Содержание первых трех глав настоящей книги было излажено в лекциях, прочитанных в апреле 1899 года перед аудиторией родителей и других лиц, заинтересованных в Университетской начальной школе. М-р Дьюи восстановил их отчасти по стенографическим записям; незначительные изменения и поправки, требовавшиеся для воспроизведения лекций в печатном виде, были сделаны в его отсутствии. Поэтому лекции носят характер некоторой неотделанности, как .всякая устная речь. К этим главам прибавлены некоторые статьи м-ра Дьюи, имеющие более или менее тесную связь с работой Университетской начальной школы
Для настоящего издания сделаны некоторые стилистические поправки в первых трех главах, составляющих первую часть книги. Вторая часть прибавлена впервые; она составлена с небольшими изменениями, из статей автора, печатавшихся давно в Летописях Начальной Школы. Может быть, автору будет позволено выразить свое удовлетворение по поводу того, что взгляды на образование, выраженные в этой книге, не являются в настоящее время так новыми, как это было пятнадцать лет тому назад, и автору хочется верить, что на эту перемену не остался без влияния тот эксперимент в области образования, из которого выросла эта книга. Джон Дьюи. Нью-Йорк. Июль 1915 г. Книга Д. Дьюи, профессора психологии Чикагского Университета, впервые появилась в печати в ноябре 1899 года при непосредственном содействии его друзей, заинтересованных в вопросах образования Она вызвала громадный интерес в Америке. В феврале 1900 г. она была перепечатана без изменений и так быстро разошлась, что в июле потребовалось новое ее издание. Затем она снова перепечатывалась в июне 1904 г., в феврале 1905 г., в августе 1907 г., в сентябре 1909 г., в августе 1910 г., в августе 1911 г., в марте 1912 г., в августе 1913 г. Таким образом, с ноября 1899 г. по август 1912 года потребовалось одиннадцать изданий ее в том виде, в каком она появилась впервые. В августе 1915 года к ней была добавлена вторая часть, составленная из статей Д. Дьюи, напечатанных в Летописях Начальной Школы. В марте 1916 года она была переиздана без изменений. Перевод сделан с этого последнего издания. Такой небывалый успех книга объясняется глубокой идеей, лежащей в основе работы автора. Надо надеяться, что книга Д. Дьюи вызовет неменьший интерес к себе и в России среди всех лиц, заинтересованных в деле просвещения народных масс. Г.Л.
Дьюи Джон Американский философ, социолог и педагог, представитель философского течения «прагматизм». Родился в городе Берлингтоне (штат Вермонт), в семье табачного фабриканта. Учился в Вермонтском университете по программе свободных искусств; после окончания университета два года преподавал в частной средней школе в Ойл Сити (штат Пенсильвания). В 1904–1930 гг. был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов. В 1919 г. стал одним из основателей Новой школы социальных исследований (частный исследовательский университет в Нью-Йорке). Во время Второй мировой войны выступал против идеологии нацизма, в том числе против насилия над педагогикой в нацистской Германии. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим областям науки.
В своих трудах Джон Дьюи сформулировал новую концепцию прагматизма — инструментализм, а также разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Им была создана теория научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности и достижения целей. Известность получила и его концепция эстетического опыта, оказавшая огромное влияние на развитие эстетики и теории искусства. Он выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, которая строилась на спонтанных интересах и личном опыте ребенка и в которой конечным итогом обучения должна была стать выработка навыков мышления и способности в первую очередь к самообучению. Педагогические идеи Дьюи получили известность в СССР: в 1920-е гг. он был приглашен наркомом просвещения А. В. Луначарским в качестве зарубежного советника по вопросам построения новой советской школы. |