URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Харченко В.К., Озерова Е.Г. Сложные слова в детской речи: Оригинальные слова, которые создают дети: структура, семантика, эстетическое и функциональное своеобразие Обложка Харченко В.К., Озерова Е.Г. Сложные слова в детской речи: Оригинальные слова, которые создают дети: структура, семантика, эстетическое и функциональное своеобразие
Id: 301210
899 р.

Сложные слова в детской речи:
Оригинальные слова, которые создают дети: структура, семантика, эстетическое и функциональное своеобразие. Изд. 2, испр.

URSS. 2024. 200 с. ISBN 978-5-00237-053-5.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В центре внимания авторов – созданные детьми оригинальные сложные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) с точки зрения их структуры, семантики, эстетического и функционального своеобразия. Анализируются детские обозначения оттенков цвета. Отдельные параграфы посвящены совпадениям сложного слова в детской и художественной речи, в детской речи и в истории языка. Весь материал в книге уникален и представляет... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение5
Глава 1. Структурно-семантический анализ сложного слова в онтогенезе речи24
1. Восприятие детьми сложного слова24
2. Имена существительные — композиты в детском словотворчестве30
3. Имена прилагательные — композиты в детском словотворчестве46
4. Детские глагольные и адвербиальные композиты66
5. Именные сращения в речи детей72
6. Аббревиация74
7. Аффиксоиды в детском словотворчестве77
8. Контаминация (телескопия, междусловные наложения)82
9. Гендиадис92
10. Сложные слова как слова производящие96
Выводы98
Глава 2. Функционально-эстетическая природа детского сложного слова102
1. От приложений к сложениям102
2. От повтора к сложению. Эстетика редупликации в детской речи111
3. Прямые и переносные употребления сложных слов в речи детей115
4. Контекстуальная мотивация композита123
5. Функции детского сложного окказионализма127
6. Совпадение композитов в детской речи и истории языка131
7. Эстетический потенциал сложного слова в онтогенезе речи133
8. Совпадение окказиональных композитов в детской и художественной речи140
9. Оттенки цвета в детской интерпретации147
Выводы177
Заключение180
Литература186

Об авторах
top
photoХарченко Вера Константиновна
Доктор филологических наук, профессор. Профессор кафедры русского языка и русской литературы Белгородского государственного национального исследовательского университета. Занимается теорией метафоры, разговорной речью, лингвосенсорикой, а также лексикографией детской речи и цветообозначений. Автор 770 научных работ, известных в России и за рубежом.
photoОзерова Елена Григорьевна
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и русской литературы Белгородского государственного национального исследовательского университета. Автор более 170 научных работ. Сфера научных интересов — детская речь, когнитивная лингвопоэтика, дискурсология, стилистика и лингвистика текста, лингвистическая экспертиза текста. Работы автора издавались в России, Аргентине, Армении, Белоруссии, Германии, Греции, Испании и Польше.