Отъ переводчика |
Исторiя происхожденiя и общая характеристика книги Канта: "Религiя въ пределахъ только разума" |
| I. | Ходъ религiознаго развитiя Канта |
| A) | Молодость |
| | 1. Детство и школьные годы |
| | 2. Университетъ и ближайшiе после него годы |
| B) | До-критическiй перiодъ |
| C) | Критическiй перiодъ |
| D) | Результаты. Другiя свидетельства объ отношенiи Канта къ религiи |
| II. | Къ исторiи возникновенiя книги |
| III. | Содержанiе книги и основныя тенденцiи Канта |
| IV. | Впечатленiе отъ книги |
| A) | Мненiя современниковъ |
| | 1. Противники |
| | 2. Сторонники |
| B) | Кантъ и Шиллеръ |
| C) | Позднейшiе отзывы |
| | 1. Богословскiй рацiонализмъ въ первой половине ХIХ-го столетiя |
| | 2. Мненiе современныхъ богослововъ о философiи религiи Канта |
| V. | Приложенiя |
| | 1. Набросокъ письма Канта къ богословскому факультету (вероятно, къ кенигсбергскому) по вопросу о свободе печати для его книги: "Религiя въ пределахъ только разума" |
| | 2 и 3. Два наброска предисловiя къ книге "Религiя въ пределахъ только разума" |
Религiя въ пределахъ только разума |
| Предисловiе ко второму изданiю 1794 г. |
| Предисловiе къ первому изданiю 1793 г. |
Философскаго ученiя о религiи первая часть |
| О существованiи злого принципа рядомъ съ добрымъ или о радикально-зломъ въ человеческой природе |
| Примечанiе |
| | I. | О первоначальномъ задатке (Anlage) къ доброму въ человеческой природе |
| | II. | О предрасположении (Hange) къ злому въ человеческой природе |
| | III. | Человекъ по природе золъ |
| | IV. | О происхожденiи злого въ человеческой природе |
| Общее замечанiе |
| О возстановленiи первоначальнаго задатка къ доброму въ его силе |
Философскаго ученiя о религiи вторая часть |
| О борьбе добраго принципа съ злымъ за господство надъ человекомъ |
| Первый отделъ |
| О законномъ цритязанiи добраго принципа на господство надъ человекомъ |
| | а) | Олицетворенная идея добраго принципа |
| | б) | Объективная реальность этой идеи |
| | в) | Затрудненiя для реальности этой идеи и ихъ решенiе |
| Второй отделъ |
| О законномъ притязанiи злого принципа на господство надъ человекомъ и о борьбе обоихъ принциповъ другъ съ другомъ |
| Общее замечанiе |
Философскаго ученiя о религiи третья часть |
| Победа добраго принципа надъ злымъ и основанiе царства Божiя на земле |
| Первый отделъ |
Философское представленiе победы добраго принципа при основанiи царствiя Божiя на земле |
| | I. | Объ этическомъ естественномъ состоянiи |
| | II. | Человекъ долженъ выйти изъ этическаго естественнаго состоянiя, чтобы стать членомъ этическаго общественнаго строя |
| | III. | Понятiе этическаго общественнаго строя есть понятiе о народе Божiемъ подъ этическими законами |
| | IV. | Идея народа Божiя (какъ человеческаго установленiя) можетъ быть осуществлена не иначе, какъ въ форме церкви |
| | V. | Конституцiя каждой церкви исходить всегда изъ какой-нибудь исторической (откровенной) веры, которую можно называть церковною верою и которая лучше всего обосновывается на священномъ писанiи |
| | VI. | Церковная вера имеетъ своимъ главнымъ истолкованiемъ веру чистой религiи |
| | VII. | Постепенный переходъ церковной веры къ единодержавiю веры чистой религiи есть приближенiе Царствiя Божiя |
| Второй отделъ |
| Историческое представленiе постепеннаго основанiя господства добраго принципа на земле |
| Общее замечанiе |
Философскаго ученiя о религiи четвертая часть |
| О служенiи и лжеслуженiи подъ господствомъ добраго принципа или о религiи и поповстве |
| Первая часть |
| О служенiи Богу въ религiи вообще |
| Первой части первый отделъ |
| Христiанская религiя, какъ естественная религiя |
| Второй отделъ |
Христiанская религiя, какъ ученая религiя |
| Вторая часть |
| О лжеслуженiи Богу въ статутарной религiи |
| § 1. О всеобщей субъективной основе религiозной иллюзiи (Religionswahnes) |
| § 2. Противоположный религiозной иллюзiи моральный принципъ религiи |
| § 3. О поповстве, какъ господстве въ лжеслуженiи доброму принципу |
| § 4. О руководящей нити совести въ делахъ веры |
| Общее замечанiе |
| Терминологiя Канта |
Кант Иммануил Великий немецкий философ, осуществивший «коперниканский переворот» в философии. Родился в Кенигсберге (Восточная Пруссия), в семье ремесленника. В 1740–1743 гг. учился в Кенигсбергском университете. Работал домашним учителем, писал диссертацию; в 1755 г. получил степень доктора философских наук и звание приват-доцента университета. В 1770 г. был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1796 г. преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. В этот период им были написаны «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790) — фундаментальные философские работы, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.
В своем философском развитии Кант прошел два этапа: «докритический» и «критический». На первом этапе (1747–1755 гг.) он исследовал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности; выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения и идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. На втором этапе (с 1770-х гг.) он занимался вопросами гносеологии, и в особенности процессом познания, размышлял над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.