Российское общество находится в состоянии транзитивности. Изменяется его стратификационная структура: четко прослеживаются динамические процессы в различных социальных группах, появляются новые профессии, виды деятельности. В частности, широко обсуждаются возможности возникновения среднего класса в России. Многие исследователи придерживаются мнения, что появление новых средних классов тесно связано с профессионализацией и формированием управленческих позиций [118, с.134–141]. Обладание профессией становится источником рекрутирования индивида в социальное поле так называемого среднего класса. В западных странах менеджеры как самостоятельная социальная группа обычно включаются в состав среднего класса (Э.О.Райт, Дж.Голдторп). При этом в традициях западной социологии менеджеры рассматриваются, как группа наемных работников, осуществляющих управленческие функции в организациях (деловых, государственных), но обладающих незначительной долей собственности в капитале. Многими признается, что в течение XX в. роль группы менеджеров выросла не только на внутриорганизационном, корпоративном уровне, но и в рамках всего общества (Д.Бернхейм, Берле и Минз, П.Сорокин, Р.Дарендорф, Д.Белл). Современные концепции постиндустриального общества признают приоритетные позиции менеджеров в нем. К тому же менеджеры являются ядром бюрократической организации, повсеместное распространение которой пришлось на эпоху становления современного общества (А.Чандлер, А.Этциони). Идеология, теория и наука менеджмента могут служить примером реализации идеи прагматической философии и утилитаризма. Научный менеджмент только в последние десятилетия постепенно отказывается от модели инструментальной рациональности (устанавливающей жесткую связь "цель-средство") в принятии решений отдельным индивидом. В менеджменте отразились те тенденции американского и европейского индустриального центризма, идеалом которых стал "административный человек" или "человек организации". Монография подготовлена на основе проведенного эмпирического (экспертные интервью), теоретического и историографического исследования. Каждый раздел посвящен одному из ключевых аспектов исследования менеджмента. В первом разделе речь идет об изменении роли менеджера в современном обществе; во втором разделе ставится проблема понимания процессов профессионализации менеджеров с точки зрения социологических теорий профессий и профессионализма; в третьем разделе рассматривается развитие моделей бизнес-образования в контексте трансформаций системы высшего образования; в четвертом разделе предлагается детальное исследование развития управленческого образования в России. Отдельно исследуется организационный контекст, в котором действует современный менеджер. В связи с этим, тезисно воспроизводятся этапы развития деловой организации на протяжении XIX–XX вв. Организация как форма объединения людей все больше завоевывает доминирующие позиции в обществе на микроуровне, и в рамках всей социетальной системы. Экономику завершившегося XX столетия можно справедливо назвать "экономикой юридических лиц". Уходящий век стал веком распространения бюрократии не только в государственных учреждениях, но и в частных фирмах и корпорациях. В монографии предлагается обзор основных подходов к исследованию деловых организаций в контексте изменений практики менеджмента и трансформаций роли менеджеров. Рассматривается историческая перспектива генезиса капиталистической организации (С.Поллард, А.Чандлер, Х.Уайт, Дж.Гелбрейт, Ч.Р.Миллс, Р.Эдвардс, Ю.Б.Кочервин, П.В.Романов). Также автор останавливается на том, каким образом изменения, происходящие в современных организациях, трактуются с позиций нового институционализма (здесь автор опирается на работы Н.Флигстина, П.ДиМаджио, У.Пауэлла, В.Ни, Д.К.Норта, Р.Коуза и др.). Учитывая основную тему монографии, в первом разделе уделяется внимание роли менеджеров в организации в контексте трансформаций современного общества. В исследовании этой темы используются идеи А.Файоля, М.Вебера, Л.Уорвика, Э.Гоулднера, Г.Бравермана, Р.Дарендорфа, Д.Белла, М.Кастельса и др. Рассматривается эволюция позиций менеджера в различных типах организаций от административной иерархии до адхократии и сетевой организации. Адекватное рассмотрение профессионализации менеджеров невозможно без исследования понятия "профессия" в классической и современной социологии. Посвященный этому раздел монографии представляет собой последовательное изложение взглядов теоретиков профессионализма, начиная от Э.Дюркгейма, М.Вебера, и вплоть до современных исследователей профессий. Профессиональная группа по Э.Дюркгейму – это общественный институт создающий и поддерживающий положительные социальные образцы поведения. Согласно его же определению профессиональная корпорация – "это группа, которая была бы образована всеми работниками одной и той же отрасли промышленности, объединенными в единую организацию" [95, с.10]. Таким образом, Э.Дюркгейм отводил профессиям важнейшую роль в становлении органической солидарности. Э.Дюркгейм наметил основные теоретические траектории, по которым в последствии развивалась социология профессий. Многие отрасли социологии обязаны своему рождению работам М.Вебера. Среди них можно назвать социологию профессий и социологию науки. В 1917 и 1919 гг. два своих доклада М.Вебер посвятил профессионализму политика и профессионализму ученого. Наука и профессионализм стали теми областями, которые воплощают в себе все наиболее яркие черты современного общества: расколдовывание мира, рационализация, поиск истины и т.д. Т.Парсонс по праву относится к ключевым фигурам в социологии профессий. В России Т.Парсонс в большей степени известен как создатель теории социетальной системы и теории действия и относительно слабо известен как исследователь социального института профессий. Во втором разделе монографии один из параграфов посвящен рассмотрению "профессионального комплекса" в интерпретации Т.Парсонса. Кроме того, в рамках второго раздела предлагается обзор современных моделей профессионализма и рассмотрение концепций профессионализации и депрофессионализации. Поскольку главной темой монографии является исследование процессов профессионализации менеджеров, то основное место отдается изучению обретения менеджментом черт профессии на протяжении XX в. Данная тема рассматривается в двух измерениях: первое – влияние профессиональных и научных сообществ на институционализацию менеджмента в качестве самостоятельной учебной дисциплины и профессиональной практики; второе – роль специального образования (менеджмент-и-бизнес-образования) в становлении менеджмента как профессии, обладающей собственной идеологией и корпусом научного знания. Исследование влияния профессиональных сообществ на становление профессии играет важную роль по ряду причин. Прежде всего, именно активисты профессиональных ассоциаций генерируют профессиональные идеологии и занимаются их пропагандой от имени всей корпорации. Далее, профессиональные общества берут на себя задачу создания сети коммуникаций внутри профессиональной группы на национальном уровне. Постоянные коммуникации среди профессионалов осуществляются как посредством выпуска и распространения ассоциациями печатных изданий (годовых отчетов, журналов, бюллетеней, сборников, кодексов профессиональной этики и пр.), так и с помощью регулярных конференций, семинаров и собраний своих членов. Кроме того, отчасти, профессиональные ассоциации служат ограничителем профессиональной практики. Наконец, профессиональные ассоциации обеспечивают связь между профессиональной практикой, образованием и научными исследованиями. В завершение второго раздела рассматривается менеджериальная идеология как один из ключевых инструментов легитимации профессиональной власти менеджеров в современном обществе. Заключительный четвертый раздел монографии полностью посвящен исследованию процесса профессионализации менеджеров в России. Становление науки управления и управленческого образования рассматривается с учетом исторической перспективы, позволяющей концептуализировать узловые моменты изучаемых процессов. В первом параграфе четвертого раздела освещается социальная история появления и развития управленческого и коммерческого образования в России конца XIX – начала XX вв., а также исследуются направления интеграции идей Ф.Тейлора и А.Файоля в отечественной промышленности предреволюционного периода. Промышленное производство, коммерция и торговля, транспорт и связь нуждались в таком количестве служащих и инженеров, которое не могли обеспечить университеты. Другие же государственные высшие учебные заведения были немногочисленны. Тогда на рубеже XIX–XX вв. стала формироваться система альтернативного образования, ядром которой были негосударственные институты и училища. Естественно, что о бизнес-образовании в то время речи не велось. Можно говорить о тех специальностях, из которых преимущественно формировались служащие коммерческих и торговых компаний, инженеры, выполняющие административные функции на производстве, т.е. обо всех тех, кого можно назвать протоменеджерами среднего уровня. Подготовка служащих и организаторов производства в предреволюционной России велась по двум линиям: первая – политехнические институты, выпускающие инженеров и техников для различных отраслей экономики, вторая – коммерческие училища, преимущественно ориентированные на подготовку служащих для нужд коммерции, торговли, финансов. Второй параграф четвертого раздела обращен к следующему этапу развития российской науки и практике управления – нотовскому движению в 1920–1930Нх гг. XX в. Это одна из ключевых и во многом трагических страниц социальной истории управления в России. К концу гражданской войны страна подошла без промышленного производства и без трудового потенциала, который бы помог в кратчайшие сроки возродить индустрию. Советское руководство в целом трезво оценивало сложившуюся ситуацию и предприняло ряд мер по выходу из нее. Выводу страны из тяжелейшего экономического положения способствовала зародившаяся и бурно развивающаяся в 1920 – начале 1930Нх гг. отечественная управленческая наука, основанная на идеях классиков научной организации труда (НОТ) Ф.Тейлора, Г.Форда, А.Файоля. История НОТ того периода в полной мере отражает социальные процессы, происходившие в СССР: борьбу за власть между различными группировками в партии, создание массового рабочего класса, переход собственности на средства производства в руки административного аппарата. Наконец, НОТ 1920Нх гг. и был тем знанием, которое затем стали обозначать "теория менеджмента", т.е. важным элементом формирования профессиональной идентичности менеджеров. Институции, занимавшиеся пропагандой идей НОТ в послереволюционной России, имели общую историю появления, расцвета и упадка, и также строились на схожих организационных основаниях. Во-первых, большинство организаций было создано при отраслевых ведомствах и крупных объединениях полугосударственного типа (например, ВЦСПС). Во-вторых, самые известные институты и лаборатории НОТ возглавлялись яркими индивидуальностями, которые если и не проявляли себя как талантливые ученые, то демонстрировали хорошие организаторские качества и маккиавелевские политические способности. ВНтретьих, на протяжении 1920Нх гг. большинство таких организаций с одной стороны стремились выработать собственные оригинальные подходы к осмыслению науки и практики управления, а с другой – оказывали практические консультационные услуги промышленным предприятиям и государственным органам. ВНчетвертых, между лидерами НОТ шла непрерывная теоретическая и идеологическая борьба, а поэтому почти отсутствуют примеры сотрудничества между организациями НОТ. ВНпятых, история большинства организаций, занимавшихся наукой управления, развивалась по схожему сценарию: они создаются в промежутке 1920–1923 гг., переживают период роста и расцвета в 1923–1928 гг. и начинают приходить в упадок к концу НЭПа. Некоторые из них ликвидируются вовсе, другие теряют научный и кадровый потенциал, деградируют до уровня малозначительных подведомственных учреждений. Во всяком случае, к концу 1930Нх гг. уже никто в СССР не претендует на открытие универсальной науки управления. В данном параграфе рассматриваются идеи известных советских теоретиков НОТ А.Гастева, П.Керженцева, А.А.Богданова, Н.А.Витке, Е.Ф.Розмирович, Ф.Ноа, И.Шпильрейна, Ф.Р.Дунаевского и других. Значительное внимание уделяется политической и идеологической составляющей дискуссий вокруг НОТ в 1920–1930Нх гг. Также социально-исторический анализ управления осуществляется с привлечением работ Джиласа и Паперного, позволяющих вписать идеи НОТ в культурный и стратификационный контекст исследуемого периода развития управления. При подготовке данной части монографии были использованы уникальные историографические материалы – публикации периодических изданий по НОТ первой трети XX в. Третий параграф четвертого раздела посвящен ренессансу теории управления в 1960–1970Нх гг. Наиболее четко тенденция оживления интереса к управленческим знаниям обозначилась через рост публикаций по этой теме. Первой работой, легализовавшей управление в СССР, в качестве самостоятельной научной дисциплины, стала книга Д.М.Гвишиани "Социология бизнеса: критический очерк американской теории менеджмента", вышедшая в 1962 г. [63]. Ценность этой книги заключалась в самом факте ее появления в печати и в том, что помимо критики автор раскрывал содержание теорий, методов управления, разработанных в США. Формально управленческое образование существовало и в самые "глухие" для науки управления годы: партийные школы и промышленные академии отчасти выполняли роль центров повышения кадров советской партийной и промышленной элиты. Стимул развитию подготовки и повышению квалификации кадров для управления дала экономическая реформа 1965 г., когда заявлялось о необходимости внедрения экономических методов управления народным хозяйством и было снято табу с рассмотрения управления как самостоятельной специальности в системе высшего образования и в учебных программах центров послеопытного образования. Вместо упраздненных промышленных академий стали оставаться институты повышения квалификации (ИПК) руководящих работников и специалистов при отраслевых министерствах, а также региональных ведомствах, межотраслевые и региональные факультеты этого профиля в университетах и экономических вузах, различного рода курсы и программы на предприятиях и в организациях. Ситуацию 1960–1970Нх гг. в теории управления и организации, а также ряде смежных дисциплин можно характеризовать так: недолгий взлет в середине 1960Нх, когда предпринимались попытки совместить элементы западного менеджмента и советские традиции управления, сменился, в начале 1970Нх, периодом стагнации, когда продолжали выходить критические работы, посвященные западным управленческим теориям, но при этом незавершенность косыгинских реформ не позволила внедрить современные методы управления в практику. Управленческое образование вышло из состояния полного застоя, и началось движение в сторону его экстенсивного расширения через сеть ИПК и партийных школ, в то же время сильные технократические традиции не позволили легитимировать профессию менеджера как самостоятельную специальность в вузах. Итак, для профессионализации менеджмента 1960–1970Не гг. было сделано не так много, и в основном достижения касались институционализации теории управления в академическом контексте. На производстве пополнение управленческого звена осуществлялось преимущественно за счет инженерных кадров, получавших управленческую подготовку на курсах повышения квалификации, которые часто носили несистемный характер. Следует отметить, что для достоверной реконструкции истории развития управленческой науки в СССР в 1960–1980Не гг. были использованы материалы эмпирического исследования, проводившегося автором монографии на протяжении последних лет. Эмпирическое исследование включало сбор и анализ документальных источников (научные публикации тех лет), а также экспертные интервью с российскими социологами и специалистами по управлению, являвшимися свидетелями той эпохи. В качестве экспертов были привлечены А.И.Наумов, А.И.Пригожин, Н.И.Лапин, С.Р.Филонович, Л.И.Евенко, В.А.Буренин и др. Завершающие параграфы монографии посвящены процессам профессионализации менеджеров на фоне активно развивающейся системы бизнес-образования в России. Менеджмент-образование в России представляет интерес как структура, которая предпринимает попытки закрепить профессиональный статус за деятельностью менеджера. Наряду с обычной системой высшего образования, куда встраивается и бизнес-образование, особый интерес для исследователя менеджеров с позиций их профессионализации представляет система послевузовского образования или бизнес-школ. Российское бизнес-образование, безусловно, имеет свои особенности зарождения и развития, но его адекватное исследование невозможно без учета зарубежного опыта management studies. При подготовке итоговой части монографии активно использовались данные экспертных интервью и материалы публикаций в специальных и деловых СМИ. Теоретическая схема анализа опирается на традицию социологии профессий, рассмотренную в предыдущих разделах монографии. Результаты эмпирического и теоретического социологического исследования позволяют сделать обобщающие выводы, касающиеся различных аспектов профессионализации менеджеров в России. Лидеры бизнес-образования и часть государственных структур заинтересованы в придании менеджерам профессионального статуса: бизнес-образование использует риторику о необходимости массовой подготовки менеджеров в интересах экономики страны, а государственные органы стремятся упорядочить выдачу дипломов по специальности менеджмент и, тем самым, поставить подготовку менеджеров под государственный контроль. Сегодня закладывается институциональная база для появления профессии менеджера в России: круг компаний, где необходимы квалифицированные менеджеры, постепенно расширяется, а потому все более востребованным становится экспертное знание менеджеров в области управления. Однако полученное ими специальное образование пока не позволяет автоматически претендовать на определенные статусные позиции в реальном бизнесе. Бизнес-образование как сложившаяся система является той структурой, которая в наибольшей степени заинтересована в профессионализации управленцев в России. Поскольку профессиональная структура находится в стадии формирования, то менеджеры также с трудом автономизируются в качестве профессионалов: презентируемые как руководители профессионалов, они имеют ограниченное поле для осуществления руководства. Таким образом, сегодня можно говорить о складывающемся менеджмент-сообществе в России, куда входят: во-первых, преподавательский и исследовательский корпус бизнес-школ, который является носителем западных менеджериальных ценностей и идеологии, но при этом не осуществляет практическую управленческую деятельность; во-вторых, практикующие менеджеры, получившие специальную подготовку и прошедшие все этапы профессиональной социализации; в-третьих, журналисты деловых и специализированных СМИ, пишущие на темы науки и практики управления и бизнес-образования. Монография предназначена социологам – преподавателям и исследователям в области социологии образования, социологии профессий, социологии организаций. Книга также может быть полезна специалистам и консультантам по менеджменту и студентам и аспирантам факультетов социальных наук. * * * Автор глубоко признателен доктору социологических наук, профессору Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) И.Ф.Девятко, оказавшей определяющее влияние на профессиональное и личное становление автора, а также за ценные замечания, которые были высказаны на всех этапах создания этой работы. Также автор благодарен своим учителям: доктору экономических наук, профессору ГУНВШЭ В.В.Радаеву, доктору философских наук, профессору В.А.Ядову, доктору социологических наук, профессору ГУНВШЭ А.Ф.Филиппову, кандидату исторических наук А.Ю.Согомонову, доктору социологических наук П.В.Романову и др. Благодаря Центру социологического образования Института социологии РАН и лично директору центра кандидату психологических наук С.Е.Кухтерину, Московской школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) и сектору теории и истории социологии Института социологии РАН у автора была уникальная возможность творческого роста и общения с коллегами, чья дружеская и профессиональная поддержка, безусловно, способствовала появлению этой работы. Автор также благодарит всех коллег из Высшей школы экономики и Института социологии РАН за значительный вклад в профессиональное становление автора. Конечно, все неточности и ошибки, допущенные в данной работе, остаются на совести автора. Роман Николаевич Абрамов Кандидат социологических наук, закончил магистратуру Института социологии
Российской академии наук и прошел подготовку по магистерской программе в
Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН). В 2000 году
в Институте социологии РАН защитил кандидатскую диссертацию. В 2002 году
стажировался в Европейском университете (Венгрия, г. Будапешт) по
направлению "education policy". Ведет активную исследовательскую
деятельность, имеет ряд публикаций в российских академических журналах,
преподает в ведущих российских вузах.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |