Сегодня в наше общественное сознание широким потоком вливаются представления эзотерики и оккультизма. Они бытуют здесь в разных формах: от доморощенных учений практикующих колдунов и экстрасенсов до высокоинтеллектуальных концепций, вобравших в себя культурные традиции Запада и Востока и ориентированных на последние достижения науки. Эти представления проникают в различные области культуры и науки: в экологию, психологию, медицину, искусство. Они становятся как бы само собой разумеющимся "естественным" убеждением интеллектуальной элиты. Термины "чакры", "карма", "реинкарнация", "самадхи" и другие постепенно теряют свой экзотический привкус и становятся привычными в обиходе интеллигенции. Таким образом, можно заключить, что в нашем менталитете функционируют два типа представлений о мире – система представлений, опирающаяся на научное знание и эзотерическая (оккультная), которая стремится занять место не только веры, но и науки. Причем эзотерические представления становится все более весомыми, наполняя собой целый пласт духовной жизни, который оказывает значительное влияние на все области современной культуры. Под эзотерикой понимают тайное знание, которое имеет иррациональную компоненту, уходящую корнями в глубины человеческой психики. Она апеллирует к мистическому опыту, находящемуся вне пределов рационального и тем более научного анализа. Там, где дело идет об озарении, откровении, мистическом слиянии с Космосом, мгновенным постижением тайн бытия, философский анализ оказывается бессильным. Эти состояния недоступны для рациональной интерпретации. За ее рамками всегда останется "нечто", не поддающееся анализу. Однако иррациональная составляющая современной эзотерики весьма незначительна по сравнению с ее представлениями сугубо рационального характера. Мистический и оккультный опыт здесь неразрывно связан с онтологическими конструкциями, которые составляют основание эзотерических воззрений. Сами представители эзотерической мысли понимают свое учение как научно-философскую систему взглядов на мироздание, его устройство, эволюцию и место в нем человека. Они стремятся к научному обоснованию своих взглядов на мир и потому открыты для философского анализа. Эта рационалистическая направленность эзотерики определяет наш подход к исследованию современного оккультизма. Мы выносим за скобки вопрос о мистических откровениях эзотерики, о реальности ее отношений с иными мирами. Мы не будем касаться, например, проблемы "феноменов" Е.П.Блаватской, которая так волновала проверявшее ее лондонское Общество психических исследований. Мы обойдем вопрос и о подлинности чалмы Махатмы Мория – таинственного подарка из иных миров, т.е. оставим без внимания апелляцию к мистическому опыту, а попытаемся разобраться в эзотерических представлениях, имеющих вполне рациональный характер. Такой подход позволяет нам увидеть, что многочисленные эзотерические учения, наполняющие сегодня наше общественное сознание, представляют собой сложный конгломерат из разнообразных оккультных и магических представлений, восходящих к древнему гностицизму Запада и религиям Востока, которые эклектически соединены с научными и квазинаучными представлениями современного естествознания. Особенное внимание привлекают сегодня точки возможного соприкосновения науки и эзотерики (т.е. те моменты, когда научные данные подтверждают или якобы подтверждают некоторые представления эзотерики), поскольку, как правило, ими обосновывается достоверность ее натурфилософских представлений. Стремление видеть в отдельных результатах науки (например, квантовой механики) научное подтверждение эзотерических учений маскирует принципиальные различия между эзотерикой и наукой. В сознании нашего современника стираются грани между оккультизмом и научными представлениями о мире: биополя, Высший Разум, космический магнит и другие представления современного оккультизма приобретают сегодня иллюзию научной доказанности. Тем самым создается устойчивое впечатление, что наука и эзотерика не противоречат, а дополняют друг друга. Этот тезис о дополнительности науки и эзотерики получил сегодня широкое распространение. В нашей книге мы стремимся непредвзято рассмотреть вопрос о том, в какой мере этот взгляд на соотношение науки и эзотерики является справедливым. На чем основываются предположения о научном обосновании эзотерики и о возможности совмещения эзотерических и научных взглядов в новой мировоззренческой парадигме как единой системе непротиворечивых представлений? Что представляют собой онтологические утверждения эзотерики с точки зрения научной методологии? Прежде всего мы обращаем внимание на центральные принципы и основные понятия эзотерических учений – такие как энергетика, карма, переселение душ, структура непроявленных "тонких миров" и т.д. Вместе с анализом онтологических представлений современной эзотерики мы рассмотрим методологические, культурологические, психосоциальные ее аспекты, коснемся проблемы генезиса ее основных представлений и ее отношения к христианству и религиям Индии и Китая, поставим вопрос о ее роли в нашем менталитете. Такое рассмотрение, как мы надеемся, поможет нашему читателю трезво подойти к оценке статуса эзотерики и ее положения в современном общественном сознании. Л.В.Фесенкова
|