URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Предеина М.Ю. РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ОБРАЗЫ: Воспоминания об истории в неисторическое время Обложка Предеина М.Ю. РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ОБРАЗЫ: Воспоминания об истории в неисторическое время
Id: 301288
1204

РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ОБРАЗЫ:
Воспоминания об истории в неисторическое время

2023. 208 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет
ОБРАЗЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОЭЗИИ, ЕЁ ЭХО В ОКТЯБРЕ Гегелевская «Феноменология духа» / Революционные институции. Коммуна и Конвент / «Гиперион» Гёльдерлина
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СПЛЕТЕНИИ РУССКОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ «Что такое философия?» Жиля Делёза и Феликса Гваттари / Партийный агон 1920-х / Революционная литература — как способ становления русской субъективности
РЕВОЛЮЦИЯ — КАК НЕВОЗМОЖНОСТЬ СТАРОГО И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ НОВОГО ЯЗЫКА Должен ли быть автор? (К генезису «смерти автора». Стефан Малларме. Артюр Рембо. Проклятый поэт и пролетарий) / Должен ли быть образ? Образ как альтернатива реальности. По мотивам «Истории(ий) кино» Жан-Люка Годара
ПОНЯТЬ ЛОГИКУ ИСТОРИИ! Гегель и Антигона / Сталин: подчинить себя сути дела

Аннотация

Книга посвящена формам мышления, находящимся в нашем распоряжении для осмысления настоящего. Где-то между концом XVIII столетия и серединой XIX историческое время было понято как постоянно опережающее самое себя, подобно Фаусту или Капиталу. Однако для капитала был предел — сам капитал, и будущее, являвшееся ключом к настоящему, было не будущим капитала, а будущим общества, преодолевшего капитал. Как изменится осознание исторического времени,... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление5
От автора8
Введение. О неизбежности переживания, повторного проживания (чувствования) истории в междувременье (Образы кино. — Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе. Тео Ангелопулос. Ален Рене. Райнер Вернер Фассбиндер. — Производительная сила одной иллюзии)10
Глава 1. Пролог. Вопросы, что оставила Французская революция (Образы Французской революции в немецкой философии и поэзии, её эхо в Октябре)35
1. Образ, говорящий разуму: как отобразилась Французская революция в гегелевской «Феноменологии духа» (Имеем ли мы право на действие? Виновность действия и оправдание его вины. — Право революции на институции. Революция в институциях и контрреволюция в институциях. Оставленный вопрос: «Как возможно равенство при разделении труда (дифференциации функций)?»)35
2. Политический эскиз Французской революции (Революция в своих институциях. — Динамика борьбы Конвента против Коммуны. Термидор. — Причины отчуждения революционных институций от тех, кто их создал. Человек частный и человек публичный)55
3. Образ, говорящий чувству: как отобразилась Французская революция в «Гиперионе» Гёльдерлина (Гёльдерлин и Гегель — два фокуса вращения русской дискуссии о Термидоре. — Оставленный вопрос: «Что делать, если ты сам и твой мир попались в толком неясно какую ловушку?» — Отказ от компромисса с действительностью, виновность и героика такого отказа)68
Глава 2. Агон. Октябрьская революция в сплетении русской и всемирной истории (Отражённые образы, образы образов Октябрьской (Русской) революции во французской философии. Предчувствие революции в русской литературе)86
1. Послесловие: Призрак Октябрьской (Русской) революции в сумерках века, или как отобразилась революция 1917-го в «Что такое философия?», работе Жиля Делёза и Феликса Гваттари 1991-го (Философия как способ пережить, переждать антракт между историческими (политическими) действиями и не утратить способности к сопротивлению. Философия — способ сопротивления в междувременье; она говорит о политическом неполитическим (абстрактным) языком. — Повторное оправдание революционного действия, революции. — Агон. Имманентность. Движение. — Смерть философии — Политике рождение)86
2. Политический агон Октябрьской революции ({Субъективная сторона дела} Октябрьская революция — как революция, научающаяся говорить сама о себе. Дискуссия (= агон) — как производство понятий, служащих оружием (орудием) в борьбе с действительностью, в преобразовании действительности. — «Профсоюзная дискуссия», конец 1920-го. Партийные дискуссии 1923–1927 гг. — Некоторые соображения о позиции Гегеля)108
3. Предисловие: Революция, литература, революционная литература — как способ становления русской субъективности (Особенности рождения русской субъективности. — Пушкин «Евгений Онегин». — Дуэль.Абсурд: встать под пистолет друга. (Поворот спирали в истории: от пистолета друга — к пистолету врага.) — XVII-й век. У них Декарт, у нас — Аввакум. Субъективность через «раскол». — Мозаика времён. Мандельштам: «Мы уважали Каутского и Аввакума». — Народная субъективность. Платонов «Чевенгур». — Революция как встреча «книжной» и народной субъективностей. Рождение нового языка)127
Глава 3. Парабаса. Революция — как невозможность старого и проблематичность нового языка (Революционные ситуации в искусстве: поиск новых выразительных средств)150
1. Должен ли быть автор? (К генезису «смерти автора». Стефан Малларме и Артюр Рембо. «Одно лето в аду» Артюра Рембо и Парижская Коммуна. Проклятый поэт и пролетарий)150
2. Образ и изображение (Должен ли быть образ? Образ как альтернатива реальности. По мотивам «Истории(ий) кино» Жан-Люка Годара)160
Вместо заключения. Понять логику истории!172
1. Гегель и Антигона (Дух греческой трагедии в рефлексиях над законами истории)172
2. Сталин: подчинить себя сути дела ({Объективная сторона дела} Контроверза vs. § II–II.)183
Библиография194
Фильмография199

Об авторе
top
photoПредеина Мария Юрьевна
Кандидат философских наук, публицист, писатель. Автор научных работ в области диалектической логики, марксизма, немецкой классической философии. Относит себя к Ильенковской философской школе.