Миграционный кризис в Европейском союзе, вызванный дестабилизацией в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, стал крупнейшим со времен Второй мировой войны — от 10 до 20 млн человек были вовлечены в процесс вынужденных перемещений. Данное событие активизировало пересмотр и уточнение миграционной политики не только на уровне Европейского союза, но и на уровне отдельных стран — членов Европейского союза. К числу заинтересованных сторон в области пересмотра миграционного законодательства относятся страны Вишеградской группы (V4), которая представляет собой союз четырех государств Центральной Европы (Чешской Республики, Венгрии, Польши и Словакии). Речь идет, в первую очередь, о внесении поправок в европейское миграционное законодательство и создании системы обязательного квотирования, призванной распределять прибывающих мигрантов в равных пропорциях между государствами — членами Европейского союза. Изучение позиции Вишеградской группы имеет важное значение по причине исторически обусловленной консолидации «четверки» на почве противодействия осуществляемому политическому курсу Европейского союза в области миграции. Общим для всех государств группы стало «избирательное» отношение к общеевропейским мерам по урегулированию текущего кризиса, а также односторонние инициативы по изменению национального законодательства с целью ужесточения правил принятия беженцев. Пандемия COVID-19 также явилась фактором, повлиявшим на изменение миграционного законодательства и переориентирование концепции принятия беженцев. Глобальный экономический кризис, имеющий экстернальные причины, поставил под сомнение эффективность антикризисных мер Европейского союза, чем создал предпосылки для более активного сплочения участников регионального объединения по представляющей весомый интерес проблеме миграции. Тема является актуальной еще и потому, что разразившийся миграционный кризис дал толчок для стран Вишеградского сотрудничества действовать более решительно и интенсивно в вопросах внешней политики, а не быть ведомым субрегиональным объединением в системе Европейского союза. Вишеградская четверка стала принимать активное участие в заседаниях Европейского союза по вопросам урегулирования региональных кризисов, осуществления миротворческих операций и программ, содействующих международному развитию стран — транзитеров мигрантов. Изучение миграционной политики Вишеградских стран имеет также научное и практическое значение в связи с миграционным кризисом на белорусско-польской границе 2021 г. и последними событиями на Украине, которые демонстрируют повышение роли стран Восточной Европы как транзитного пространства в мировых потоках беженцев. Актуализирует данную тему также дестабилизация внутриполитической обстановки в Афганистане, которая угрожает интенсификацией нетрадиционных вызовов в общеевразийском масштабе. Поражение и резкий уход США из Афганистана поставили вопрос об обеспечении безопасности как перед непосредственными соседями Афганистана, выступающими странами-транзитерами для мигрантов и беженцев, так и перед странами-реципиентами. Переход Афганистана под контроль радикального движения «Талибан»* спровоцировал массовое бегство жителей страны в другие государства. В этой связи актуализируется проблема угрозы обострения миграционного кризиса, которая исходит из Центральной Азии. Происходящие изменения в глобальных и европейских миграционных процессах требуют анализа позиции Вишеградской группы.
Хотивришвили Анна Александровна Кандидат исторических наук, преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (РУДН). Заместитель директора Центра исследований постсоветских стран (ЦИПС) по международным связям (эксперт по Центральной и Восточной Европе). Область научных интересов: миграционная политика, Центральная и Восточная Европа, Центральная Азия, постсоветское пространство, региональные конфликты на Южном Кавказе, внешняя политика Грузии.
|