URSS.ru Магазин научной книги
Id: 301201
599 р.

Моя жизнь в авиации:
Записки академика. Изд. 2

URSS. 2023. 730 с. ISBN 978-5-9710-1860-5.
Цветные иллюстрации, фотографии

Аннотация

Автор этой книги, академик Е.А.Федосов — научный руководитель одного из ведущих научных центров страны, знаменитого ГосНИИАС (Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем), который уже более семидесяти лет является головным в области создания комплексов авиационного вооружения. В воспоминаниях Евгения Александровича последовательно, десятилетие за десятилетием, отражены основные этапы послевоенного развития нашей... (Подробнее)


Оглавление
top
От издательства "Ради будущего"1
Оглавление4
Предисловие6
Глава I. Мои корни и детство (1929–1947 годы)11
Военные годы21
Глава II. Пятидесятые35
Студент МВТУ35
Первые шаги в НИИ-251
Школа ракеты К-868
Опыт воссоздания американской ракеты «Сайдуиндер». Ракеты манёвренного воздушного боя81
Работа над противоракетами93
Первые конструкторы ракет класса «воздух–воздух»99
Назначение заместителем начальника института106
Глава III. Шестидесятые119
Научные направления института в 60-е годы119
Отработка бомбометания с самолёта Як-28И128
Отработка систем самолёта МиГ-25137
Докторская диссертация144
Глава ІV. Семидесятые155
Назначение начальником института. Наша доктрина ПВО. Самолёт Ту-22М155
В.Н. Челомей164
Строительство и отработка Су-24 и МиГ-23172
Генеральные конструкторы самолётов второго поколения. Р.А. Беляков202
Создание и отработка оружия класса «воздух–поверхность» с лазерным самонаведением222
Перестройка структуры института. Новые научные направления235
Начало работ над системами дальней и стратегической авиации и их вооружением — стратегическими крылатыми ракетами253
Дальнейшее развитие ГосНИИАС в 70-е годы263
Испытательно-моделирующий комплекс ФГУП «ГосНИИАС»276
Глава V. Восьмидесятые281
Строительство МиГ-31281
Подготовка молодых кадро в ГосНИИАС293
Как я стал действительным членом Академии наук302
Ещё раз о стратегической авиации. Строительство Ту-160315
Создание МиГ-29 и Су-27331
Экспорт самолётов МиГ-29 и Су-27365
Наша реакция на «звёздные войны» Рейгана372
Работа над вертолётами Ми-24 и Ка-50374
Работа над самолётами с вертикальным взлётом и посадкой386
Переговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений389
Зарубежные командировки395
Глава VI. Девяностые437
Перестройка и кризис437
Кризис авиационной промышленности России477
Российский проект создания нового поколения модульной авионики с открытой архитектурой497
Конверсия и поиск гражданских научных направлений512
Дела в Чечне549
Создание системы государственных научных центров554
Освоение информационных технологий563
Глава VII. Начало XXI века577
Наукоёмкие технологии. Национальная технологическая база585
Высокоточное оружие — оружие XXI века606
Самолёт пятого поколения (программа ПАК ФА)614
Внешнеэкономическая деятельность ГосНИИАС в начале XXI века629
Работы по самолёту МС-21663
Создание цифровых технологий — цифровой инжиниринг674
Создание и работа Союза авиапроизводителей676
Компьютерная безопасность687
Боевое применение Военно-воздушных сил Российской Федерации в сирийских конфликтах в 2015–2016 годах691
Заключение711
Сокращения713

Предисловие
top

Почему я взялся, как говорится, за перо? Решил последовать известному афоризму Козьмы Пруткова «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» или проверить столь же известное высказывание Максима Горького «Каждый человек может написать одну книгу — книгу о своей жизни»? Нет, причина в другом. Последние пятьдесят лет XX века были связаны с наиболее продолжительной войной в новейшей истории человечества — холодной войной. В этой войне, как в любой другой, были свои победы и поражения, свои герои и предатели. Она требовала мобилизации всех сил государства для достижения победы, но, как и любая война, перемалывая в своём чреве громадные материальные и интеллектуальные ресурсы. Иногда эта холодная война «накалялась» в отдельных горячих точках: Вьетнам и Афганистан, арабо-израильские войны, вооружённые конфликты в Африке и т. д.

В схватке участвовали две крупнейшие группировки: шестнадцать стран Запада, входящих в блок НАТО, с лидером США и шесть стран Восточной Европы, объединённых Варшавским договором, с лидером СССР.

По существу, это была третья мировая война, хоть и велась в дотоле непривычной форме. Накопленный с обеих сторон ядерный потенциал сдерживал прямые вооружённые столкновения. Но если не было широкомасштабных боёв на фронтах военных действий, это не значит, что не было тыла, который образовывали оборонные предприятия, работающие в режиме военного времени. Оборонка была закрытой областью, о ней молчали средства массовой информации. Режим секретности даже внутри страны создавал «железный занавес», окружавший оборонные предприятия, и общество не знало, что происходит за ним. А в недрах закрытых НИИ, конструкторских бюро и заводов кипела напряжённая жизнь, питаемая гонкой вооружений. Именно здесь можно было почувствовать, что у холодной войны — горячее дыхание… Всякий технический прорыв в той или иной системе вооружений у противника тут же вызывал ответную реакцию противостоящей стороны. Как ни покажется кому-то странным, это напоминало конкуренцию различных фирм, выступающих на одном и том же рынке. Может быть, этим объясняется тот факт, что после перехода на рельсы рыночной экономики именно оборонные предприятия наиболее быстро адаптировались к ней.

Наивысшего накала гонка вооружений достигла в 60–80-е годы. В это время особенно бурно развивались новейшие технологии электроники, микроэлектроники, оптоэлектроники, компьютерной техники, радиолокации, появлялись новые материалы и т. д.

Всё это создавалось ради построения новых авиационных и ракетных систем, боевых кораблей и подводных лодок, средств вооружения сухопутных войск. А по другую сторону «внутреннего» железного занавеса наступил, как теперь говорят, период застоя. Общество чувствовало технический прогресс разве что через развитие телевидения, аудиотехники, появление компьютеров (тогда ещё отнюдь не персональных), пассажирских авиалайнеров, вряд ли до конца сознавая, что весь этот прогресс — побочное следствие очень трудной и сложной работы по созданию оружия войны. Приостановка этой полувековой войны и вызванные ею политические изменения в мире, демократизация нашего общества разрушили железный занавес вокруг оборонки. Настало время показать ту напряжённую творческую жизнь, которой жили оборонные предприятия в последние пятьдесят лет. К сожалению, хотя об этом ещё очень мало написано, уже уходят из жизни участники этих процессов, забываются их творческие достижения, сами их имена… Это были скромные труженики, не избалованные вниманием общества, да и руководством страны. Материальные блага им доставались тоже довольно скромные, хотя средняя зарплата в оборонке была несколько выше, чем в гражданском секторе. В части материального благополучия «звёзды» оборонных предприятий не выдержали бы никакого сравнения со «звёздами» современного шоу-бизнеса. Этим же работники оборонки в СССР принципиально отличались от своих коллег-соперников на Западе. Но дух военного времени мобилизовывал людей. Они понимали свою ответственность перед страной и работали не за страх, а за совесть.

Мне в жизни повезло: окончив МВТУ им. Баумана, я сразу попал в коллектив, где решались достаточно сложные проблемы создания авиационных боевых систем. Именно в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем я проработал более шестидесяти лет, непосредственно участвовал во всех процессах строительства четырёх с половиной поколений реактивной боевой авиации нашей страны. Мне пришлось пройти путь от рядового инженера до генерального директора, от аспиранта до академика АН СССР (ныне Российской академии наук). Думаю, всё это и дало мне право написать книгу «Полвека в авиации. Записки академика», которая охватывала пятидесятилетний период моей работы в авиационной промышленности.

Конечно, я субъективен. Моё видение этого периода создания нашей боевой авиации в чём-то односторонне. Вероятно, я не смог охватить все процессы достаточно широко. И главное — не сумел достойно отметить творческие вклады многих крупных учёных и инженеров, прежде всего работников ГосНИИАС. Я приношу им свои извинения. Объём и характер книги этого не позволяют. Но, надеюсь, мне удалось передать тот ритм жизни, которым мы живём, показать ту роль, которую сыграли в развитии нашей авиации инженеры и рабочие, учёные, генеральные и главные конструкторы, директора головных институтов, выдающиеся руководители промышленности и Военновоздушных сил.

Эта книга не увидела бы свет, если бы не В.М. Карпий, который заразил меня этой идеей и оказал неоценимые услуги в подготовке рукописи. Мне хотелось бы выразить ему свою горячую благодарность.

Фотоиллюстрации взяты из моего архива, а ряд фотографий любезно предоставлен главным редактором журнала «Вестник авиации и космонавтики» С. Скрынниковым, за что я ему весьма признателен.

Книга была издана в 2004 году в издательстве ООО «Дрофа». К моему удивлению, она вызвала интерес у широкого круга читателей и быстро исчезла с полок магазинов. Я по сей день получаю письма или звонки по телефону с вопросом, как приобрести эту книгу. Наконец нашёлся предприимчивый человек, который без моего согласия открыл сайт в интернете под моим именем и поместил полный текст книги с правом бесплатного копирования. Публикация в интернете значительно расширила круг читателей. Даже когда с инфарктом я был госпитализирован в больницу, то дежурный врач реанимационного отделения спросил: «Не вы ли автор книги «Записки академика»?» Какойто энтузиаст авиации, работающий где-то на Чукотке, но явно не авиационщик, также в своём письме положительно оценил книгу. Он передал благодарность от имени сыновей (15 и 17 лет), которые читали эту книгу, как его поколение зачитывалось романами Фенимора Купера. Вездесущие китайцы обратились с просьбой дать согласие на её переиздание в Китае, которое и было осуществлено в 2017 году.

Я понял, что книга нашла своих читателей. Им интересно знать, как происходит процесс рождения самолёта, какова жизнь в достаточно развитой технической отрасли «Авиационная промышленность» на современном этапе. Они полностью разделяют мнение русского академика князя Б. Голицына, высказанное им более ста лет назад на собрании Академии наук о роли авиации, которой в то время ещё не существовало. Читая это мнение, с которого начинается эта книга, ещё раз утверждаешься в мысли: Российская академия наук всегда была местом, где лучшие умы Российского государства, академики были государственными людьми.

Мне исполнилось 90 лет, я продолжаю работать в качестве научного руководителя ГосНИИАС. Я решил доработать свои записки и дополнить их материалами, которые раскрывают процессы разрушения авиационной промышленности в «окаянные» 90-е годы. Как мучительно отрасль выходила из кризиса; как создавался самолёт пятого поколения Су-57 (ПАК ФА); с какими трудностями мы встретились при возрождении гражданской авиации; самолёты «Суперджет-100» и МС-21; какие новые технологии надо развить при переходе к цифровой экономике; изменение всей структуры авиационной промышленности и новая стратегия её развития; опыт боевого применения нашей авиации в событиях в Сирии и многое другое. Название книги пришлось изменить: «Моя жизнь в авиации. Записки академика». Объём книги значительно вырос. Первая часть, по существу, соответствует первому изданию, но дополнена историей моей семьи, периодом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., окончанием школы, поступлением в МВТУ. Сохранены все главы текста, но частично переработаны.

Вторая часть посвящена положению в институте и отрасли с 90-х годов и до наших дней. Как удалось сохранить институт? Основные научные направления и работы на данном этапе; создание Су-57, «Суперджет-100», МС-21; модернизация Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ту-160М, ПАК ДА и др.; реорганизация авиационной промышленности, выход на мировой рынок авиации; создание Союза авиационных производителей, работа над развитием технологий цифрового проектирования, компьютерная безопасность. Таким образом, книга существенно выросла в объёме и содержании. Проделана большая работа.

Это второе издание появилось на свет благодаря неоценимой помощи кандидата технических наук Валентины Петровны Егоровой. Она вложила много труда в подготовку рукописи книги для второго издания. Большое спасибо от всего «трухлявого» сердца, дорогая Валентина Петровна.

Е. Федосов


Об авторе
top
photoФедосов Евгений Александрович
Крупный ученый в области процессов управления авиационной техникой. Академик АН СССР, академик РАН. Доктор технических наук. Лауреат Ленинской премии, премии Правительства Российской Федерации по спецтехнике. Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Внес значительный вклад в разработку и создание трех поколений военной авиации страны, работая в течение более полувека в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ФГУП «ГосНИИАС»).

При участии и руководстве Е. А. Федосова проводились необходимые исследования и отрабатывались системы управления вооружением всех боевых самолетов, создаваемых в СССР и Российской Федерации. Автор и соавтор более 300 научных работ — в том числе 18 монографий — по теории и системам управления вооружением, навигации и управлению воздушным движением. Неоднократно награждался орденами и медалями СССР и РФ.