Предисловие. Обретение времени | 8
|
Часть 1. Технологии | 15
|
Глава 1. Глобальные трансформации и технологический вызов | 15
|
1. Динамика и риски глобальных процессов | 19
|
2. Игра укладов | 21
|
3. Безопасность и экология технологий | 26
|
Глава 2. Вторая холодная война, новая индустриализация России и рециклинг — советские уроки | 29
|
Глава 3. Технологии XXI века и формат войн будущего | 35
|
1. Кто и за что будет воевать в XXI веке | 37
|
2. В чем проблемы России? | 61
|
3. Необходимость эффективных, прорывных решений в военно-стратегической сфере | 76
|
4. Войны и оружие завтрашнего дня | 83
|
5. Искусственный интеллект и математическое моделирование в контексте войны и мира | 92
|
6. Соответствие технологическому укладу | 99
|
7. Образ Победы в контексте образования и науки | 106
|
Часть 2. Образование | 117
|
Глава 4. Проблемы, парадоксы и риски образовательных реформ в России | 117
|
1. Будущее на кону | 117
|
2. Российский вариант | 126
|
3. Творцы или потребители? | 130
|
4. Преодолеть ЕГЭ … | 134
|
Глава 5. Кадры высшей квалификации | 140
|
Глава 6. Российское образование в контексте национальной безопасности | 149
|
1. Стратегия и тактика | 149
|
2. Взятки, «подкатки» и прочие недостатки | 151
|
3. Новая образовательная реальность | 157
|
4. Любознательность и «образовательный налог» | 162
|
Часть 3. Наука | 165
|
Глава 7. Глобальный вызов | 165
|
Глава 8. Новое отношение к знанию | 170
|
Глава 9. Научные и технологические перспективы первой половины XXI века | 174
|
Глава 10. Наука и будущее России: главная системная проблема | 187
|
Глава 11. Русская, советская, российская наука | 191
|
Глава 12. Испытание войной | 202
|
Глава 13. Усвоены ли уроки? | 209
|
Глава 14. Реформы науки: мечты и реальность | 215
|
Глава 15. Проблемы научного законодательства | 232
|
Часть 4. Вектор: Назад в прошлое? Вперед в будущее! | 239
|
Глава 16. Еще раз о глобализации и постиндустриальном обществе | 239
|
Глава 17. Сценарии и стратегические цели и приоритеты развития России | 247
|
Глава 18. Основы интегральной политики инновационного развития | 255
|
Глава 19. Общее образование: что делать, или параметры порядка | 265
|
Глава 20. Модернизация системы высшего образования | 274
|
Глава 21. Немного об управлении | 280
|
Глава 22. Математика новой реальности | 283
|
Заключение | 291
|
Список литературы | 295
|
Список сокращений | 298
|
Иванов Владимир Викторович Член-корреспондент РАН. Заместитель президента Российской академии наук, руководитель Информационно-аналитического центра «Наука» РАН, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор МИФИ. Член научного совета при Совете Безопасности РФ. Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обладатель государственных и ведомственных наград. Области научных интересов: глобальные процессы, научная и инновационная политика, экология технологий. Автор и соавтор более 120 научных публикаций, монографий, учебников, 8 изобретений. Им исследованы процессы формирования и развития национальных инновационных систем, разработана концепция «Территория инновационного развития – ТИР», сформулированы основные положения экологии технологий, предложены модели организации науки и образования.
Малинецкий Георгий Геннадьевич Доктор физико-математических наук, профессор. Заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, профессор МФТИ, МГТУ, МосГУ и РУДН. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Один из ведущих специалистов в области нелинейной динамики, автор более 900 научных трудов и около 200 научно-популярных статей и книг, изданных в России и в США. Председатель редколлегий серий книг «Синергетика: от прошлого к будущему» и «Будущая Россия» (М.: URSS). Наиболее известные результаты — теория диффузионного хаоса, модели системы образования, исследовательский проект создания математической истории, проект создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах.