проблема зла в эзотерике эпохи постмодерна
В. М. Розин Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни
О. Е. Баксанский Психологические основания эзотерических учений (в свете аналитической психологии К. Юнга)
II Эзотерика  и религия в социокультурном аспекте
А. Г. Юркевич"Эзотеризм" как социально-культурный феномен в Китае и на Западе
 К вопросу о содержании понятий "эзотеризм" и "эзотерика"
 Предпосылки и формы проявления "эзотеризма" в традиционной китайской культуре
 Китайская "эзотерика" и симптомы утраты Западом цивилизационной самотождественности
Б. З. Фаликов Европейский оккультизм и религии Индии
Л. И. Василенко Визионерский опыт, гнозис и поэтическое воображение (Роза Мира и христианство)
А. В. Панкратов, Л. В. Фесенкова Юнгианство и оккультизм
Е. Г. Балагушкин Эзотерика в новых религиозных движениях
 Специфика эзотерических концепций
 Витализм в Системе Учителя Иванова
 Воззрения Виссариона-"Христа" на законы развития жизни, разума и души