"Так можно ли все-таки доказать, что мы не в матрице?" – спросили однажды мои студенты. К этому времени я уже достаточно подробно рассказал им о свойствах человеческого восприятия и сознания, о проблеме психологической реальности и о том, как происходит "опредмечивание" мира, так что, казалось бы, ответить на этот вопрос и не быть непонятым не составило бы мне никакого труда... Но все оказалось сложнее: даже объяснив моим слушателям, как эту проблему решали великие философы прошлого, я так и не увидел во многих устремленных на меня глазах понимания... Вот поэтому мне и пришла в голову идея написать о проблеме матрицы книгу, причем такую, в которой будет меньше ответов, чем вопросов – специально для того, чтобы читатель стремился мыслить сам, а не узнавать мысли автора. Пришлось ограничиться этой книгой-беседой, и сколь бы такой виртуальный диалог ни отличался от диалога реального, я все же льщу себе надеждой, что диалог этот состоится и будет множиться в сотнях разных мест, в сотнях человеческих мирков-мирозданий, и что каждый читатель найдет при этом для себя то, что он давно искал и, как это ни парадоксально прозвучит, что у него и так уже было. Автор: ...Теперь ты, я думаю, понимаешь, что, посвятив свою книгу автору "Апгрейда обезьяны", я посвятил ее совсем не Александру Никонову? Читатель: Кому же? Или чему? Постой-постой... Предметной деятельности? Абсолютному духу, который сам себя разворачивает? Мировому порядку? Или Богу... Автор: Выбирай сам.
Не быть в состоянии представлять себе разум иначе, чем
акциденцией индивида, – значит вообще не представлять себе его.
Иоганн Фихте Ищите сознание человека здесь, в предметном мире!
А.Н.Леонтьев ...обратим внимание на следующий весьма характерный и не только
странностями времени объяснимый вопрос, который постоянно мучил
Декарта и от которого он освобождался: не являются ли наши мысли
продуктом чьего-то наваждения? Не водит ли нас злой гений? Ведь
нужно доказать, что такого злого гения нет.
Мераб Мамардашвили Скажите пожалуйста, что реально, а что нереально?
Из письма душевнобольной Автору "Апгрейда обезьяны" посвящается...
"Так можно ли все-таки доказать, что мы не в матрице?" – спросили однажды мои студенты, когда я говорил им о расстройствах восприятия и, в частности, о таких случаях, когда галлюцинаторная реальность полностью вытесняет реальность объективную. К этому времени я уже достаточно подробно рассказал им о свойствах человеческого восприятия и сознания, о проблеме психологической реальности и о том, как происходит "опредмечивание" мира, так что, казалось бы, ответить на этот вопрос и не быть непонятым не составило бы мне никакого труда – к тому же если учесть, что я действительно знаю на него ответ. Но все оказалось сложнее: даже рассказав моим слушателям, как эту проблему решали Платон, Декарт, Кант, Гуссерль и другие философы (так подробно, как это было позволительно сделать на четырехчасовой лекции), я так и не увидел во многих устремленных на меня глазах понимания. В конце концов мои студенты доверчиво записали у себя в тетрадках примерно следующее: "Проблема объективности мира (проблема матрицы) неразрывно связана с проблемой интерсубъективности (проблемой чужого сознания). Решить вторую – значит решить и первую. Сознание других людей никогда нам непосредственно не дано (в чужую голову не влезешь), однако если бы мы всерьез подумали, что вокруг нас не люди, а автоматы, то этим актом уничтожили бы самих себя. Наша организация такова, что мы не можем не наделять сознанием других людей – если, конечно, мы не больны шизофренией. Если бы законы сознания не были объективными, то сознанию просто неоткуда было бы взяться. Мы встречаемся друг с другом в предметах нашего сознания, причем предметы эти и суть не что иное, как окружающие нас вещи объективного мира". Но и эта формулировка может (и могла) быть понята только теми, кто сам обдумывал указанные проблемы и пришел к ней (или, может быть, к формулировкам полностью противоположным) самостоятельно. Пониманию нельзя научить, а если бы даже моя задача заключалась в том, чтобы просто его показать, то для этого потребовалось бы "раскалывать" университет на новые спецкурсы. Вот поэтому мне и пришла в голову идея написать о проблеме матрицы книгу, причем такую, в которой будет меньше ответов, чем вопросов – специально для того, чтобы читатель стремился в первую очередь мыслить сам, а не узнавать готовые мысли автора. Пришлось ограничиться этой книгой-беседой, и сколь бы такой виртуальный диалог ни отличался от диалога реального, я все же льщу себе надеждой, что диалог этот состоится и будет множиться в сотнях разных мест, в сотнях человеческих мирков-мирозданий, и что каждый читатель найдет при этом для себя то, что он давно искал и, как ни парадоксально это прозвучит, что у него и так уже было. Я думаю, сказанных слов вполне достаточно, чтобы предупредить возможное понимание книги как учебного пособия по философии, психологии или же психопатологии: по-моему, она вполне заслуживает того, чтобы не быть ни первым, ни вторым, ни третьим. Журавлев Игнатий Владимирович Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Отдела психолингвистики Института языкознания РАН, преподаватель ряда вузов Москвы, врач-психиатр, практикующий психотерапевт. В 2002–2014 гг. читал поточный курс психиатрии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор около 150 научных публикаций, включая книги «Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства» (URSS), «Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности» (URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“» (URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (URSS), «От Фрейда к Выготскому: Очерки истории психологии в ее связях с философией и лингвистикой» (URSS).
|