URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баринов В.А. Цирк в эмоциях: Роль эмоций в цирковом искусстве. Принципы создания эмоциональности циркового номера и образа артиста Обложка Баринов В.А. Цирк в эмоциях: Роль эмоций в цирковом искусстве. Принципы создания эмоциональности циркового номера и образа артиста
Id: 302077
675 р.

Цирк в эмоциях:
Роль эмоций в цирковом искусстве. Принципы создания эмоциональности циркового номера и образа артиста. Изд. 2, испр.

2023. 160 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей книге проводится эстетическое обоснование возникающих у зрителя эмоций, обусловленных спецификой циркового искусства. Цель книги — анализ эстетических и психологических оснований творческой деятельности артистов по формированию эстетических эмоций выразительными средствами циркового искусства.

Эстетический анализ выстраивается на основе комплексного подхода к рассмотрению сущности творческой деятельности артиста как основного носителя... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Вступление4
Введение27
Глава 1. Цирк в контексте культурно- исторического развития общества44
1. Исторические преобразования циркового искусства50
2. Становление национальной системы циркового искусства61
3. Основы и перспективы развития современного циркового искусства69
Глава 2. Особенности формирования и проявления эстетической эмоции в цирке84
1. Образная структура циркового искусства — фактор эмоционального восприятия85
2. Рождение эмоции в отношениях97
3. Действие в цирке — драма человеческих страстей116
4. Смех — основная эстетическая эмоция в цирке132
Заключение150
Список литературы153

Отрывок из вступления
top
...

Анализируя различные комические ситуации, представленные в цирке, автор отмечает, что носители смеховых ситуаций не «играют в смех», они просто органично верят в то, что делают, при этом выполняя все действия на основе несуразности, несоответствия, несовместимости. По сути, эти три «не» можно считать основанием создания комичных ситуаций, комических предлагаемых обстоятельств.

Природа смеха в цирке привлекала внимание многих исследователей. В нашем случае смех представляет интерес с точки зрения его важнейшего места в условной иерархии выраженных эмоций в цирке. Смех пронизывает все формы выражения в цирке. Смех, порожденный цирковым искусством и в нем существующий, нуждается в особом внимании как некий антипод возвышенному и прекрасному, как одна из сторон имеющихся противоположностей и противопоставлений в цирке.

Благодаря взаимодействию клоуна и зрителей рождается особенная смысловая культура смеха в цирке. В ней одинаково нуждаются и зрители, и артисты. Смеховая культура раскрывает новые горизонты возможностей проявления смеха в цирке. Эти возможности и являются в книге главным объектом исследования смеховой эмоции в цирке. Жизнь клоуна представлена зрителю в условиях цирка как известная жизненная ситуация, где судьей является смех.

В монографии анализируются различные средства, выражающие и порождающие комическое в цирке, подчеркивается, что они всегда выступают отражением черт человеческого характера. Рожденный при этом смех является и степенью оценки происходящего в цирке. Таким образом, смех можно рассматривать как эстетическую эмоцию.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются общие выводы. Наряду с этим делается попытка очертить круг задач и методов по подготовке цирковых номеров, реприз, клоунад, способных создавать эстетические эмоции.


Об авторе
top
photoБаринов Вячеслав Александрович
Кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ, президент Международного союза цирковых школ (1996–2010), член Союза цирковых деятелей. Педагог Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» г. Москва. С 1967 по 1973 гг. был артистом цирка (акробатом, клоуном). Учился в ГИТИСе с 1973 по 1978 гг. С 1978 г. — режиссер-постановщик. Был режиссером-постановщиком Международного циркового фестиваля на Красной площади 1998 г. Доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений МГУКИ с 2000 г.

Автор более 10 книг по теоретическим проблемам циркового искусства на основе философии, психологии и эстетики: в них раскрываются глубины циркового смысла, специфика художественного образа и особенности восприятия при круговом обзоре. Член жюри многих международных и российских фестивалей циркового и эстрадного искусства.