URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гальперин П.Я. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Обложка Гальперин П.Я. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Id: 301877
549 р.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

URSS. 2023. 224 с. ISBN 978-5-9710-5581-5.
Типографская бумага
О предмете психологии - Диалектический материализм о психике - Ориентировочная деятельность как предмет психологии - Объективная необходимость психики - Основные эволюционные уровни действия.

Аннотация

В настоящей книге представлен ряд ключевых работ классика отечественной психологии П.Я.Гальперина, позволяющих составить представление о базовых положениях созданной им системы психологии. Центральное место занимает работа «Введение в психологию», в которой автор наметил и, частично, построил введение в будущую психологию, которая, по его мнению, перестанет быть наукообразным и заумным пересказом давно известных человечеству истин,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие (А. И. Подольский)5
Введение в психологию21
Предисловие23
Глава 1. О предмете психологии24
1. Современное значение вопроса о предмете психологии24
2. Несостоятельность традиционных представлений о предмете психологии28
3. Развитие взглядов на психическую деятельность в советской психологии37
Глава 2. Диалектический материализм о психике49
1. Ленин о предмете отдельной науки49
2. Ленин о понятии материи, «физическое и психическое»52
3. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи58
4. Психика — функция мозга, отражение объективного мира61
Глава 3. Ориентировочная деятельность как предмет психологии68
1. Основные формы психического отражения68
2. Психические отражения и ориентировочно-исследовательская деятельность74
3. Виды ориентировочного подкрепления80
4. Механизм активных действий83
5. Активные и автоматические действия89
6. Ориентировка активная и пассивная91
7. Ориентировочная деятельность как предмет психологии96
8. Психология и смежные науки102
Глава 4. Объективная необходимость психики108
1. Два типа ситуаций. Ситуации, где психика не нужна108
2. Ситуации, где психика необходима114
3. Механизм приспособления действий к индивидуально изменчивым ситуациям118
4. Психологическое управление действиями и детерминизм поведения122
5. Объективные признаки психики125
6. Психологическое содержание поведения130
Глава 5. Основные эволюционные уровни действия132
1. Перестройка организма как субъекта целенаправленных действий132
2. Дальнейшая перестройка организма в связи с образованием личности140
3. Схема основных уровней действия144
Приложения149
1. К проблеме биологического в психическом развитии человека151
2. О собственно психологическом содержании человеческой деятельности161
1. Психологическое строение человеческой деятельности161
2. О собственно психологических механизмах и законах163
3. Проблема основного метода психологического исследования165
3. К учению об интериоризации168
4. Развитие исследований по формированию умственных действий176
5. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления212

Из предисловия А. И. Подольского
top

Вниманию читателя предлагаются избранные труды выдающегося отечественного психолога, создателя одной из наиболее известных как в нашей стране, так и за ее пределами психологической концепции, Петра Яковлевича Гальперина. Для большинства психологов имя П. Я. Гальперина ассоциируется прежде всего с созданной им и приобретшей всемирную известность теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Реально же его вклад в научно-психологическое знание значительно шире. Теория внимания и учение о языковом сознании; новый подход к классической проблеме соотношения психики и мозга и оригинальное решение проблемы предмета психологии; своеобразная трактовка проблемы бессознательного и учение о соотношении обучения и умственного развития; вопросы дифференциальной диагностики интеллектуального развития с последующей индивидуализированной коррекцией и преодолевающая традиционный функционализм классификация форм и видов психической деятельности — вот далеко не полный перечень позиций в инвентаризации богатейшего наследства, оставленного Петром Яковлевичем последующим поколениям ученых, всем думающим, образованным людям. Потому что те вопросы, которые занимали П. Я. Гальперина на всем протяжении его жизни, являются едва ли не всеобщими, возникающими перед каждым интеллектуальным человеком: что такое человеческая психика, как найти пути к объективному изучению душевной жизни человека?

Отдавая должное конкретному вкладу П. Я. Гальперина в общую, генетическую и педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития.

Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило-, антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования элементов психической деятельности — вот основные составляющие психологической концепции П. Я. Гальперина.

Книга названа «Введение в психологию» не только потому, что такое же название имеет одна из важнейших и принципиальных работ Петра Яковлевича. Дело в том, что П. Я. Гальперин действительно считал, что ему удалось наметить и, частично, построить именно введение в будущую психологию, ту психологию, которая перестанет быть наукообразным и заумным пересказом давно известных человечеству истин, но станет собственно наукой и сможет уверенно занять достойное место в системе научного знания XXI века. Гальперину удалось достичь того, к чему он стремился — он создал свою Систему Психологии. Многое в этой системе осталось, увы, недостаточно развернутым, фрагментарным, не свободным от противоречий; не все ее компоненты оказались в достаточной степени соотнесены с существующими психологическими и концепциям, и парадигмами. Нельзя безапелляционно утверждать и то, что гальперинская система не знает границ и принимается всеми и вся. Но сделано главное — сформулирован (не впервые ли в истории нашей науки?!) целостный, нередукционистский, операционализированный (а не только декларативный) подход.

В настоящем издании собран ряд ключевых работ П. Я. Гальперина, позволяющих составить представление о базовых положениях его концепции.

Задумавшись над тем, как же подойти к объективному пониманию душевной жизни человека, еще будучи подростком, Гальперин всю свою жизнь посвятил поиску «синей птицы психологии» — пониманию сущности психики, представлению психологии в качестве объективной науки. Первым и естественным шагом в этом направлении явился проведенный П. Я. Гальпериным анализ исторического пути, пройденного психологией в прояснении своего предмета. Значимость, казалось бы, абстрактной, если не схоластической проблемы предмета психологии, как показывает этот анализ, выходит далеко за пределы чисто теоретического рассмотрения. Здесь речь идет о том, как понимать сущность психики, жизненное предназначение душевной жизни человека.

Почему более двух тысяч лет психология демонстрировала удивительную беспомощность в выработке конструктивных подходов к решению этих и связанных с ними вопросов? Почему история психологии демонстрирует нам целый ряд примеров возвратного движения (и отнюдь не всегда «по спирали»)? Почему столь противопоставленные на первый взгляд подходы к пониманию предмета психологии, как классическая психология сознания и бихевиоризм, оказались не в состоянии преодолеть одно и то же препятствие — «ненаучное и денатурированное представление о психике»? Читатель найдет ответы на эти вопросы, данные П. Я. Гальпериным, во «Введении в психологию».

С не меньшей остротой, нежели при анализе исторических подходов, автор анализирует и ситуацию, сложившуюся в отечественной психологии, поставив вполне закономерный вопрос: каковы итоги и следствия развития выдвинутых отечественными психологами в 30-е годы XX века подлинно революционных положений — о происхождении процессов и явлений умственной жизни «извне внутрь», о превращении внешней деятельности во внутреннюю, психическую и об их взаимосвязи, об орудийно-опосредствованном строении человеческой деятельности? Удалось ли отечественной психологии, в частности, тем ее представителям, в центре научных интересов которых оказалась «проблема деятельности», оправдать свои надежды и обещания? Следует отметить, что крен в сторону физиологии высшей нервной деятельности, имевший место в советской психологии в 1940–1950-х годах (в большей степени не по научным, а скорее по политическим причинам), заострил те же вопросы о конкретном содержании, природе и сущности психической деятельности, что и исследования в области «деятельностного подхода». П. Я. Гальперин подчеркивает благотворное влияние этого подхода как на теоретические, так и на экспериментальные исследования, отмечая, что базовые положения советской психологии, сформулированные в 1930–1950-х годах, разрушали представление об изначально внутренней (и поэтому недоступной объективному исследованию) природе психики, заменив его пониманием психической деятельности, которая имеет определенное строение и нуждается в орудиях, как материальная деятельность.

Однако все это, по мнению П. Я. Гальперина, было и осталось лишь экстраполяцией интуитивных представлений, и перестать быть таковыми они могут лишь при условиях радикального пересмотра вопроса о предмете психологии.

С этой целью П. Я. Гальперин предпринимает систематический анализ «вечных» проблем. Для чего нужен образ как бесспорно психическое явление? Что он добавляет к автоматически (чисто физиологически) регулируемому ходу поведения? Какую функцию он при этом выполняет? П. Я. Гальперин первоначально отвечает на эти вопросы в общем виде: образ раскрывает перед субъектом картину ситуации (включая и картину выполняемого или намеченного действия). Картина поля действия нужна субъекту для того, чтобы разобраться в обстоятельствах, предусмотреть эффективность намечаемого (или выполняемого, но еще не законченного)8 Предисловие действия, и, если нужно, внести поправки. Образ поля становится необходимым условием осуществления поведения, соответствующего меняющимся ситуациям. Поэтому, как только в жизни живых существ начинают доминировать ситуации изменчивые (индивидуальные, неповторимые) и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения, главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка, сначала — в значимых элементах поля и в их существенных взаимосвязях, а затем — в процессе исполнения действия. А раз так, то сама психическая деятельность по своей основной жизненной функции есть ориентировочная деятельность. Отсюда основная задача психологии — изучать строение, законы и условия ориентировочной деятельности, особенности ее формирования и развития на разных этапах онтогенеза.

...

Итак, уважаемый читатель приглашается в увлекательное путешествие в мир гальперинской мысли, которая, будучи достаточно простой по форме, базируется на громаде предваряющего поистине энциклопедического анализа и может быть понятна лишь с учетом такого анализа. Гальперин — научный революционер, он — мыслитель, создавший совершенно новую парадигму научно-психологического мышления. Им заданы качественно новые направления исследовательской и практической работы в этих областях. Мощь его мышления и энциклопедизм образования делают увлекательным отслеживание хода его мысли по любому поводу. Гальперин — Учитель. Он учил и учит мыслить, и это — основа основ. Конечно, многое безвозвратно утеряно с уходом Петра Яковлевича из жизни.

Слишком велик разрыв между тем, что было им создано, продумано и бескорыстно передано тем, кто был рядом, и опубликованными текстами. Невероятная концептуальная идейная концентрированность гальперинской письменной речи отнюдь не делает чтение его трудов приятной интеллектуальной прогулкой.

Однако — вперед, читатель — умудренный сединами ученый, юный студент, любой человек, задумавшийся над проблемой проблем — сущностью душевной жизни Hom o Sapiens! Пусть удача сопутствует Вам, и, читая эту книгу, Вы откроете для себя своего Петра Яковлевича Гальперина.

А. И. Подольский


Предисловие
top

Настоящее «Введение» представляет собой опыт изложения вводной части курса общей психологии. При систематическом рассмотрении основного вопроса — о предмете психологии — в его трактовке били обнаружены настолько серьезные пробелы, что возникла необходимость критического анализа и теоретического исследования с привлечением материала смежных наук. Изложению этого раздела пришлось уделить больше места, чем это предполагалось первоначально.

Поэтому не все традиционное содержание вводной части курса удалось включить в настоящую работу. Например, очерки истории и современных направлений психологии в нее не вошли; сделать это было бы нетрудно, но это означало бы чрезмерное увеличение объема. С другой стороны, позитивная разработка ряда трудных и острых вопросов современной психологической науки, хотя и заняла непредвиденно много места, проведена кратко, иногда схематично и неравномерно. Сделаны далеко не все выводы, так как их обоснование потребовало бы значительного увеличения размеров книги.

Однако и того, что в ней изложено, достаточно для обсуждения центральных теоретических вопросов психологии, насущное значение которых уже давно осознано в нашей науке.

1976 г.


Об авторе
top
photoГальперин Петр Яковлевич
Советский психолог, один из классиков отечественной психологии. Доктор педагогических наук (1965), профессор (1967). В 1926 г. окончил Харьковский медицинский институт. В 1926–1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков). Принимал активное участие в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Во время Великой Отечественной войны был начальником лечебной части эвакогоспиталя в Свердловской области. С 1943 г. работал в МГУ имени М. В. Ломоносова: доцент кафедры психологии философского факультета (1943–1967), профессор факультета психологии (с 1967 г.), заведующий кафедрой детской (возрастной) психологии (1971–1983), профессор-консультант той же кафедры (с 1983 г.). Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999, посмертно).

П. Я. Гальперин внес огромный вклад в общую и педагогическую психологию. Он создал теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, которая приобрела всемирную известность. Им был сформулирован уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. В эту психологическую концепцию входили учения о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило-, антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования элементов психической деятельности. Фактически он создал совершенно новую парадигму научно-психологического мышления. Он также получил широкую известность как университетский преподаватель; его лекции, читавшиеся с начала 1950-х до начала 1980-х гг. будущим философам и психологам, всегда собирали полные аудитории и стали одной из легенд Московского государственного университета.