Георгию Ивановичу Челпанову (1862–1936) в истории русской философии и психологии принадлежит почетное место. На заре выделения психологии в самостоятельную науку он выступил в роли великого учителя для многих отечественных психологов, транслировал им самые современные на период начала XX века нормативы психологического исследования и создал первый в России Психологический институт, ставший на многие десятилетия подлинным "храмом психологической науки". Индивидуальная судьба и профессиональный путь Г.И.Челпанова были тесно связаны с полной драматизма историей России, с логикой развития отечественной психологии XX века, которая, в свою очередь, в это время была неотделима от перипетий в движении мировой психологической мысли. Все это побуждает пристальнее присмотреться к фигуре замечательного русского психолога Г.И.Челпанова, к его блистательному и трагическому пути в отечественной психологии. Г.И.Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 г. в Мариуполе. Окончив Александровскую мариупольскую гимназию, в 1882 г. он поступил на историко-филологический факультет Новороссийского (Одесса) университета, который окончил в 1887 г. И в университетские и в последующие годы на формирование его научных взглядов наибольшее влияние оказал заведовавший тогда кафедрой философии известный отечественный философ и психолог Н.Я.Грот. Переехав в Москву и сдав в 1890 г. магистерские экзамены, Челпанов становится приват-доцентом Императорского Московского Университета. Двумя годами позже он переезжает в Киев, где начинает преподавать в Университете св.Владимира, а с 1897 г. становится заведующим кафедрой психологии. В 1907 г. он вновь переезжает в Москву, где возглавляет кафедру философии в Императорском Московском Университете. И в киевском и в московском университетах он организовал психологические "семинарии" и экспериментальные лаборатории, явился одним из наиболее активных членов Московского Психологического Общества. Однако главная заслуга Челпанова как организатора науки в том, что он стал основателем Психологического института им.Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете. Построенный на средства известного российского мецената С.И.Щукина и торжественно открытый в 1914 г. этот институт стал первым в России и одним из наиболее крупных в масштабах мировой науки психологическим "учено-учебным" учреждением. Вскоре Челпанов стал также основателем и редактором журнала "Психологическое обозрение" (1917–1918). Цель этой книги достаточно выяснена въ первой лекцiи, но я считаю нужнымъ къ сказанному тамъ прибавить, что, предлагая вниманiю публики книгу, посвященную, главнымъ образомъ, "критике матерiализма", я исхожу изъ предположенiя, что разъясненiе этого вопроса является вполне своевременнымъ. Я уверенъ, что некоторые читатели найдутъ, что въ своей книге я разбираю вопросы, которые уже сняты съ очереди, которые уже отжили свое время. На это въ свое оправдание я замечу следующее. Если въ настоящее время философскiй матерiализмъ и не пользуется въ публике "оффицiальнымъ признанiемъ", то тенденцiя къ матерiалистическому пониманiю душевныхъ явленiй все еще пользуется большимъ распространенiемъ. Я согласенъ съ темъ, что въ настоящее время матерiализмъ не признается открыто. Теперь, вероятно, не много найдется такихъ лицъ, которыя позволили бы себе произнести фразу: "мысль есть выделенiе мозга", или "мысль есть движенiе". Но не все воздерживаются отъ этихъ фразъ потому, что ложность ихъ ясно ими сознается: они не станутъ ихъ произносить только потому, что они привыкли слышать, что этого теперь даже и физiологи не признаютъ. Но разве только въ произношенiи фразъ подобнаго рода выражается матерiализмъ? Разве, если кто-нибудь говоритъ, что психологiи, какъ особой науки, нетъ, и что она собственно всецело исчерпывается физiологiей мозга, то это не значитъ понимать психическiя явленiя матерiально? Если кто-нибудь говоритъ, что психологiя только тогда будетъ представлятъ собою законченную науку, когда все психическiя явленiя будутъ сведены на мозговые процессы, и что это есть единственное научно-психологическое объясненiе, то разве не ясно, что утверждающiй это понимаетъ психическiе процессы матерiально? Если кто-нибудь те немногiя физiологическiя параллели, которыя современная физiологiя могла указать для некоторыхъ психическихъ процессовъ, считаетъ истинно психологическими фактами, то разве это не равносильно отождествленiю психическихъ процессовъ съ физическими? Не очевидно ли, что все эти общераспространенные взгляды могутъ иметь место только при признанiи, что психическiя явленiя имеъютъ матергальную природу? Тенденцiя къ такимъ взглядамъ можетъ быть устранена только при ясномъ различенiи между физическими и психическими явленiями, на что обращено особенное вниманiе въ настоящей книге. Такимъ образомъ, хотя я въ своей книге преследую по преимущеотву философскую задачу, но думаю, что разъясненiе вопроса о несостоятельности матерiализма можетъ иметь и научное значенiе. Истинное положенiе психологiи среди другихъ наукъ можетъ быть определено только въ томъ случае, если будетъ достаточно выяснено отношенiе между психическими и физическими явленiями. Что матерiализмъ и теперь еще насчитываетъ значительное количество последователей, показываетъ, какъ мне кажется, и то обстоятельство, что такъ наз. экономическiй матерiализмъ пользуется у насъ большимъ успехомъ. Помимо другихъ причинъ, успехъ этого вида матерiализма обусловливается и темъ, что многимъ кажется, что экономическiй матерiализмъ служитъ подтвержденiемъ матерiалистическаго мiровоззренiя. Вотъ почему я думаю, что разборъ вопроса, которому я посвящаю свою книгу, представляется вполне своевременнымъ, въ особонности если принять ва вниманiе, что критика матерiализма способствуетъ разъясненiю и такихъ вопросовъ дня, какъ вопросы о бiологическомъ и экономическомъ матерiализме. По отношенiю къ матерiализму весьма часто происходитъ то, что многiе, утверждающiе, что собственно теперь матерiализмъ никемъ не признается, въ то же время такъ или иначе обнаруживаютъ свою принадлежность къ самому ненаучному направленiю матерiалистической философiи. ... Если же читатель, прочтя мою книгу, почувствуетъ потребность ознакомиться съ какой-либо системой философiи, то я съ чувствомъ полнаго удовлетворенiя сочту, что цель моей книги достигнута. Кiевъ, 19-го июля 1900 г. Челпанов Георгий Иванович Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие. |