... Анализируя различные комические ситуации, представленные в цирке, автор отмечает, что носители смеховых ситуаций не «играют в смех», они просто органично верят в то, что делают, при этом выполняя все действия на основе несуразности, несоответствия, несовместимости. По сути, эти три «не» можно считать основанием создания комичных ситуаций, комических предлагаемых обстоятельств. Природа смеха в цирке привлекала внимание многих исследователей. В нашем случае смех представляет интерес с точки зрения его важнейшего места в условной иерархии выраженных эмоций в цирке. Смех пронизывает все формы выражения в цирке. Смех, порожденный цирковым искусством и в нем существующий, нуждается в особом внимании как некий антипод возвышенному и прекрасному, как одна из сторон имеющихся противоположностей и противопоставлений в цирке. Благодаря взаимодействию клоуна и зрителей рождается особенная смысловая культура смеха в цирке. В ней одинаково нуждаются и зрители, и артисты. Смеховая культура раскрывает новые горизонты возможностей проявления смеха в цирке. Эти возможности и являются в книге главным объектом исследования смеховой эмоции в цирке. Жизнь клоуна представлена зрителю в условиях цирка как известная жизненная ситуация, где судьей является смех. В монографии анализируются различные средства, выражающие и порождающие комическое в цирке, подчеркивается, что они всегда выступают отражением черт человеческого характера. Рожденный при этом смех является и степенью оценки происходящего в цирке. Таким образом, смех можно рассматривать как эстетическую эмоцию. В заключении подводятся итоги исследования, формируются общие выводы. Наряду с этим делается попытка очертить круг задач и методов по подготовке цирковых номеров, реприз, клоунад, способных создавать эстетические эмоции.
![]() Кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ, президент Международного союза цирковых школ (1996–2010), член Союза цирковых деятелей. Педагог Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» г. Москва. С 1967 по 1973 гг. был артистом цирка (акробатом, клоуном). Учился в ГИТИСе с 1973 по 1978 гг. С 1978 г. — режиссер-постановщик. Был режиссером-постановщиком Международного циркового фестиваля на Красной площади 1998 г. Доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений МГУКИ с 2000 г.
Автор более 10 книг по теоретическим проблемам циркового искусства на основе философии, психологии и эстетики: в них раскрываются глубины циркового смысла, специфика художественного образа и особенности восприятия при круговом обзоре. Член жюри многих международных и российских фестивалей циркового и эстрадного искусства. |